Русский язык для детей с умственной отсталостью 2 класс

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение - основная
общеобразовательная школа № 8
(МКОУ-ООШ №8)

ПРИЛОЖЕНИЕ к АООП НОО
обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа
учебного предмета «Русский язык»
основной общеобразовательной программы начального общего образования
Уровень образования: 2 класс.
Срок реализации: 1 год

Составители:

Наумова О.М.

г. Тавда, 2024г.

Русский язык
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей 2 класса с
легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных
документов:
– Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
– Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)»
–Адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
школы (вариант 1).
Рабочая программа ориентирована на учебник Э. В. Якубовской,
Н.В.Павловой «Русский язык» для 2 класса общеобразовательных учреждений,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.
«Просвещение», 2019 г.
Рабочая программа реализуется
в классе совместно с другими
обучающимися. В основу разработки данной рабочей программы заложены
дифференцированный и деятельностный подходы.
Цели и задачи учебного предмета
Цель: формирование и совершенствование знаний, умений, навыков,
владение языком в разных сферах речевого общения.
Задачи:
– овладение элементарными знаниями по грамматике для приобретения
практических навыков устной и письменной речи;
– формирование основных орфографических и пунктуационных навыков;
– повысить уровня общего и речевого развития учащихся;
– формирование познавательной деятельности учащихся и коррекция их
недостатков;
– формирование фонетически правильного письма и письма по правилу;
– подготовка школьников к жизни, к общению;
– формирование у школьников навыков связной устной и письменной речи;
– развитие мелкой моторики рук и их координирования;
– совершенствование техники письма;
– воспитание интереса к родному языку.
.
Место предмета в учебном плане.

В Федеральном базисном образовательном плане на изучение русского языка
во 2 классе для детей с легкой степенью умственной отсталостью выделено 112
часов год (3 ч в неделю, 34 учебных недель).
Планируемые результаты
Данная программа обеспечивает БУД (базовые учебные достижения)
необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения
предмета, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные результаты освоения учебного предмета «Русский язык».
– осознание языка как основного средства человеческого общения;
– восприятие русского языка как явления национальной культуры;
– понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели
индивидуальной культуры человека;
– способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык».
– умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в
различных источниках для решения учебных задач;
– способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях
общения;
– умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения
коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания,
письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций
общения;
– понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера,
учитывать различные мнения и координировать различные позиции в
сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
– стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
умение задавать вопросы.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык».
– овладение начальными представлениями о нормах русского литературного
языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого
этикета;
– умение применять орфографические правила и правила постановки знаков
препинания (в объеме изученного) при записи собственных и
предложенных текстов;
– умение проверять написанное;
– умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать,
характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова,
часть речи, член предложения, простое предложение;
Содержание тем учебного предмета
Повторение
Употребление простого предложения. Большая буква в начале
предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на

тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из
речи и текста.
Звуки и буквы
Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в
алфавитном порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по
алфавиту. Нахождение слов в словаре.
Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных.
Деление слова на слоги. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после
гласных. Перенос части слова при письме. Ударение. Постановка ударения в
двусложных и трехсложных словах. Гласные ударные и безударные.
Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при
обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я.
Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь.
Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и.
Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи,
ши, ча, ща, чу, щу.
Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих
согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения формы слова
(гриб - грибы).
Слово
Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов,
умение выделять их в тексте, различать по вопросам кто? что? и правильно
употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими
словами в предложениях (по вопросам кого? чего? кому? чему? и др.).
Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень,
улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса
школы.
Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их
в тексте, различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет
делать? что сделает?, правильно согласовывать их в речи со словами,
обозначающими предметы.
Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду
действий.
- Слова,
обозначающие
признаки
(качества)
предметов:
называние признака (качества) данного предмета по вопросам: какой?
какая? какое? какие?;
- нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное
отнесение их к словам, обозначающим предметы;
- подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и
определение предмета по ряду признаков (качеств),
- сравнение двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь черный;
камень твердый, а вата мягкая);
- согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими
предметы.
Предлог. Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их
раздельно со словами (с помощью учителя). Разделительный ъ.

Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение
пользоваться словарем, данным в учебнике.
Предложение
Практическое знакомство с построением простого предложения.
Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу
кого? или что?), родительного падежа (кого? или чего? нет у кого?), дательного
падежа (кому? чему?), предложного падежа (где? с предлогами в и на, о ком? о
чем?), творительного падежа (кем? чем?).
Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем
тему. Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум
вопросам. Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр,
строгать, доска). Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого
вопроса, и записать ответ. Выделение в тексте или составление предложений на
заданную учителем тему. Умение закончить предложение или дополнить его по
одному-двум вопросам. Составление предложений из слов, данных в начальной
форме (столяр, строгать, доска). Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь
словами этого вопроса, и записать ответ.
Повторение
Повторение пройденного за год.
Связная письменная речь (упражнения даются в процессе изучения всего
программного материала по русскому языку). Расположение 2-3 коротких
предложений в последовательном порядке. Составление подписей к серии из 2-3
сюжетных картинок. Правильное использование личных местоимений вместо
имени существительного.
Письмо и чистописание (упражнения проводятся ежедневно (по 5-8 мин);
содержание занятий связывается с материалом урока)
Тематическое планирование
№
п/п
1.
2.
3.
4.

№
п/п

Тема

Количество часов

Повторение.
Звуки и буквы.
Слово.
Предложение.

7
50
40
15
Итого
112ч.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку
для 2 класса.
Наименование раздела, темы

Кол-во
часов

Дата
проведения
по
плану

1.

«Вот и лето прошло…» «Здравствуй,

1

01.09

факт

Примечан
ие

2.
3.
4.
5.
6.
7.

8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

18
19
20
21
22
23

24
25
26
27
28
29
30

школа!»
Предложение.
Письмо предложений.
Предложение и его схема. Составление
схемы предложения.
Распространение предложений.
Выделение предложений в тексте.
Определение их количества.
Наша речь. Слово.
Схема слова.
Составление предложений с данными
словами.

1
1

02.09
03.09

1
1

07.09
08.09

1

09.09

1

10.09

Работа над ошибками. Гласные звуки и
буквы.
Согласные звуки и буквы.
Слова, которые различаются одним звуком.
Слова, которые различаются количеством
звуков.
Слова, которые различаются
последовательностью звуков.
Ударение в словах.

1

16.09

1
1
1

17.09
21.09
22.09

1

23.09

1

24.09

Выделение ударного гласного в слове.
Упражнение в постановке ударения и
выделении ударного гласного.
Списывание по теме «Звуки и буквы»
Работа над ошибками. Закрепление
изученного.

1
1

29.09
30.09

1
1

01.10
05.10

Слог, как часть слова.
Деление слов на слоги.
Гласные в образовании слогов.
Перенос слов по слогам.
Картинный диктант (словарные слова).
Деление слов со звуками И-Й на слоги.
Списывание по теме «Слог»
Работа над ошибками. Закрепление
изученного.

1

06.10

1
1

07.10
08.10

1
1
1

13.10
15.10
19.10

Парные звонкие и глухие согласные.
Различай Б-П.
Различай В-Ф.
Различай Г-К.
Различай Ж-Ш.
Различай Д-Т.
Различай З-С.
Контрольный диктант за 1 четверть

1

20.10

1
1
1
1
1
1

21.10
22.10
26.10
27.10
28.10
29.10

Шипящие согласные.
Свистящие согласные.
Различение свистящих и шипящих
согласных на слух и в произношении.
Упражнения в различении шипящих и
свистящих

1
1
1

09.11
10.11
11.11

1

12.11

35
36

Буква Е в начале слога или слова.
Буква Ё в начале слога или слова.

1
1

16.11
17.11

37
38
39
40

Буква Ю в начале слога или слова.
Буква Я в начале слога или слова.
Буква Е, Ё, Ю, Я в начале слога или слова.
Списывание по теме: «Гласные буквы Е, Ё,
Ю, Я в начале слова или слога».

1
1
1
1

19.11
24.11
25.11
26.11

41

Гласные И-Ы после твёрдых и мягких
согласных.
Гласные О-Ё после твёрдых и мягких
согласных.
Гласные У-Ю после твёрдых и мягких
согласных.
Гласные А-Я после твёрдых и мягких
согласных.
Гласная Е после мягких согласных.
Списывание по теме «Твердые и мягкие
согласные»
Работа над ошибками. Закрепление
изученного.

1

30.11

1

02.12

31
32
33
34

42
43
44
45
46
47

48
49
50
51
52
53

54
55
56
57
58

07.12
1

09.12

1
1

10.12
14.12

1

15.12

Буква Ь для обозначения мягкости
согласных на конце слова.
Письмо слов с мягкими согласными на
конце.
Различай твёрдые и мягкие согласные на
конце слова.
Различение твёрдых и мягких согласных на
конце слова на слух и при письме.
Контрольный диктант за 2 четверть по
теме: «Твёрдые и мягкие согласные»
Работа над ошибками. Различай слова с
твёрдыми и мягкими согласными на конце
слова.
Предмет и его название.

