Программа внеурочной деятельности Школьный театр 5-7 класс

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение - основная общеобразовательная
школа № 8
(МКОУ-ООШ №8)
ПРИЛОЖЕНИЕ к ООП ООО
37-РП-ООО

Рабочая программа
внеурочной деятельности «Школьный театр»
Уровень образования: 5-7 класс
Срок реализации: 3 года

Составители:
Скворцова Л.Н.

г. Тавда, 2024г.

Пояснительная записка
Наиболее острая проблема современной педагогики – проблема стойкой
неуспеваемости и трудностей школьной адаптации учащихся.
Для того чтобы процесс формирования учебной мотивации у детей имел
конструктивный характер, необходимо переживание успеха. Использование в
учебной деятельности методов театральной педагогики будет способствовать
развитию психических процессов и формированию учебной мотивации.
Основная идея предлагаемой педагогической инновации – не фрагментарное
использование элементов театральной деятельности и не показ готовых
представлений, а создание с детьми спектаклей на уроках художественного ручного
труда. Ведь поведение человека, прежде всего, связано с действием его рук.
Изготовление театральной атрибутики, взаимодействие со сверстниками, работа с
куклами, активная речевая среда будут способствовать развитию у ребёнка всех
психических функций. Виды спектаклей могут быть разнообразными: кукольный,
перчаточный, теневой и др., в зависимости от желания и возможностей, конкретных
условий, выдвигаемых педагогических задач.
Программа курса внеурочной деятельности относится к программам
художественно - эстетической направленности, так как ориентирована на развитие
общей и эстетической культуры
обучающихся, художественных способностей и
склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая
возможность творческого самовыражения, творческой импровизации.
Данная программа актуальна, поскольку театр становиться способом
самовыражения, инструментом решения характерологических конфликтов и
средством снятия психологического напряжения.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии
нравственных, эс тетических качеств личности человека. Именно средствами
театральной деятельности возможно формирование социально активной
творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться
достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому
труду, сочинительству, фантазированию.
Цель обучения:
• создание комфортной эмоциональной среды для формирования потребности
детей в регулярных занятиях театральной деятельностью.
• вовлечение детей в коллективную творческую деятельность и развитие
коммуникативных навыков.
• удовлетворение потребности детей в театральной деятельности; создание и показ
сцениче ской постановки.
Задачи:
• развивать интерес к сценическому искусству;
• развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность,
находчивость и фан тазию, воображение, образное мышление;
• снимать зажатость и скованность;
• активизировать познавательный интерес;
• развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми;
• воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;

• развивать чувство ритма и координацию движения;
• развивать речевое дыхание и артикуляцию;
• развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;
• пополнять словарный запас;
• учить строить диалог, самостоятельно выбирая партнера;
• научиться пользоваться словами выражающие основные чувства;
• познакомить детей с театральной терминологией;
• познакомить детей с видами театрального искусства;
• познакомить с устройством зрительного зала и сцены;
• воспитывать культуру поведения в театре.

Программа реализуется в течение одного года. Учебно-тематический план
соотнесен с целями и задачами программы, сроками, этапами и порядком её
реализации.
Учебная группа формируются из мальчиков и девочек разного возраста с
учетом уровня их общего развития. Однако, желательно, чтобы разница в
возрасте обучающихся в группе не превышала одного-двух лет. Оптимальная
численность группы 15 человек.
Объем и срок освоения программы.
Программа рассчитана на один год обучения, всего 68 часов.
Режим, периодичность и продолжительность занятий. В течение всего периода
обучения учебный процесс организован следующим образом: групповые очные
учебные занятия проводятся по 2 академических часа ( 1 ак. час
продолжительностью 40 мин.) два раза в неделю. Итого 68 часов в год,
включающих в себя теоретические, практические занятия, посещение
театров и
репетиции спектаклей.
Адресат программы.
В кружке занимаются ребята 5-7 класса.
В силу значительной поведенческой, психоэмоциональной, физиологической
разницы между детьми большая часть занятий проводится по двум возрастным
подгруппам с учетом возрастных особенностей согласно требованиям СаНПиНа и
здоровьесберегаю щим технологиям (общее количество обучающихся не более 20).
Однако, для сплочения коллектива при подготовке к спектаклям задействуются
все участники студии.
Формы работы: очная, заочная (с примен.дис.об.)
Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции,
мизансцены. Основными формами проведения занятий являются:

Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка

сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из
литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к
театральному искусству и мастерству.
Методы работы:
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную
науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и
творческой работы. Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной
работе, работе с партнёром, учатся общаться со зрителем, учатся работе над
характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные
текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению тек ста, работе
над репликами, которые должны быть осмысленными и
прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят.
Дети привносят элементы своих идеи, свои представления в сценарий,
оформление спектакля.
Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над
декорациями и
костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также
развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет
реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями
реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает
общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие
зрительской культуры детей.
Освоение программного материала происходит через теоретическую и
практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие
включает в себя организационную, теоретическую и практическую части.
Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть
очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.
Формы контроля
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды
контроля: текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью
ребенка в процессе за нятий;
промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты,
конкурсы; итоговый – открытые занятия, спектакли.
Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках,
торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях,
родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших
классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и
пьесок для свободного просмотра.
II. Содержание учебного предмета, курса.
РАЗДЕЛ 1. Основы театральной культуры. Театр как вид искусства. Роль
театрального искусства в формировании личности. Театр - искусство коллективное,
спектакль - результат творческого труда артистов театра. История возникновения
театра. Виды театрального искусства. Культура поведения в театре. «Зритель» и
«фанат». Структура театра, основные профессии: актер, режиссер, сценарист,
художник, гример. Театральное здание. Зрительный зал. Сцена. Мир кулис. Сценарий
и правила работы с ним. Выразительное чтение разных текстов.
РАЗДЕЛ 2. Ритмопластика
Ритмопластика массовых сцен и образов. Совершенствование осанки и походки.
Владение своим телом, свобода и выразительность движений. Постановка танцев

