УТВЕРЖДЕН
Приказом директора МКОУ-ООШ №8
от «22 » августа 2025г. № 122
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Муниципального казенного общеобразовательного учрежденияосновной общеобразовательной школы № 8
на 2025 – 2026 учебный год
1-4 классы
АООП (вариант 2) образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми
и множественными нарушениями развития
Нормативной правовой основой учебного плана являются:
-Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями);
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
-Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 №28;
- СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» - Постановление
Главного государственного санитарного врача от 28.01.2021 № 2 (таблица 6.6.)
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования»
- Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении
федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17.07.2024 № 495 «О
внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации,
касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ»
-Устав МКОУ-ООШ №8.
Учебный план АООП (вариант 2) для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными
нарушениями развития (далее – учебный план) определяет общий объем нагрузки и
максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав и структуру образовательных
областей, учебных предметов по годам обучения.
Индивидуальный учебный план (ИУП), содержит предметы и коррекционные курсы, которые
соответствуют особым образовательным возможностям и потребностям конкретного
обучающегося.
Срок обучения по АООП НОО составляет 5 лет. Учебная нагрузка рассчитывается исходя из
33 учебных недель в году в I классе и 34 учебных недель в году со II по IV класс. Общий объем
учебной нагрузки составляет не более от 3039 до 3732 академических часов на этапе обучения
(I - IV или I дополнительный, I - IV класс). Содержание всех учебных предметов, входящих в
состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую
направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей обучающихся.
Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития
обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая область.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет
состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть
реализованы в образовательной организации и учебное время, отводимое на их изучение.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает
достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной
отсталостью: формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение; формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся,
приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях.
Обязательная часть, включает шесть образовательных областей, представленных девятью
учебными предметами:
Речь и альтернативная коммуникация.
Математические представления.
Окружающий природный мир.
Человек.
Домоводство (с 3 класса).
Окружающий социальный мир.
Музыка и движение.
Изобразительная деятельность.
Адаптивная физкультура.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся (п. 2.9.3 ФГОС УО).
Общий объем нагрузки в течение дня не превышает: - для обучающихся 1-х классов – 4 уроков
и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры; - для обучающихся 2-4
классов – 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры Режим
работы по пятидневной учебной неделе определяется в соответствии с СанПин 1.2.3685-21 В
максимальную нагрузку не входят часы занятий, включенные в коррекционно-адаптационную
область (Письмо МО РФ 06.09.2002г. № 03- 51-127 ин./13-03). Индивидуальные занятия
проводятся в течение учебного дня и во внеклассное время. Обучение в 1-м классе
осуществляется с соблюдением следующих дополнительныхтребований: - учебные занятия
проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену; - используется ступенчатый
режим обучения: в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре
– по 4 урока по 35 минут каждый, в январе – мае – по 4 урока по 40 минут каждый с
рекомендованными 1-ой и более динамическими паузами; - обучение проводится без балльного
оценивания знаний обучающихся и домашних заданий в первом классе, в первом полугодии
второго класса; Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная
деятельность, включающая коррекционно-развивающую область и другие направления
внеурочной деятельности. Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана
представлено обязательными коррекционными курсами (коррекционно развивающими
занятиями). Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное
осуществляется МКОУ-ООШ №8 самостоятельно, исходя из психофизических особенностей
обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медикопедагогической комиссии. Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей
области, не учитывается при определении максимально допустимой учебной нагрузки, но
учитывается при определении объемов финансирования. Всего на коррекционно-развивающую
область отводится не менее 5 часов в неделю из часов внеурочной деятельности.
Включает коррекционные курсы, проводимые различными специалистами:
«Сенсорное развитие»
«Предметно-практические действия»
«Двигательное развитие»
«Альтернативная коммуникация»
Коррекционные курсы реализуются в форме индивидуальных занятий. Выбор дисциплин
коррекционно-развивающей направленности для индивидуальных занятий, их количественное
соотношение осуществляется исходя из особенностей развития обучающихся с умственной
отсталостью и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и
индивидуальной программы реабилитации инвалида.
В часть, формируемую участниками образовательных отношений, входит и внеурочная
деятельность, которая направлена на развитие обучающегося средствами физического,
нравственного, эстетического, трудового воспитания, а также на расширение контактов
обучающегося с обычно развивающимися сверстниками и взаимодействие с обществом.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой
частью образовательного процесса в общеобразовательной организации. Образовательные
организации предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий,
направленных на их развитие. Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ формируется из
часов, необходимых для обеспечения их индивидуальных потребностей и составляет суммарно 10
часов в неделю на обучающегося, из которых не менее 5 часов должны включать обязательные
занятия коррекционной направленности с учетом возрастных особенностей обучающихся и их
физиологических потребностей (пункт 3.4.16 санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
обучающихся и молодежи", утвержденных постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28 (зарегистрировано в Министерстве
юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г, регистрационный N 61573), действующим до 1
января 2027 г.
Учебный план АООП (вариант 2) образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и
множественными нарушениями развития, МКОУ-ООШ №8 на 2025-2026 учебный год
Предметные области
Учебные
предметы
Количество часов
Классы I доп.
Всего
I
II
III
IV
Обязательная часть
1. Язык и речевая
практика
Речь и альтернативная
коммуникация
3
3
3
2
2
13
2. Математика
Математические представления
2
2
2
2
2
10
3. Окружающий мир
Окружающий природный мир
2
2
2
2
2
10
Человек
2
2
2
2
2
10
Домоводство
-
-
-
1
1
2
Окружающий социальный мир
1
1
1
1
1
5
Музыка и движение
2
2
2
2
2
10
Изобразительная деятельность
3
3
3
3
3
15
5. Физическая культура
Адаптивная физкультура
2
2
2
2
2
10
6. Технология
Профильный труд
-
-
-
-
-
-
Итого
17
17
17
17
17
85
Часть, формируемая участниками образовательных
отношений
4
4
6
6
6
26
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной
учебной неделе)
21
21
23
23
23
111
Речь и альтернативная коммуникация
2
2
4
2
2
12
Математические представления
2
2
2
2
2
10
Ручной труд
-
-
-
2
2
4
Внеурочная деятельность, в том числе
10
10
10
10
10
50
Коррекционные курсы:
6
6
6
6
6
30
1. Сенсорное развитие
2
2
2
2
2
10
4. Искусство
2. Предметно-практические действия
1
1
1
1
1
5
3. Двигательное развитие
1
1
1
1
1
5
4. Альтернативная коммуникация
2
2
2
2
2
10
Внеурочная деятельность (по направлениям)
2
2
2
2
2
10
«Рукотворный мир»
1
1
1
1
1
5
«Движение есть жизнь»
1
1
1
1
1
5