Программа внеурочной деятельности Введение в экологию 1 класс

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение - основная общеобразовательная
школа № 8
(МКОУ-ООШ №8)

ПРИЛОЖЕНИЕ к ООП НОО
26-РП-НОО

Рабочая программа
внеурочной деятельности «Введение в экологию»
Уровень образования: 1 класс
Срок реализации: 1 год

Составители:
Скворцова Л.Н.

г. Тавда, 2024г.

Пояснительная записка.
Обоснование проблемы.
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного
взаимодействия её с человеком выросли в экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся
бережно относиться к природе, то они погубят себя. Эта проблема актуальна и для нашего города, так как
Новокуйбышевск расположен в зоне повышенного потенциального загрязнения атмосферы. Чтобы этого не
случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание
надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем
преобразоваться в прочные убеждения. Формирование экологической культуры требует комплексного, системного
подхода.
Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием
надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование
экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. У детей нужно формировать
систематические экологические знания, которые должны соответствовать возрастным особенностям, а не сводить
познание к биологическим и географическим терминам. Таким образом, конкретно формулируются задачи
экологического воспитания:
1. Понимание самоценности природы.
2. Осознание себя, как части природы.
3. Воспитание уважительного отношения ко всем, без исключения, видам, вне зависимости от наших
симпатий и антипатий.
4. Понимание взаимосвязи и взаимозависимости в природе.
5. Воспитание активной жизненной позиции.
6. Обучение азам экологической безопасности.
7. Формирование умения рационально использовать природные богатства.
8. Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру.
9. Подведение к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира.

Цель программы экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде,
которое строится на базе экологического сознания, как части общей культуры. Это предполагает соблюдение
нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную
деятельность по изучению и охране природы своей местности.
Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:
образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их
разрешения;
воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и
деятельности, здорового образа жизни;
развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и
улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране
окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального
(отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).
Участники программы:


Педагоги,



Руководители направлений,



Ученики,



Родители.

Ожидаемые результаты реализации мероприятий программы:


Повышение уровня экологической грамотности;



Повышение уровня социальной активности учащихся;

В младшем школьном возрасте формируются основы нравственно-экологической позиции личности.
Базовым в развитии экологической культуры младшего школьника выступает уровень, приобретённый им в
дошкольном возрасте.
Выпускники детского сада могут:


Объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.



Ухаживать за растениями и животными в уголке природы.



Иметь представления о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля; домашних
и диких животных, птицах; Красной Книге; природе родного края.



Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых
организмов.



Делать элементарные выводы и умозаключения.



Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием.



Определять происхождение рукотворных предметов.

Основные направления программы экологического воспитания основаны на четырех направлениях работы:
 познавательном;
 творческом;
 практическом;
 исследовательском.
Познавательное направление включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы:
дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствуют более глубокому
расширению экологических знаний младших школьников.
Творческое направление работы ставит целью знакомство учащихся начальных классов с компонентами живой
и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это 
театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, устные журналы, экологические
игры, игры-путешествия.
Изучение растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края, связанное с практическими
делами (практическое направление работы)  посадкой деревьев и кустарников, охраной уникальных и редких
цветов, озеленением класса, подкормкой птиц, способствует привитию бережного отношения младших
школьников к родной природе.
Исследовательское направление осуществляется в рамках следующих мероприятий: экскурсий,
фенологических наблюдений, опытов, которые способствуют развитию мышления, анализу полученных
результатов.
В процессе реализации программы личный опыт ребёнка пополняется новым содержанием: анализом наблюдений
за состоянием окружающей среды и посильным вкладом в улучшение её состояния; осознанным соблюдением
норм и правил поведения в окружающей среде; действенной заботой о представителях животного и растительного
мира; использованием полученных знаний, умений и навыков в экологически ориентированной деятельности;
воплощение своих впечатлений об окружающем мире в различных видах творчества.