(для отдельных эпизодов).
РАЗДЕЛ 3. Театральная игра
Театральные игры, импровизация. Действия с воображаемым предметом.
Пластические, ритмические, музыкальные игры. Этюд. Сценический этюд.
Беспредметный этюд на. Артикуляция. Работа над дикцией.
РАЗДЕЛ 4. Этика и этикет. «Этика», «этикет», «этикетка» Такт. Золотое правило
нравственности. Культурный человек… Какой он?
РАЗДЕЛ 5. Культура и техника речи. Учимся говорить красиво. Развитие дыхания
и свободы речевого аппарата. Правильная артикуляция, чёткая дикцией,
разнообразная интонация. Дыхательные и артикуляционные упражнения.
Выразительное чтение поэзии и прозы. Работа над выразительностью речи.
III. Планируемые результы
Метапредметные
Регулятивные
•
умение организовать свое рабочее место под руководством
педагога; умение последовательно выполнять действия;
•
использовать речь для регуляции своего действия;
•
умение самостоятельно оценивать выполненную работу.
Познавательные
знать театральные профессии (актер, гример, костюмер, декоратор, режиссер);
•
чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в
ролевое взаимодействие с другими персонажами;
•
иметь представление о театре, о театральной культуре;
•
иметь представление об устройстве театра.
Коммуникативные
•
умение вступать в диалог;
• участие в коллективном обсуждении проблем, сотрудничество с группой
сверстни ков, учет разных мнений и умение выразить свое;
•
умение договариваться и находить общее решение;
Личностные
•
умение не создавать конфликтных ситуаций и находить выходы из них;
•
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;
•
уважительное отношение к чужому мнению.
Предполагаемая результативность программы ориентируется на приобретение
социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни.
IV. Учебно-тематический план
Количество часов: 34 часа, в неделю: 1 час ( + 1 резервный)
№ п/п Разделы

Количество часов
Всего
17

Теория
4

Практика
8

3

1

3

Театральная игра

7

2

7

Этика и этикет

2

1

2

Организационное занятие. Основы
театральной культуры. Театр как вид
искусства
Ритмопластика

Культура и техника

6

1

5

Итого:

35

9

25

№ п/п

Тема занятия

Календарно-тематическое планирование
Количест Теоретические навыки
во часов

ОСНОВЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ. ТЕАТР КАК ВИД ИСКУССТВА
1
Вводное занятие «Что такое театр?». Особенности
1
театра.
2

3

Виды театрального искусства. Знакомство со 1
структурой театра, его основными профессиями:
актер,
режиссер, сценарист, художник, гример.
Подготовка ко Дню учителя. Обсуждение декораций, 1
костюмов,
музыкального
сопровождения.
Распределение ролей.

4

Подготовка декораций и костюмов. Репетиция. Ра- 1
бота над темпом, громкостью речи.

5

Генеральная репетиция к празднику День учителя.

6

Анализ выступления на празднике День учителя 1
(недостатки, интересно ли было работать над
спектаклем, что будем делать дальше).
Что такое сценарий? Обсуждение сценария сказки
1
«Рукавичка» на новый лад.
Выразительное чтение сказки по ролям.
1

7
8

Игра «Назови свое имя
ласково».

Драма,
комедия,
трагедия, интермедия
Словарь:
балет
драматический;
Театр
зверей,
кукольный.
Декорации.

Представьте
разные
театры.
Подготовка
костюмов, декораций.
Выразительное чтение
стихов.

1

9

Культура поведения в театре. Понятия «зритель» и
«фанат». Обсуждение сценария.

10

Театральное здание. Зрительный зал. Сцена. Мир 1
кулис.
Знакомство с Новогодними сказками. Чтение сказок 1

11

Словарь: театр, актер,
аншлаг, бутафория,
декорации.

Практические
навыки

Учимся высказывать
отношение к работе,
аргументируя
Учимся выразительному
чтению

1
Кулисы,
подмостки.

рампа,
Работа над артикуляцией

Дата
План

Факт

12
13
14
15

по ролям.
Сценарий и правила работы с ним.
Выбор сценария для постановки на Новый год.
Распределение ролей с учетом пожеланий артистов.
Подбор музыкального сопровождения. Репетиция.
Изготовление декораций.
Изготовление декораций, костюмов. Репетиция.

звуков.
1
1

Сценарий, сценарист

1

Декорации

16

Генеральная репетиция Новогоднего сценария.

1

17

Обсуждение спектакля (успех или неуспех? ошибки,
недостатки).

1

РИТМОПЛАСТИКА
18
Ритмопластика
массовых
Совершенствование осанки
создавать образы животных.

сцен
и
образов. 1
и походки. Учимся

Творческие задания «Изобрази», «Войди в образ».
«Профессионалы», «Что бы это значило»,
«Перехват». Упражнения «Исходное положение»,
« Зернышко»
20
Музыкальные пластические игры и упражнения. Работа в парах, группах, чтение диалогов, монологов.
ТЕАТРАЛЬНАЯ ИГРА
21
Этюд как основное средство воспитания актера.
Этюд – «средство вспомнить жизнь» (К.С.
Станиславский).
22
Шутливые словесные загадки. Найди ошибку и
назови слово правильно.
19

23

24

Подготовка ко Дню 8 Марта. Выбор сценок и
распределение ролей. Подбор музыкального
сопровождения.
Генеральная репетиция. Подготовка костюмов и

Изготовление
декораций
костюмов

1

и

Осанка, и походка.

