Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение - основная общеобразовательная
школа № 8
(МКОУ-ООШ №8)
ПРИЛОЖЕНИЕ к ООП НОО
26-РП-НОО
Рабочая программа
внеурочной деятельности «Введение в экологию»
Уровень образования: 1 класс
Срок реализации: 1 год
Составители:
Скворцова Л.Н.
г. Тавда, 2024г.
Пояснительная записка.
Обоснование проблемы.
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного
взаимодействия её с человеком выросли в экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся
бережно относиться к природе, то они погубят себя. Эта проблема актуальна и для нашего города, так как
Новокуйбышевск расположен в зоне повышенного потенциального загрязнения атмосферы. Чтобы этого не
случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание
надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем
преобразоваться в прочные убеждения. Формирование экологической культуры требует комплексного, системного
подхода.
Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием
надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование
экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. У детей нужно формировать
систематические экологические знания, которые должны соответствовать возрастным особенностям, а не сводить
познание к биологическим и географическим терминам. Таким образом, конкретно формулируются задачи
экологического воспитания:
1. Понимание самоценности природы.
2. Осознание себя, как части природы.
3. Воспитание уважительного отношения ко всем, без исключения, видам, вне зависимости от наших
симпатий и антипатий.
4. Понимание взаимосвязи и взаимозависимости в природе.
5. Воспитание активной жизненной позиции.
6. Обучение азам экологической безопасности.
7. Формирование умения рационально использовать природные богатства.
8. Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру.
9. Подведение к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира.
Цель программы экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде,
которое строится на базе экологического сознания, как части общей культуры. Это предполагает соблюдение
нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную
деятельность по изучению и охране природы своей местности.
Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:
образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их
разрешения;
воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и
деятельности, здорового образа жизни;
развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и
улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране
окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального
(отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).
Участники программы:
Педагоги,
Руководители направлений,
Ученики,
Родители.
Ожидаемые результаты реализации мероприятий программы:
Повышение уровня экологической грамотности;
Повышение уровня социальной активности учащихся;
В младшем школьном возрасте формируются основы нравственно-экологической позиции личности.
Базовым в развитии экологической культуры младшего школьника выступает уровень, приобретённый им в
дошкольном возрасте.
Выпускники детского сада могут:
Объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
Ухаживать за растениями и животными в уголке природы.
Иметь представления о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля; домашних
и диких животных, птицах; Красной Книге; природе родного края.
Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых
организмов.
Делать элементарные выводы и умозаключения.
Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием.
Определять происхождение рукотворных предметов.
Основные направления программы экологического воспитания основаны на четырех направлениях работы:
познавательном;
творческом;
практическом;
исследовательском.
Познавательное направление включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы:
дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствуют более глубокому
расширению экологических знаний младших школьников.
Творческое направление работы ставит целью знакомство учащихся начальных классов с компонентами живой
и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это
театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, устные журналы, экологические
игры, игры-путешествия.
Изучение растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края, связанное с практическими
делами (практическое направление работы) посадкой деревьев и кустарников, охраной уникальных и редких
цветов, озеленением класса, подкормкой птиц, способствует привитию бережного отношения младших
школьников к родной природе.
Исследовательское направление осуществляется в рамках следующих мероприятий: экскурсий,
фенологических наблюдений, опытов, которые способствуют развитию мышления, анализу полученных
результатов.
В процессе реализации программы личный опыт ребёнка пополняется новым содержанием: анализом наблюдений
за состоянием окружающей среды и посильным вкладом в улучшение её состояния; осознанным соблюдением
норм и правил поведения в окружающей среде; действенной заботой о представителях животного и растительного
мира; использованием полученных знаний, умений и навыков в экологически ориентированной деятельности;
воплощение своих впечатлений об окружающем мире в различных видах творчества.
Содержание программы
Введение (1)
Что такое экология.
Домашние растения и животные(4) Радости и огорчения. О Жучках и Мурках.
Что окружает нас дома, в школе.
Охрана природы (22)
Животные и растения в жизни моей семьи. Там, на неведомых дорожках. «Жалобная книга» природы Стихи о
природе «Экология природы – экология души». Связь живой и неживой природы. Экологические связи в живой
природе. Как зимой помочь птицам. «Не проходите мимо!». Акция «Кормушка». Книги о природе. Охраняемые
растения и животные. Экологическое занятие «Ручейки и озера». Роль воды в жизни человека. Лесные айболиты.