Содержание программы
Введение (1)
Что такое экология.
Домашние растения и животные(4) Радости и огорчения. О Жучках и Мурках.
Что окружает нас дома, в школе.
Охрана природы (22)
Животные и растения в жизни моей семьи. Там, на неведомых дорожках. «Жалобная книга» природы Стихи о
природе «Экология природы – экология души». Связь живой и неживой природы. Экологические связи в живой
природе. Как зимой помочь птицам. «Не проходите мимо!». Акция «Кормушка». Книги о природе. Охраняемые
растения и животные. Экологическое занятие «Ручейки и озера». Роль воды в жизни человека. Лесные айболиты.
«День Земли», или «Зеленый наряд нашей планеты». День птиц, или птичий КВН.
Мы и экология (4) Экология и здоровье человека. Экологические катастрофы. Хотим сказать всем…
(практические занятия)
Планируемые результаты
К концу занятий в первом классе учащиеся научатся:
- различать понятия «живая природа», «неживая природа»;
- определять последовательность времён года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной
последовательности; кратко характеризовать сезонные изменения;
- устанавливать зависимости между явлениями живой и неживой природы;
- описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;
- сравнивать домашних и диких животных.
К концу занятий в кружке в первом классе учащиеся смогут научиться:
- различать основные нравственно-этические понятия;
- рассказывать о семье, своих любимых занятиях;
- участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.
- моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.
- на отдельных примерах раскрыть связи между живой и неживой природой.

№

Дата

Тема занятия

Кол-во
часов

Содержание и методические приёмы.

Воспитательный компонент

Введение (1)

Виды ЭОР

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/main

1

Что такое экология.

1

Выявление взаимосвязи организма
человека с окружающей средой.

формирование мотивов,
потребностей и привычек
экологически целесообразного
поведения и деятельности,
здорового образа жизни;

Домашние растения и животные (4)
2

Радости и огорчения.

1

Экскурсия

3,4

О Жучках и Мурках.

2

Рассказы детей о домашних животных.
Почему их так называют.

Прививать любовь к братьям
нашим меньшим.

5

Что окружает нас дома, в
школе.

1

Экскурсия по школе. Рассказы о
назначении вещей.

Бережное отношение к
предметам, растениям.

Охрана природы (22)
6

Животные и растения в жизни
моей семьи.

1

7

Там, на неведомых дорожках.

1

Бережное отношение к
предметам, растениям.
Животным.

8

«Жалобная книга» природы.

1

Знакомство с «Красной книгой»

9

Изучаем способы охраны
природы.

1

Охраняемые природные территории.

10

Стихи о природе «Экология
природы – экология души».

1

Библиотечный час.

11

Связь живой и неживой
природы.

1

Понятия «живая» и «неживая» природа

12,
13

Разнообразие живой природы.

2

Многообразие растений и животных.

14

Экологические связи в живой
природе.

1

Экологические связи в живой природе на
примере леса.

15

Как зимой помочь птицам.

1

Экскурсия. Чем птицы отличаются от
других животных. Особенности их
обитания, питания, разнообразность.

16

«Не проходите мимо!». Акция
«Кормушка».

1

17

Книги о природе.

1

Библиотечный час.

18,

Охраняемые растения и
животные.

2

Знакомство с охраняемыми растениями и
животными.

19

Определение под руководством
педагога самых простых правил
поведения при сотрудничестве.

Экологическая культура:
ценностное отношение к
природному миру, готовность
следовать нормам
природоохранного поведения.

Экологическая культура:
ценностное отношение к
природному миру, готовность
следовать нормам
природоохранного поведения.

20

Природа и творчество.

1

21

Экологическое занятие
«Ручейки и озера».

1

22

Роль воды в жизни человека.

1

23

Лесные айболиты.

1

Посещение медицинского кабинета.
Лекарственные растения.

24

Лесные опасности.

1

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы,
жалящие насекомые.

25

«День Земли», или «Зеленый
наряд нашей планеты».

1

Экскурсия в кабинет биологии.

26

Кто такие насекомые.

1

Знакомство с насекомыми как одной из
групп животных.

27

Что у нас над головой.

1

28

Путешествие по весеннему
лесу.

1

Экскурсия.

29

День птиц, или птичий КВН.

1

Особенности обитания птиц, питания,
разнообразие.

1

Влияние загрязнения окружающей среды
на здоровье человека.

Значение воды в жизни растений и
человека.

Бережное отношение к воде.

Мы и экология (4)
30

Экология и здоровье человека.

Осознание ответственности
человека за общее
благополучие: ценностное
отношение к природному миру,
готовность следовать нормам
природоохранного,
нерасточительного,

здоровьесберегающего
поведения.
31

Экологические катастрофы

1

Экскурсия в кабинет химии.

32

Хотим сказать всем…
(практические занятия)

1

Практическая работа. Посещение кабинета
технологии.

33

Итоговое занятие.

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».