1

Учить
показывать
животных с помощью
мимики.

1

Работа над дикцией и
пластикой.

1

Этюд, диалог, монолог.

1

1

1

Работа над движениями
на сцене.

25

декораций.
Обсуждение праздничного выступления.

Этюд как основное средство воспитания актера. Беспредметный этюд на контрасты (2 человека, сцена
разделена перегородкой). «Разговор по телефону с
невидимым оппонентом».
27
Сценический этюд: «Диалог – звукоподражание и
«разговор» животных. (Курица – петух, свиньякорова, лев-баран, собака – кошка, две обезьяны,
большая собака – маленькая собака)
ЭТИКА И ЭТИКЕТ
28
«Этика», «этикет», «этикетка», научиться их
различать.
Золотое
правило
нравственности
«Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы
поступали с то-бой».
29
Понятие такта. Золотое правило нравственности
«Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы
поступали с тобой».
КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА РЕЧИ.
30
Что такое культура и техника речи. Выразительное
чтение поэзии и прозы.
26

31

32

33

1

1

Д/и
животное».

1

Познакомить
с
понятиями «этика»,
«эти-кет».

«Угадай Показ
животных.

«разговора»

Ирга: « Я начну, а вы
кончайте...»

1

1

Учусь говорить красиво. Что значит красиво 1
говорить? «Сквернословие… это всегда плохо или
иногда хорошо?».
Культура и техника речи. В мире пословиц, 1
поговорок, скороговорок.

Выразительное чтение поэзии и прозы.

Учить высказывать
свое
мнение,
аргументируя.

1

1

Познакомить
понятиями
«сквернословие».

с Учить высказывать
свое
мнение,
аргументировать
Произнесение
скороговорок
по
очереди с раз ным
темпом и силой звука, с
разными интонациями.
Работа над дикцией.

34

Посиделки за круглым столом: «Наши успехи и
недостатки». Итоги работы за год. Показ заранее
подготовленных самостоятельно сценок из школьной
жизни.

3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Важной задачей является принципиальная нацеленность занятий на
формирование актерских умений юных исполнителей, в основе которых лежит
развитая способность реализовывать сценическое действие, то есть действие
целесообразное, осмысленное. Навыки, полученные в процессе обучения,
реализуются учащимися в конкретной творческой работе в виде этюдов,
сценических номеров, концертных выступлений и спектаклей, которые
исполняются для зрителей в течение каждого учебного года.
Материал для постановок подбирается таким образом, чтобы каждый ученик
играл разноплановые роли, в различных жанрах и стилях. Это позволит раскрыть
творческую индивидуальность учащегося и предотвратит наработку так
называемых актерских «штампов». Работа обучающихся оценивается и
контролируется преподавателями. Главным направлением первого года
обучения по предмету «Актерское мастерство» является приобщение детей к
театральному искусству, что способствует воспитанию у ребенка личностных
убеждений и духовных потребностей, формируя его художественный вкус.
Учащиеся должны не только усвоить, выучить, запомнить ту или иную
информацию, но и проработать, оценить, выразить свое отношение к ней.
Основная задача первого этапа – увлечь детей театральным искусством,
привить зрительский этикет, научить правильному поведению и общению в
коллективе.
Ведущая деятельность данной возрастной группы детей – игровая. Поэтому
на первых занятиях преобладают игровые формы актерского тренинга и
упражнений, которые дают возможность ребенку «рассказать» о себе,
познакомиться, адаптироваться в коллективе, приступить к новым видам
деятельности для приобретения навыков сценических действий. Создание
нравственного, дружелюбного климата и радостной, творческой атмосферы,
получение детьми удовольствия от занятий являются основными задачами для
преподавателя.
Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с миром театра.
Беседа-знакомство.
На первых уроках важно пробудить в детях интерес к театру. Беседа с
учащимися о том, какие театры, выставки, концерты они посещали? Что
запомнилось? Какие спектакли смотрели? Какие любимые сказочные
персонажи? Кого бы хотели сыграть? Рассказать об особенностях этого
искусства, о людях, которые ему служат. Это и драматурги, и артисты, и
режиссеры, и художники, и монтировщики, звукорежиссеры, и светооператоры,
гримеры, ко стюмеры и многие другие люди. На этом этапе идет знакомство с
новыми учениками. В ходе беседы рассказывается о правилах поведения в
театре, о видах театра (драматический, кукольный, оперетта и т. д.) Рассказ о
разновидностях театральных жанров: комедия, трагедия, драма и т. д...
Инструктаж по технике безопасности поведения в аудитории, на
сценических площадках, при коллективном посещении театра.
Тема 2. Актерские тренинги и упражнения.
Это непрерывная смена игр и упражнений, которые осуществляют