«День Земли», или «Зеленый наряд нашей планеты». День птиц, или птичий КВН.
Мы и экология (4) Экология и здоровье человека. Экологические катастрофы. Хотим сказать всем…
(практические занятия)
Планируемые результаты
К концу занятий в первом классе учащиеся научатся:
- различать понятия «живая природа», «неживая природа»;
- определять последовательность времён года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной
последовательности; кратко характеризовать сезонные изменения;
- устанавливать зависимости между явлениями живой и неживой природы;
- описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;
- сравнивать домашних и диких животных.
К концу занятий в кружке в первом классе учащиеся смогут научиться:
- различать основные нравственно-этические понятия;
- рассказывать о семье, своих любимых занятиях;
- участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.
- моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.
- на отдельных примерах раскрыть связи между живой и неживой природой.
№
Дата
Тема занятия
Кол-во
часов
Содержание и методические приёмы.
Воспитательный компонент
Введение (1)
Виды ЭОР
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/main
1
Что такое экология.
1
Выявление взаимосвязи организма
человека с окружающей средой.
формирование мотивов,
потребностей и привычек
экологически целесообразного
поведения и деятельности,
здорового образа жизни;
Домашние растения и животные (4)
2
Радости и огорчения.
1
Экскурсия
3,4
О Жучках и Мурках.
2
Рассказы детей о домашних животных.
Почему их так называют.
Прививать любовь к братьям
нашим меньшим.
5
Что окружает нас дома, в
школе.
1
Экскурсия по школе. Рассказы о
назначении вещей.
Бережное отношение к
предметам, растениям.
Охрана природы (22)
6
Животные и растения в жизни
моей семьи.
1
7
Там, на неведомых дорожках.
1
Бережное отношение к
предметам, растениям.
Животным.
8
«Жалобная книга» природы.
1
Знакомство с «Красной книгой»
9
Изучаем способы охраны
природы.
1
Охраняемые природные территории.
10
Стихи о природе «Экология
природы – экология души».
1
Библиотечный час.
11
Связь живой и неживой
природы.
1
Понятия «живая» и «неживая» природа
12,
13
Разнообразие живой природы.
2
Многообразие растений и животных.
14
Экологические связи в живой
природе.
1
Экологические связи в живой природе на
примере леса.
15
Как зимой помочь птицам.
1
Экскурсия. Чем птицы отличаются от
других животных. Особенности их
обитания, питания, разнообразность.
16
«Не проходите мимо!». Акция
«Кормушка».
1
17
Книги о природе.
1
Библиотечный час.
18,
Охраняемые растения и
животные.
2
Знакомство с охраняемыми растениями и
животными.
19
Определение под руководством
педагога самых простых правил
поведения при сотрудничестве.
Экологическая культура:
ценностное отношение к
природному миру, готовность
следовать нормам
природоохранного поведения.
Экологическая культура:
ценностное отношение к
природному миру, готовность
следовать нормам
природоохранного поведения.
20
Природа и творчество.
1
21
Экологическое занятие
«Ручейки и озера».
1
22
Роль воды в жизни человека.
1
23
Лесные айболиты.
1
Посещение медицинского кабинета.
Лекарственные растения.
24
Лесные опасности.
1
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы,
жалящие насекомые.
25
«День Земли», или «Зеленый
наряд нашей планеты».
1
Экскурсия в кабинет биологии.
26
Кто такие насекомые.
1
Знакомство с насекомыми как одной из
групп животных.
27
Что у нас над головой.
1
28
Путешествие по весеннему
лесу.
1
Экскурсия.
29
День птиц, или птичий КВН.
1
Особенности обитания птиц, питания,
разнообразие.
1
Влияние загрязнения окружающей среды
на здоровье человека.
Значение воды в жизни растений и
человека.
Бережное отношение к воде.
Мы и экология (4)
30
Экология и здоровье человека.
Осознание ответственности
человека за общее
благополучие: ценностное
отношение к природному миру,
готовность следовать нормам
природоохранного,
нерасточительного,
здоровьесберегающего
поведения.
31
Экологические катастрофы
1
Экскурсия в кабинет химии.
32
Хотим сказать всем…
(практические занятия)
1
Практическая работа. Посещение кабинета
технологии.
33
Итоговое занятие.
1