1

16.12

1

17.12

1

22.12

1

24.12

1

28.12

1

29.12

1

30.12

Названия предметов отвечающие на вопрос
ЧТО?
Название частей предметов.
Различение основных частей хорошо
знакомых предметов.
Обобщающее слово для группы однородных
предметов.

1

11.01

1
1

18.01
19.01

1

20.01

Названия предметов отвечающие на вопрос
КТО?
Обобщающее слово для группы однородных
предметов.
Различай слова, отвечающие на вопросы
КТО? и ЧТО?
Различай слова, обозначающие один и
несколько одинаковых предметов.
Большая буква в именах людей.
Составление рассказа по сюжетной
картинке
Большая буква в именах и фамилиях.
Употребление имён и фамилий людей в
предложении.
Правописание имён собственных.
Контрольный диктант по теме:
« Названия предметов».
Работа над ошибками. Закрепление
изученного.

1

21.01

1

25.01

1

26.01

1

27.01

1
1

28.01
01.02

1
1

02.02
03.02

1
1

04.02
08.02

1

09.02

Действие и его название. Названия
действий, отвечающие на вопрос ЧТО
ДЕЛАЕТ?
Названия действий, отвечающие на вопрос
ЧТО ДЕЛАЮТ?
Подбор названий действий к названиям
предметов
Кто-что делает?
Кто-что делают?
Согласование слов, обозначающих
действия, со словами, обозначающими
одушевлённые предметы.
Списывание по теме «Названия действий»
Работа над ошибками. Закрепление
изученного.

1

10.02
11.02

1

1

15.02
16.02
17.02
18.02
22.02

1

23.02

1
1

24.02
25.02

77
78
79

Предлог, как отдельное слово.
Предлоги в, на, с, из, у в предложении.
Употребление предлогов в предложении.

1
1

01.03
02.03
03.03

80
81

Контрольный диктант за 3 четверть
Работа над ошибками. Закрепление
изученного.

1
1

08.03
09.03

82
83

Выделение «трудной» гласной в словах.
Написание гласных в словах-родственниках.

1
1

10.03
17.03

84
85

Написание гласных в словах-родственниках.
Правописание слов с непроверяемыми
написаниями.

1
2

01.04
06.04

86

Выделение предложения из текста.

1

08.04

59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69

70

71
72
73
74

75
76

1

87
88

89
90
91
92
93
94
95
96
97
98

99
100102

Составление и запись предложений по
картинкам.
Правила записи предложения из текста.
Заглавная буква в начале предложения и
точка в конце.
Предложение и его схема.
Составление рассказа из предложений в
порядке следования схем.
Набор слов и предложение.
Различай набор слов и предложении.
Завершение начатого предложения с
помощью рисунков.
Порядок слов и предложений.
Составление к рисункам предложений из
слов.
Составление предложений по предметной
картинке.
Составление предложений по сюжетной
картинке.
Предложения-вопросы и предложенияответы.

1

12.04

1

13.04

1
1

14.04
15.04

1
1
1

19.04
20.04
21.04

1
1

22.04
26.04

1

27.04

1

28.04

1

29.04

Контрольный диктант за год.
Повторение

1
2

04.05
05.0526.05

Учебно-методическое обеспечение:
1. Учебно-методические пособия:
- Русский язык. Методические рекомендации. 2-4 класс: учеб. пособие для
общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват.
программы. /Э.В. Якубовская. - М.: Просвещение, 2017.
2. Учебник:
Э. В. Якубовской, Н.В.Павловой «Русский язык» для 2 класса
общеобразовательных учреждений, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы. «Просвещение», 2019г.
3. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства:
4. Технические средства:
- компьютер, персональный компьютер (ноутбук, планшет).
5. Учебно-практическое оборудование:
- касса букв и слогов;
- раздаточный дидактический материал (муляжи предметов, игрушки, природный
материал, геометрические фигуры и тела);
- наборы предметных и сюжетных картинок;
- карточки для индивидуальной работы (схемы слов, предложений и т.п.);
- слоговые таблицы;

- дидактические игры;
- образца написания букв;
- мозаика, шнуровки, шаблоны, трафареты;


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».