последовательный, поэтапный отбор элементов актерской техники и пробуждают
личную активность каждого учащегося без насилия над его природой. Подлинная
заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие 10
успеха выполнения задания. Актерский тренинг предполагает широкое
использование элемента игры, т.к. именно игра приносит с собой чувство свободы,
непосредственность, смелость.
2.1. Значение поведения в актерском искусстве.
С первых занятий договариваемся с ребятами о дисциплине на занятии. Дети
должны знать, что дисциплина и самодисциплина – это основа любого
творческого процесса. Мы учим каждого умению себя самоорганизовать и
«настроиться» на работу. Здесь мы говорим о готовности к действию: каждый
из маленьких артистов в любой момент может выполнить простейшее задание:
хлопнуть, топнуть, пересесть, поменяться местами с партнером и т.д.
Здесь может и должен работать эффект неожиданности и игры.
Театр - искусство коллективное. Установка правил поведения на уроках, в
коллективе, на сценических площадках. Этикет зрителя. Взаимоуважение.
2.2. Развитие актерского внимания
Внимание (сценическое внимание) – очень активный сознательный процесс
концентрации во ли для познания окружающей действительности, в котором
участвуют все системы восприятия - зрение, слух, осязание, обоняние. Главная
задача педагога научить детей удерживать своё внимание в непрерывно
активной фазе в процессе сценического действия. Видеть, слышать,
воспринимать, ориентироваться и координироваться в сценическом
пространстве.
Зрительная и слуховая память. Эмоциональная и двигательная память.
Мышечная и мимическая память. Координация в пространстве. Подлинное,
органическое действие на сцене требует от человека сосредоточенного
внимания, активного творческого воображения. Человек должен понастоящему, как в реальной жизни, видеть, слышать, мыслить, воспринимать и
оценивать окружающую среду, активно воздействовать на окружающие
объекты.
Рекомендуемые упражнения воспитывают и тренируют эти
необходимые качества и навыки. Занятия начинаются обычно с элементарных
упражнений, развивающих внимание и наблюдательность, приучающих быстро
сосредоточиваться и настраиваться к активному действию.
Учащимся предлагают послушать, что делается на улице, в коридоре, в
соседней комнате, на верхнем этаже (упражнение может длиться 10—15 секунд
и более); затем просят последовательно и подробно рассказать, что именно они
слышали, отчего происходили эти звуки, какой они носили характер (например:
сперва прошла машина, она издавала шуршащие звуки, потом стал гудеть мотор,
звук его был прерывистым, он нарастал, что-то временами позвякивало, может
быть, это дверца машины, потом звуки машины стали стихать, перекликались
детские голоса, и т. д.). Предлагают рассмотреть какой-либо предмет, картину на
стене, всю стену, часть комнаты, пейзаж за окном, затем отвернуться и подробно
рассказать обо всем замеченном, описать расположение, форму, цвет
рассмотренных предметов. Один из учащихся начинает рассказывать, другой его
дополняет, третий подмечает, что ими упущено. Можно внимательно
рассмотреть кого-нибудь из товарищей, а потом, отвернувшись, рассказать, как

он одет, причесан, какой у него цвет глаз. Подобные же упражнения полезно
проделать и на осязание. С закрытыми или завязанными глазами учащийся
ощупывает предмет и определяет его форму, фактуру; по размеру монеты
определяет ее достоинство; на ощупь узнает товарища. Раскладывают несколько
предметов в определенном порядке и предлагают учащемуся запомнить это
расположение, а потом все смешивают и просят по памяти восстановить
прежний порядок. Можно предложить ему отвернуться, и в это время убрать
какой-либо из предметов, потом спросить — что именно убрали. С большим
удовольствием ребята будут выполнять «нанизывание слов» (или «цепочку
слов»). Это упражнение хорошо тренирует и внимание и память. Все садятся в
круг и по очереди называют различные предметы; но сперва каждый должен
повторить все уже названные предметы в той же последовательности, как их
называли, а потом добавить свой предмет, как бы нанизывая его на общую
ниточку. (Например, первый сказал: «лампа»; его сосед говорит: «лампа, стол»;
следующий повторяет: «лампа, стол, книга»; «лампа, стол, книга, диван», —
продолжает очередной товарищ, и т. д. Игра идет по кругу, и тот, кто перепутал,
забыл какое-то слово, выходит из игры. Остальные продолжают.) Полезно
упражнение «пишущая машинка». Между всеми участниками распределяют
буквы алфавита и знаки препинания, каждый должен повторить их и запомнить:
берут какую-нибудь строчку стихотворения или песни, лозунг, девиз, поговорку
(например: «Кто не знает дядю Степу...» или «Тише едешь — дальше будешь»).
Руководитель устанавливает определенный ритм и дает сигнал к началу: каждый
на свою букву или знак препинания хлопает в ладоши; окончание слов можно
отхлопывать всем вместе, отстукивать ногой или еще как-нибудь.
Сперва это упражнение покажется очень трудным, так как требует большой
сосредоточенности, активного внимания. Зато все бывают очень довольны,
когда удачно получается. Для раз рядки можно использовать хорошо известные
игры на внимание: «жмурки» (с завязанными глазами), «моргалки», «третий
лишний», «море волнуется». Можно потренировать ребят на быструю перемену
местами: договариваются, кто с кем будет меняться местом, и по сигналу
пробуют проделать это быстро, легко, бесшумно. Сперва получаться не будет,
значит, надо сообразить, что мешает, и повторить несколько раз, пока не
получится. А потом попробовать менять места вместе со своими стульями. Тото шуму будет сначала! Но и здесь надо добиться бесшумного и быстрого
перехода на свое место, чтобы никто никого не задел, не громыхнул стулом. Эти
упражнения можно варьировать — по кругу, по рядам и, наконец, если ребята
добились четкого и быстрого выполнения, точно рассчитали свои движения,
попробовать выполнить это... с закрытыми глазами. А потом можно передавать
по цепочке (по кругу или по рядам) стулья или какие-то другие предметы, чтобы
все действовали четко, никто ничего не ронял, не задевал соседей. Эти
упражнения можно выполнять в разных ритмах: по хлопку руководителя или
молча, с внутренним ощущением заданного ритма, под музыку — вальс, марш,
польку, галоп. (как пригодятся эти упражнения, когда ребятам потом придется
заниматься перестановкой декораций на сцене! Ведь можно добиться того, что
эта перестановка превратится в некую часть спектакля.) Продолжая
упражняться в развитии внимания, наблюдательности, памяти, очень полезно
предложить ученикам вспомнить (и зрительно представить себе) знакомый дом,

улицу, площадь, обстановку комнаты, а потом подробно описать их, так чтобы
все слушатели тоже хорошо представили себе это. Можно вспомнить свой путь
из дома в школу, рассказать о встреченных на пути предметах, людях,
животных, описать их внешний вид, поведение. Пусть ребята вспомнят и
опишут различные пейзажи, расскажут интересные случаи из своей жизни,
события, которые им пришлось наблюдать. Здесь уже вовлекается в работу
эмоциональная память, воспитывается навык воспроизводить образы и события
в своем воображении и передавать их слушателям.
Тема 2.3. Работаем над дикцией и голосом. Преодоление мышечных зажимов.
Мышечную свободу актёра Станиславский считал важнейшим условием
создания творческого самочувствия. Поэтому «освобождение мышц» он включил
в раздел внутренней техники актёра, подчёркивая тем самым особую роль этого
элемента не только для телесной, но и для духовной стороны творчества, так как
мышечные зажимы нарушают органичность существования актёра на сцене.
Мышечная скованность - враг пластичности. Можно поднять и протянуть
руку, как шлагбаум, а можно развернуть её, как лебедь разворачивает шею.
Добиваясь свободы и пластичности жеста, надо сначала медленно, а потом и
быстро научиться разворачивать и сворачивать движения, как бы пропуская
мышечную энергию по руке постепенно, от плеча к кончикам пальцев и
обратно. Тогда и жесты, обозначающие, например: "смотри туда!", или "вон
отсюда!", или "подойди сюда!" и т. п. станут действенными и выразительными.
Упражнения.
1.
Довести напряжение во всём теле до возможного предела, после чего
сразу ослабить мыш цы. Поднять руки вверх, сжать кулаки, набрать дыхание и,
поднимаясь на носки, напрячь всё тело так, словно удерживаешь тяжёлый груз.
После чего вместе с выдохом полностью ослабить мышцы и опуститься на
стул, откинувшись на спинку.
2.
Музыкальная импровизация: выбирается музыкальная тема и в
зависимости от характера музыки даётся задание, например, выступление
манекенщиц или прибытие знаменитых актёров на престижный фестиваль.
Либо прослушивается музыкальный фрагмент, и студийцы са ми предлагают
сюжет.
Мышечные зажимы не позволяют в полной мере использовать голосовой
диапазон, тембр, громкость. Проводится работа над недостатками речи
обучающихся, дикцией с помощью комплекса упражнений
Например:
Упражнение
1.
Раскрыть широко рот, язык выдвинуть вперед и попытаться сделать зевок,
контролируя и фиксируя в памяти движения мягкого нёба. Для подтверждения
правильности движения проконтроли ровать его перед зеркалом.
Упражнение 2. «Покашливание».
1 вариант – широко раскрыть рот, выдвинуть язык. Не теряя смычки с нёбной
занавески с задней стенкой глот ки, покашлять сначала один, затем два, три,
несколько раз подряд.
2 вариант –покашливание через паузу. Между покашливаниями нёбная занавеска

должна быть сомкнута с задней сте нкой глотки. Паузу постепенно увеличивать.
Упражнение активизирует работу мышц глотки и тренирует эффект полного
затвора между носом и полостью рта.
Упражнение 3.
Петь различные гласные звуки, одновременно ритмично закрывая и открывая
рот ладонью.
Упражнение 4.
Сделать произвольный вдох. На выдохе создать ощущения надувания шара,
камеры, игры на губ ной гармошке.
Упражнение 5.
Сделать вдох через широко открытый рот – как бы позевывая. Выдох через
широко открытый рот плавный, длинный (имитируя согревани е озябших рук).
Тема 3. Техника актерской игры, основы исполнительского
мастерства.
Тема 3.1. Создание первых этюдов зарисовок.
Этот раздел актерского мастерства является подводкой к такой
наиважнейшей теме, как «я в предлагаемых обстоятельствах». Детям задается
тема. Например, «лето». Ученики делятся своим ассоциативным рядом,
словами, понятиями, историями, связанными с темой. Этот раздел помогает
раскрепощению, вызывает интерес у ребенка, собирает внимание. Таким
образом, из детских «живых картинок» возникает небольшая история, которая
вырастит в этюд.
Необходимо отметить, что в этих упражнениях и этюдах участвует
максимальное количество студийцев. Необходимо помочь ребенку погрузиться
в мир вымысла и фантазии, не сдерживая своих порывов. Для поддержания
нужной атмосферы используется музыка.
Тема3.2. Что значит – чувствовать партнера на сцене? Учимся
взаимодействию.
Взаимодействие с партнёром — основной вид сценического действия.
Общение актеров в момент творчества имеет особое значение. Задача актёра
заключается не только в том, чтобы адресовать партнёру предназначенные ему
слова, но и в том, чтобы установить внутренний контакт с действующими
лицами, чутко отражая малейшие изменения в их сценическом поведении.
Взаимодействие с живым объектом существенно отличается от
взаимодействия с объек тами воображаемыми. Тут мы сталкиваемся с активной
волей партнёра, с его противодействием, подчас неожиданными изменениями в
его поведении, что и нас в свою очередь заставляет действовать по-другому.
Происходит тончайший процесс взаимодействия, сценической борьбы,
посредством которой разрешается тот или другой драматургический конфликт.
Чтобы овладеть процессом живого взаимодействия, надо тщательно изучить его,
проследить, как он зарождается и протекает в жизни, через какие обязательные
стадии проходит.
Исходный момент всякого органического действия — процесс
ориентировки. Не сориентировавшись в обстановке, не обнаружив партнёра,
не поняв, чем он занят, в каком состоянии находится, не оценив, как это может
отразиться на осуществлении моего замысла, — нельзя правильно начать
действовать.

