Функциональная грамотность
06.02.2025

06.02.2025
- Что такое «функциональная грамотность» и чем она может быть
полезна современным школьникам?
- Как она формируется в школе и в каких
ситуациях применима?
- Почему чисто академических
знаний уже недостаточно, чтобы быть успешным во взрослой жизни?
Что такое «функциональная
грамотность»?
Одно
из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал
советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:
«Функциональная грамотность –
это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для
решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой
деятельности, общения и социальных отношений».
Такое
определение очень созвучно тому, которое используется в Программе
международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной
грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся
15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного
функционирования в обществе?»
В
исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные
знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач.
Основные направления
исследования:
· читательская грамотность;
· математическая грамотность;
· естественнонаучная грамотность;
· глобальные компетенции;
· финансовая грамотность;
· креативное мышление.
Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором
описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от
одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий
учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной
области, вне изучаемого учебного материала.
О востребованности
функциональной грамотности
Еще
в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Аристипп, ученик и друг Сократа,
говорил о том, что «детей
надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут».
Сегодня
общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут
осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать
возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных
специалистов.
Функциональная
грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а
функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования.
Требования
к освоению элементов предметного содержания по-прежнему остаются в фокусе, но
чисто академических знаний уже недостаточно. Сегодня мы делаем акцент на умения
применять эти знания.
Презентация для родителей "Формирование и оценка
функциональной грамотности– одна из основных задач ФГОС"
РЕСУРСЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ 1. Вебинары издательства «Просвещение» 3. Марафон по функциональной
грамотности. Материалы в помощь учителю: ПОЛЕЗНЫЕ РЕСУРСЫ - Электронный банк заданий для
оценки функциональной грамотности - Банк заданий по функциональной грамотности
издательства «Просвещение».
01.02.2025

Просмотров всего: , сегодня: