Программа внеурочной деятельности Занимательный окружающий мир 4 класс

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение - основная
общеобразовательная школа № 8
(МКОУ-ООШ №8)
ПРИЛОЖЕНИЕ к ООП НОО
19-РП-НОО

Рабочая программа
внеурочной деятельности «Занимательный окружающий мир»
Уровень образования: 4 класс
Срок реализации: 1 год

Составители:
Юганова А.В.
Свешникова О.А.
Наумова О.М.
Тренина И.Н.
Шахманаева Н.Л.
Вохмянина Е.Л.

г. Тавда, 2024г.

Программа внеурочной деятельности






Рабочая программа по курсу «Занимательный окружающий мир» (далее - Программа)
рассчитан для детей 10-11 лет. Срок реализации – 1 год. Общая продолжительность
обучения составляет 34 часа. Занятия кружка проводятся в учебном кабинете, 1 раз в
неделю.
Рабочая программа кружка «Занимательный окружающий мир» разработана на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 № 373);
Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Учебно-методического комплекта:
- Готовимся к ВПР. РТ по окружающему миру. М.Ю.Демидова
- Готовимся к ВПР по математике, русскому языку, окружающему миру Методические
рекомендации. Г.С. Ковалева, М.И. Кузнецова, К.А. Краснянская, О.А. Рыдзе, М.И.
Демидова
Курс «Занимательный окружающий мир» разработан как дополнение к курсу
«Окружающий мир» в начальной школе, направлен на подготовку учащихся 4 класса к
ВПР.
Программа предусматривает сочетание групповых, индивидуальных и коллективных
форм проведения занятий.
Содержание заданий соответствует планируемым результатам обучения по математике
(ФГОС НОО).
Цель:
реализация в полном объеме ООП НОО, направленная на повышение качества начального
образования на уровне образовательной организации и качественную подготовку
выпускников к Всероссийским проверочным работам..
Задачи программы:
обучающие:
-формирование общеинтеллектуальных умений;
-углубление и расширение знаний учащихся по окружающему миру.
-создание условий для повышения эффективности подготовки выпускников начальной
школы к ВПР;
- расширение природоведческих, знаний и представлений младших школьников и развитие
на их основе пространственного воображения детей.
развивающие:
-формирование и развитие логического мышления;
-развитие речи и словарного запаса учащихся;
-развитие внимание, памяти;
воспитательные:
-формирование положительной мотивации к учению;
-формирование умение работать в группе.

Результаты освоения курса:
Курс занятий основан на системно - деятельностном, компетентном и уровневом
подходах.
В рамках кружка по подготовке к ВПР предусмотрена оценка сформированности
УУД.

Результатами занятий в кружке является формирование следующих универсальных
учебных действий (УУД).
- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; освоение
эвристических приемов рассуждений;
– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения,
анализом ситуации, сопоставлением данных;
– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие
закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
– формирование пространственных представлений и пространственного воображения
– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Личностные:
У ученика будут сформированы:
 Положительное отношение и интерес к изучению математики.
 Целостное восприятие окружающего мира.
 Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения,
заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий,
творческий подход к выполнению заданий.
 Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.
 Навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к
работе на результат.
Метапредметные
Ученик научится:
 принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и
способы её осуществления.
 овладевать способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
 планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее
эффективные способы достижения результата.
 овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
 перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты.
 готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё
мнение и аргументировать свою точку зрения.
 овладевать базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Регулятивные
Учащийся научится:
Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения
заданий.
Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в
учебном процессе и жизненных ситуациях.
Определять цель учебной деятельности с помощью и самостоятельно, соотносить свои
действия с поставленной целью
Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных
ситуациях под руководством учителя.

Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими
заданиями, или на основе различных образцов.
Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения,
результатом действий на определенном этапе.
Использовать в работе литературу, инструменты, приборы.
Осуществлять само и взаимопроверку работ.
Познавательные
Учащийся научится:
Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе
изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по
изучению незнакомого материала.
Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация таблица,
схема, диаграмма, экспонат, модель и др.) Использовать преобразование словесной
информации в условные модели и наоборот. Самостоятельно использовать модели при
решении учебных задач.
Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
Предъявлять результаты работы, в том числе с помощью ИКТ.
Выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий.
Коммуникативные
Учащийся научится:
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на
события, поступки.
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных
речевых ситуаций.
Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных
книг, понимать прочитанное.
Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы
(задачи). Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе.
Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.
Критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения
другого.
Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения
Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая
конечную цель.
Предметные результаты
Ученик научится:
 Использовать приобретённые знания для описания и объяснения окружающих
предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и
пространственных отношений;
 овладевать основами логического мышления, пространственного воображения и
речи, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы,
диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
 применять знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических
задач.
 различать изученные объекты и явления живой и неживой природы.
 находить примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу;
 умение составлять небольшой связный текст на заданную тему;
 умение высказывать свое мнение и обосновывать его.
 узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;











описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и
неживой природы, выделять их существенные признаки;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или
известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных
объектов природы;
проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя
простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой,
взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости
бережного отношения к природе;
определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры
влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона;
описывать достопримечательности столицы и родного края.
Знать основные географические объекты, изучаемые в начальной школе, уметь их
находить.

Виды и формы организации учебного процесса
В методике проведения занятий учитываются возрастные особенности и возможности
детей младшего школьного возраста, часть материала излагается в занимательной
форме: сказка, рассказ, загадка, игра, диалог учитель- ученик или ученик-учитель.
Дети знакомятся и учатся работать с основными инструментами: линейка, микроскоп,
лупа.
Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность
подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации
занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип
свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу
в группах. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований
между командами.

Формы работы




индивидуальная
групповая
коллективная

Виды деятельности:
- творческие работы,
- задания на смекалку,
- лабиринты,
- кроссворды,
- логические задачи,
- упражнения на распознавание чего-либо,
- решение экологических задач;
- игры, ребусы, викторины.

Формой подведения итогов считать: участие в школьных и районных конкурсах и
олимпиадах.

Содержание курса
Разделы
Окружающий мир
1
Человек и природа.
2
Человек и общество.
3
История
4
Работа с картой, глобусом, схемой и чертежом
5
Обобщение по курсу
Итог

Кол-во часов
20
3
3
6
2
34

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
4-й класс
34 часа (1час в неделю)
№ Тема занятия
п/п
1
Юный знаток природы. Знакомство с целями и задачами кружка
на год.
2
Сравнение объектов живой и неживой природы. Их сходство и
различие. Что создал человек? Определение предмета по
фотографии. Использование этого предмета человеком.
3
Наши помощники: глобус и карта. Почему и зачем происходит
смена дня и ночи на Земле. Наша солнечная Галактика
4
Путешествие по материкам и океанам
5
Почему белый медведь не живет на экваторе? (природные зоны)
6
Что у нас внутри? (строение человека)
7
Я многое знаю (обобщение) Занятие - тренинг
8
Чудо растения
9
Ох уж эти животные
10 Мир животных и растений. (природные сообщества)
11 Конкурс «Угадай-ка!»
12 Мы ученые: Определение плана действий. Работа с таблицами
13 Игра-путешествие «Живое – неживое»
14 Мы ученые: Важные находки и их оформление.
15 Я многое знаю (обобщение) Занятие - тренинг
16 Что помогает нашему росту, росту растений и животных?
Исследование.
17 Опытнический участок
18 Как модели и схемы помогают человеку?
19 Юный географ.
20 Невидимые цепочки превращений
21 Юный биолог
22 Это наша с тобой история!

часы
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата

23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Это наша с тобой история!
Человек не может жить один.
Я знаю все законы природы!
Я знаю все законы природы!
Игра «Все я знаю! Все умею!»
Игра «Все я знаю! Все умею!»
Юные друзья природы! (повторение)
Это моя страна! (повторение)
Мы все живем на одной планете! (повторение)
Свободное плавание по морю Растений и Животных
Свободное плавание по морю Истории
Итоговое занятие «Юный знаток природы»
Всего:

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».