Чтобы завязать общение с партнёром, после предварительной ориентировки
необходимо привлечь к себе его внимание. Привлечение внимания может
превратиться в активное действие, если партнёр избегает общения либо
отвлечён чем-то другим.
Другой важный момент органического процесса — приспособление или
пристройка к объекту. Характер пристройки зависит от многих обстоятельств:
от моих взаимоотношений с партнёром, от намерений по отношению к нему, от
поведения самого партнера и условий, в которых протекает наше
взаимодействие.
В этом разделе очень важно добиться воздействия на партнёра и восприятия
от партнёра.
Упражнения.
1. У кабинета директора школы ученик, которого пригласили для объявления
благодарности, он несколько раз заглядывает в кабинет, но директор не
замечает его. Он занят и раздражён. Ученик так и не решился войти в его
кабинет.
2. Девушка впервые приехала в Москву. На вокзале ее должен встретить
родственник, которого она никогда прежде не видела. В многолюдной толпе
незнакомых людей необходимо отыскать нужного человека.
3. Привлечь внимание незнакомого человека, знаменитости, ребёнка,
начальника, расшумевшегося зала.
4. Пристроиться к партнёру с целью заставить его выполнить просьбу, приказ,
для сообщения ему приятного или неприятного известия, для установления
дружеских связей.
5. Упражнения на органическое молчание: «Охота на хищного зверя», «В тылу
врага», «Раз говор через закрытое окно поезда», «Разговор с глухонемым».
Тема 3.3. Этюды и упражнения на память физических действий (ПФД)
Физическое действие с воображаемым предметом. Важно каждый этюд
максимально приблизить к правде жизни.
Поэтому физические действия должны быть понятны ребенку, он может
совершать их ежедневно в реальной жизни (умываться, чистить зубы,
вышивать, подметать, играть с куклой (машинкой), рисовать и т.д.).
Тема 3.4. Подготовка и проведение литературно-исторической постановки
«Битва под Москвой» студийцами.
Первые роли студийцев на сцене. Каждому предлагается материал для
подготовки определен ного образа (стихи о войне, письма) для прорабатывания,
связанные затем в одну сюжетную линию. Подобная работа позволит детям
почувствовать себя актерами, научит работе в команде, умению слышать коллег
«по цеху», почувствовать ответственность за качественное исполнение своей
роли. Студийцам также предлагается попробовать самостоятельно создать свой
образ, придумывая костюм, грим.
Тема 3.5. Действия с воображаемыми предметами.
Беспредметные действия
или
действия
с
воображаемыми
предметами — это классический пример простейших физических действий. Для
овладения действий с воображаемыми предметами необходимо: овладеть
техникой самого беспредметного действия; довести технику обращения с
воображаемыми предметами до совершенства; необходимо придумать

оправдание: зачем и для чего совершается действие; отобрать типичные,
наиболее выразительные детали в технике работы с воображаемыми
предметами. Упражнение на беспредметные действия помогают сознательно
восстанавливать логику и последовательность простейших физических
движений.
Упражнения.
1. Пришить пуговицу, забить гвоздь, пожарить яичницу, наполнить ведро,
взять стакан с водой, с горячим чаем. Сочетание реальных предметов с
воображаемыми, например, выпить чашку горячего кофе, чашка реальная, но
пустая.
2. Усложнить задание. При воспроизведении действия ставить перед собой
препятствия. Например, выпить стакан воды, потому что мучает жажда, в
стакане яд, студиец знает об этом, но всё-таки должен выпить; в стакане
лекарство.
Развитие этих элементов способствует развитию ассоциативного и образного
мышления.
3. «воображаемый телевизор» Дети сидят на стульях и смотрят «передачу».
Кто какую пере дачу смотрит? Пусть каждый расскажет о том, что он видит. С
помощью воображаемого пульта переключать передачи.
4. стол в аудитории - это: – королевский трон, – аквариум с экзотическими
рыбками, – костер, 12 – кустов цветущих роз.
5. передать друг другу книгу так, как будто это: – кирпич, – кусок торта, –
бомба, – фарфоровая статуэтка и т. д.
6. взять со стола карандаш так, как будто это: – червяк, – горячая печёная
картошка, – малень кая бусинка.
7. «Скульптор и Глина» Дети распределяются парами. Договариваются между
собой, кто из них «Скульптор», а кто — «Глина». Скульпторы лепят из глины:
животных, спортсменов, иг рушки, сказочных персонажей. Затем меняются
ролями.
Тема 3.6. Этюды и упражнения на память физических действий
Признаки действия: наличие цели и волевое происхождение, т.е. логика
поведения человека, ведущая к заданной цели. С одной стороны (как понятия) мы
их разделяем, с другой стороны – «… нет физического действия без хотения,
стремления и задач, без внутреннего оправдания их чувством...» К.С.
Станиславский. Органичность и непосредственность исполнения заданий зависит
от четкого осознания учащимися трех основных понятий – «что я думаю, ради
чего я делаю, как я делаю», а главное - помнить, что любое действие — это
процесс, который имеет начало, развитие, конец. Виды действия: психические и
физические, внутренние и внешние. Примеры упражнений: шить, писать,
рисовать, пить чай, мыть посуду, одеваться, гладить белье, ремонтировать какиелибо предметы, ловить рыбу и т. д. Надо определить, что именно
берешь в руки, что конкретно делаешь; проверить, как выполняется данное
действие с настоящими предметами, а затем повторять его уже без предмета, в
точности воспроизводя и совершая его так же, как если бы эти предметы были
в ваших руках. Эти упражнения требуют тщательности, точности и, конечно,
терпения. Наряду с упражнениями, воспроизводящими действия рук, можно
попробовать и такие, где требуются усилия всего тела (например, косить,

