Школьная служба примирения
06.02.2025

Начало работы горячей линии по
вопросам урегулирования конфликтов в школе, медиации и примирения в
образовательных организациях.
Горячая линия организована на базе
федерального государственного бюджетного учреждения «Центр защиты прав и
интересов детей» в целях оказания помощи в урегулировании споров, разногласий и
конфликтных ситуаций в образовательных организациях.
Консультацию по вопросам,
связанным с разногласиями и спорами в образовательных организациях, на основе
использования медиативного и восстановительного подходов можно получить в
рабочие дни
с 9.00 до 18.00 (по московскому
времени) по телефону: 8-800-222-34-17.
Горячая линия также включает возможность
получения онлайн -консультации через форму обращения на специализированной
странице официального сайта Центра: https://fcprc.ru/
05.02.2025
СМЫСЛ ШКОЛЬНЫХ СЛУЖБ ПРИМИРЕНИЯ
(ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ — ЧТО ЭТО ТАКОЕ?)
В школе собраны дети из разных социальных
слоев, разных национальностей, разных стилей воспитания и т.д., что создает
потенциально конфликтную среду, в которой школьники обязаны находиться
значительную часть своего времени. Никакой ребенок не будет думать об уроке,
если у него конфликт, его после школы ждет «разборка» или он стал жертвой
бойкота или насилия. Для многих подростков в школе важными вопросами являются
их статус среди сверстников, общение, взаимоотношения с противоположным полом,
способность влиять на других, принадлежность к определенной группе в классе,
опробование разных социальных ролей.
Частые
способы реагирования на конфликты в школе:
• ·Административный
(наказание или угроза наказанием)
• ·Направление
к психологу или социальному педагогу
• · «Стрелки»
среди подростков
В этих способах либо не происходит полного
решения конфликта, удовлетворяющее всех участников, либо решение конфликта
находят не его участники, а кто-то за них.
В результате школьники не осваивают конструктивные
способы разрешения конфликтных ситуаций, и потому в школе и в дальнейшей
жизни они часто необоснованно применяют силу или становятся жертвами
агрессивно настроенных людей.
Мы считаем, что конфликт должен быть решен его
непосредственными участниками, поскольку только они смогут найти лучшее
решение. И если они приняли на себя ответственность за решение, то наверняка
его выполнят и больше не попадут в подобную ситуацию. Помогает им нейтральный
посредник (медиатор), который не судит, не советует, не воспитывает, не
защищает, не винит и не принуждает. Медиатор помогает всем
участникам снизить эмоциональный накал, услышать и понять друг друга (в чем на
их взгляд проблема, какой и кому причинен вред), а также им самим найти
выход из конфликтной ситуации и обсудить, как избежать повторения подобного
в будущем.
Медиатор
организует примирительную встречу только при добровольном согласии обеих сторон
и в их интересах и потому он предварительно встречается с каждым из
участников отдельно. Медиатор в равной степени поддерживает обе стороны в
стремлении решить конфликт, потому он легко налаживает с ними контакт.
Для поддержки
проведения медиации в образовательном учреждении организуются Школьные
службы примирения. Служба примирения стремится, чтобы максимальное количество
ситуаций решались на программах примирения, и чтобы сторонам конфликта в первую
очередь была предложено самим найти решение ситуации.
Миссия школьной службы примирения — развить и закрепить как культурную традицию способность
людей к взаимопониманию.
Цель школьной службы примирения — развитие в образовательных учреждениях
восстановительного способа реагирования на конфликты и правонарушения.
Задачи службы примирения:
· Ограничение
административных и ориентированных на наказание реакций на конфликты с
причинением вреда, нарушения дисциплины и правонарушения
несовершеннолетних, а также развитие восстановительных практик, таких как
«Восстановительная медиация», «Круг сообщества», «Школьная восстановительная
конференция» и т. д.
· Передача ценностей
восстановительной культуры (таких как ответственность, взаимопонимание,
поддержка и т.д.) педагогам, администрации, школьникам и родителям
· Насыщение восстановительными
практиками существующих в школе форм управления и воспитания (таких как
родительские собрания, педагогические и методические советы, классные часы
и пр.), налаживание взаимопонимания между разными участниками
образовательного процесса