копать, топить печь, передвигать мебель, переносить какие-то предметы, играть
в городки, крокет и т. п.). Большой интерес представляет коллективное
выполнение упражнений (например, пилка дров и пр.), но это трудно, так как
требует точного взаимодействия партнеров.
Тема 376.Что такое «сценическая площадка»? Умение «распределиться» на
сцене.
Дети знакомятся с такими понятиями как сцена, рампа, портал, кулиса, планы
кулис, задник, занавес, планы сцены. Основные упражнения этого раздела: выйти
из правой (левой) кулисы, на первый (второй, третий) план. А также к
определенной кулисе, к рампе, к заднику. Таким образом, определяется место на
сцене, где должен остановиться ребенок. Эти навыки помогут детям в
дальнейшем в работе над этюдами, отрывками, сценами, спектаклем. Эти
упражнения уже на раннем этапе подводят к важному понятию в работе над
спектаклем – мизансцене.
Тема 3.8. Взаимодействие с партнером.
Контакт. Взаимодействие с партнером — основной вид сценического
действия. Оно вытекает из самой природы драматического искусства. В процессе
сценического взаимодействия раскрываются идея пьесы и характеры
действующих лиц, то есть достигается главная цель творчества. Поэтому момент
перехода в учебной работе от 17 неодушевленного к живому объекту общения
знаменует собой новый, более высокий этап в овладении артистической
техникой.
Упражнения на взаимодействие с партнером: 1. «Заяц» - все участники
садятся в круг на стулья, водящий в центе. Участникам необходимо меняться
местами, но они не договариваются об этом вслух и жестами, используют
только глаза. Договорившись между собой взглядами, участники меняться
местами, в это время водящий должен успеть занять свободный стул.
Нельзя менять с участниками, которые сидят рядом. Кто не успевает
поменяться, становится водящим 2. «Перегруппировки с оправданием». Внимание! Сесть в рабочий полукруг и внимательно посмотреть друг на друга.
Обратите внимание на цветовую гамму одежды. Не пропускайте цветовых
подробностей. - Пожалуйста, всем пересесть по цвету одежды. Обладатель
самого темного по цвету костюма сядет первым слева, самого светлого крайним
справа. - Стоп! Всем возвратится на свои места. Задания выполнять только по
команде. Первый хлопок – приготовились. Второй хлопок – начали. Слушаем
команду! - Запомните, разговаривать в процессе выполнения задания нельзя.
Общайтесь друг с другом бессловесно. - Пожалуйста, пересядьте по цвету глаз,
от темных до самых светлых – справа налево…(Основная задача для
обучающихся – «быстро воспринять» и «мгновенно отдать» в процессе
взаимодействия. Желательно время заданий диктовать счетом. Данное
упражнение развивает такие навыки, как умение анализировать себя и
окружающих, входить в их внутренний мир).
Тема 3.9. Предлагаемые обстоятельства
Различные жизненные обстоятельства побуждают нас к тому или иному
действию. Мы постоянно находимся во взаимодействии с этими
обстоятельствами, их мы либо сами себе создаем, либо они существуют и
появляются в нашей жизни независимо от нас. На сцене — это обстоятельства,

предложенные автором, то есть предлагаемые обстоятельства. Они побуждают к
действию, двигают и развивают процесс: обстоятельства места – где происходит
действие, обстоятельства времени – когда происходит действие, личные
обстоятельства – кто действует, ситуативные обстоятельства – чем живет
человек в данной ситуации: – откуда пришел? – зачем пришел? – куда
направляюсь? – чего хочу? – что мешает добиться желаемого? Итак,
предлагаемые обстоятельства – это совокупность условий и ситуаций, в
которых происходит сценическое действие. 1. « Если бы….» Магическое «если
бы» К.С. Станиславского, подлинная вера в сочиненные обстоятельства
являются основой в работе над этюдами. Совершение ранее выполненных
физических действий с условием «если бы…». Как я буду рисовать, если бы у
меня болела рука, или постоянно ломался бы карандаш или плохо пишет ручка
и т.д. 2. «Я в предлагаемых обстоятельствах» Выполнение одного и того же
действия, с различными предлагаемыми обстоятельствами. Разбор педагога с
учащимися насколько удач но или неудачно, логично или нелогично придуманы
и использованы различные предлагаемые обстоятельства. 3. Действенная борьба
с предлагаемыми обстоятельствами, Обострение предлагаемых обстоятельств
активизирует сценическое действие, а наличие препятствий и их преодоления
через активное, конкретное целеустремленное, органичное действие, делает его
более интересным.
Тема 3.10.. Инсценировка басни.
Переходный этап к работе с драматургией, т.к. басня имеет все достоинства
хорошей пьесы: острый конфликт, яркие характеры, серьезное содержание,
диалоговое изложение. Репертуар. И. Крылов: «Квартет», «Ворона и лисица»,
«Две собаки».
Тема 3.11. Работа над сюжетными отрывками.
Ученикам предлагается несколько названий. Окончательный выбор исходит
от выбора самих ребят. Необходимо отметить, что материал должен быть не
сложным и действенным. Каждый ребенок должен найти себе работу в нем. Как
правило, это сказка. Мы проводим читку и обсуждаем сюжет, события,
персонажей и их поступ ки. В начале репетиционного периода отдается
предпочтение свободному выбору роли, но в дальнейшем, в зависимости от
мотивации, активности и регулярности посещений занятий, формируется
актерский состав. Здесь ребенок получает роль и понимает, что репетиция —
это еще не результат, а путь к результату, что роль необходимо учить и
повторять вне занятий.
Тема 3.12. Темпо-ритм.
Темп – это скорость исполняемого действия. Ритм – это размеренность и
интенсивность действия, его организация во времени и пространстве.
1. Градация темпо-ритмов и переключение скоростей. Постепенное нарастание
и снижение темпо-ритма. Движение на сценической площадке в разных
скоростях. Шкала темпо-ритмов: №1,2 –пассивность, вялость, подавленность,
опустошенность, апатия; № 3, 4 – оживание, постепенный переход к
энергичному самочувствию; № 5 – готовность действовать, спокойное
совершение действий; № 6 – ритм решений, резкий, четкий
жизнеутверждающий ритм; № 7 – преодоление препятствий, появле ние

опасности, тревога, или – бурная радость; № 8, 9 – энергичное действие,
сильное возбуждение; № 10 – хаос, безумие, суета, паника.
2. Предлагаемые обстоятельства определяют темпо-ритм. Этюды на физическое
действие с разными предлагаемыми обстоятельствами (зашнуровать ботинки
или заплести косичку на контрольной по математике; за десять секунд до
выхода на сцену; в переполненном вагоне метро и т.д.). 3. Заданный темпо-ритм
определяет выбор предлагаемых обстоятельств.
Тема 3.13. Инсценировка небольших фрагментов из классических
литературных произведе ний.
Присвоение событий, оценки фактов, человеческих действий, поступков,
целей, задач и взаимоотношений, описанных автором. Репертуар: А.С.Пушкин
«Барышня-крестьянка», А.П.Чехов: «Репетитор», «Лошадиная фамилия»,
«Беглец», «Мальчики», А.Куприн «Храбрые беглецы», Е.И. Булгакова «Старый
дом», И.А. Бунин «Митина любовь», Л.Чарская «Записки институтки»,
В.Короленко «Дети подземелья», М.Прилежаева «Семиклассницы», Иван
Франко «Маленький Мирон», В.Гюго «Гаврош», Г.Герлих «Девочка и
мальчик», А.Толстой «Детство Никиты», Астрид Линдгрен: «Пеппи Длинный
чулок», «Рони - дочь разбойника», А.Экзюпери «Маленький принц»,
Г.Щербакова «Вам и не снилось», В.Железников «Чучело», Л. Улицкая
«Девочки».
3.14 Согласование костюмов, декораций к спектаклю.
На общем собрании обсуждаются костюмы и декорации к итоговому
спектаклю. Учим детей созданию образа не только внутренне и внешне,
опираясь на мнение товарищей. Обучение взаимодействию, обмену мнениями,
коммуникативным навыкам.
Репетиции спектакля
Репетиции отличаются от этюдов четкими мизансценами, ведутся строго по
тексту автора. На данном этапе в детях воспитывается способность запоминать
строгий рисунок роли, отдельных сцен (реплики, аппарты, диалоги, монологи).
А также от репетиции к репетиции развивается способность неоднократно
повторить фрагмент, сцену из спектакля с новыми уточнениями. Таким образом,
спектакль репетируется по отдельным сценам, по актам и целиком.
Подбор и изготовление необходимого реквизита.
Здесь также проявляется фантазия и инициатива ребенка. Благодаря
совместной деятельности дети самостоятельно организуют этот процесс:
распределяют работу по интересам между собой так, чтобы никому не было
обидно - красят, клеят, вырезают, в результате - тво рят!
Работа над костюмами.
Костюмы шьются исходя из возможностей коллектива. Чаще всего детали
изготовляются самими детьми, а основные костюмы используются из
костюмерных репетиционной базы и самого коллектива. В данном случае
костюмы додумываются исполнителями так, чтобы подчеркивался характер,
темперамент, повадки и особенности персонажа - зерно образа. Иными
словами, костюмы подбираются и изготовляются совместно.
Изготовление декораций.
В данном случае они могут быть как стационарными, так и передвижными.
Работа над декорацией распределяется между учениками старшего возраста, так

как здесь идет использование инструментов. Дети младшего возраста
организуют себя в пространстве таким образом, что с удовольствием помогают в
работе над мягкими частями декорации (одежда сцены, драпировка, покраска).
Организованное коллективное творчество над общим делом приводит к
конечному ре зультату – это выход на зрителя. Премьера!
Выпуск учебных работ. Итоговое занятие.
Этот раздел рассматривается, как итог полученных навыков. Каждое занятие
начинается с небольшой разминки, чтобы собрать внимание и достичь
необходимого настроя на работу. В этом периоде дети могут проверить себя,
применить полученные навыки и знания. Репетиции переходят в прогоны.
После публичного выступления необходимо провести обсуждение и анализ
пройденной работы. Студийцы оценивают результат, отмечают удачи и ошибки.

VII. Программное и учебно-методическое обеспечение:
Литература для учителя:
1. Баряева Л.Б. и др. Театрализованные игры-занятия с
детьми.. – С-П., 2001. Белюшкина И.Б. и др. Театр, где
играют дети. – М., 2001.
2. Буров А.Г. Режиссура и педагогика. М. 1987. (Б-чка "В помощь худож.
самодеятельности". N 23).
3. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей
учащихся. – М., 1999. Гапелин Е.Р. Школьный театр. СПб.
1999
Литература для обучающихся:
1. Габбе Т.А. Быль - небыль. Русские народные сказки, легенды, притчи.Новосибирское книж- ное издательство, 1992
2. Детская энциклопедия, т.12 «Искусство».- М.:
«Просвещение», 1968. Интернет – ресурсы
3. Имена.org- популярно об именах и фамилиях
http://www.imena.org World Art - мировое
искусство


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».