Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение - основная общеобразовательная
школа № 8
(МКОУ-ООШ №8)
ПРИЛОЖЕНИЕ к ООП НОО
40-РП-ООО
Рабочая программа
внеурочной деятельности «РДДМ «Движение первых»
Уровень образования: 5 – 9 класс
Срок реализации: 5 лет
Составители:
Бушуева О.А.
г. Тавда, 2024
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности «РДДМ «Движение первых» направлена на
удовлетворение образовательных потребностей детей и социального заказа государства.
Современный социальный заказ на образование обусловлен задачами разностороннего развития
ребенка.
Рабочая программа внеурочной деятельности «РДДМ «Движение первых» разработана для 5-9
классов на основании следующих нормативных документов:
1.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (в ред. от 13.06.2023 № 299) (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ);
2.
Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
3.
«Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об
закон
обязательных требованиях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 371-ФЗ);
4.
Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации,
причиняющей вред их здоровью и развитию» (в ред. от 28.04.2023 № 178-ФЗ);
5.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
6.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 № 326-р (в
ред.30.03.2018) «Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030
года»;
7.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-Р «Об
утверждении плана мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года»;
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11.02.2022 № 69 «О
внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115» (далее - Приказ Минпросвещения
России № 69);
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.08.2022 № 653 «Об
утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
10.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17 мая 2012 г. № 13».
11.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413
(ред. от 12.08.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования» (далее - Приказ Минпросвещения России № 413);
Направленность программы - социально-гуманитарная.
Актуальность программы связана с развитием Российского движения детей и молодежи
и необходимостью подготовки детей, которые будут лидерами детских общественных
объединений в образовательных учреждениях Тавдинского
района. Сегодня
детские
объединения включают в себя десятки направлений деятельности, сотни мероприятий, тысячи
интересных идей. Пришло время объединяться вместе, быть вместе со страной, быть в
движении! Деятельность общественной организации строится на основах самоуправления.
Самоуправление, как способ организации жизнедеятельности организации и детских школьных
объединений
позволяет
формировать
культуру
проявления
социальной
инициативы,
включающий в себя целый комплекс демократических процедур, специальных знаний и
организаторских умений, соответствующих правовому полю.
Отличительные особенности программы.
Программа «РДДМ «Движение первых» направлена на поддержку и сопровождение
детей в рамках лидерского направления.
Раздел программы «Организация и проведение мероприятий и акций» предусматривает
участие и проведение мероприятий в рамках Всероссийских единых акций РДДМ, которые будут
проходить в течение года. Предлагаемые обучающие занятия создадут благоприятные условия для
социализации подростка, для формирования коллективизма. Курс занятий поможет ребенкуактивисту более полно и объективно осознать свой лидерский потенциал и пути его развития в
рамках общественно полезной деятельности. Навыки, полученные в результате прохождения
данного курса, помогут обучающимся в самосовершенствовании через коллективную деятельность.
Следовательно, программа способствует вовлечению потенциала инициативных подростков в
развитие территории, решению конкретных социально - значимых задач. Логика подачи материала в
программе курса основана на принципе “от теории – к практике”. Это связано с тем, что
теоретические знания, полученные на лекционных занятиях, необходимо обязательно применить в
практической деятельности для закрепления навыков организаторской деятельности, именно это
умение – применить теорию к практике, станет критерием успешности прохождения данного курса.
Адресат программы. Программа рассчитана на детей 10-15 лет.
Количество часов – 68 часов.
Цель и задачи программы
Цель: создание условий для развития социальной активности детей и подростков.
Задачи:
Обучающие
Дать знания об истории развития мирового и отечественного детского
общественного движения;
Научить извлекать необходимую информацию о деятельности детских
общественныхобъединений;
Научить эффективным
проведения
формам
подготовки
и
социально значимых мероприятий;
Научить планировать, организовать и проводить коллективные
творческие делаРазвивающие:
Развивать организаторские и лидерские способности, коммуникативные умения
-
инавыки межличностного и делового общения;
Развить навыки эффективного взаимодействия в коллективе, навыки ведения
-
дискуссии, публичного выступления;
-
Создать условия для социального, культурного и профессионального
самоопределения;
Развивать и поддерживать инициативу и творческий потенциал подростков-
-
активистов.Воспитательные:
•
Формировать основы социально ответственного поведения, активную жизненную
позицию;
•
Формировать положительное эмоциональное восприятие благоприятного
психологического климата в процессе межличностного общения и досуговой деятельности;
•
Воспитывать чувство коллективизма: навыков взаимопомощи, совместных действий
в организации общественной деятельности внутри детского объединения, действующего на
базешколы.
Принципы реализации программы:
-Принцип самореализации.
-.Принцип включенности детей и взрослых в реальные социально- значимые отношения.
-.Принцип равных возможностей.
-Принцип доверия и открытости.
-Принцип создания «ситуации успеха».
-Принцип личностно-ориентированного подхода.
Содержание учебного плана
Тема 1. История и настоящее детского движения 16 часов
Занятие
№1 Вводное занятие «Что такое РДДМ?» (2 часа):
-Теория: Предпосылки создания РДДМ, история создания, цели и задачи деятельности.
Детские и молодежные общественные организации на территории страны и в нашем округе
Инструктаж по технике безопасности.
- Практика: Тестирование
Занятие №2 История детского движения в стране и мире (2 часа): Теория: Детские общественные объединения на рубеже XIX – XX веков. Особенности
детских общественных движений. Детские общественные организации в России. Рольдетских
общественных организаций.
Занятие №3 История пионерской организации (2 часа)
Теория: История пионерской организации в стране и в нашей Республики. Направления
деятельности, прием в пионеры, пионеры Герои, достижения пионерских дружин школы.
Занятие №4 Традиции и обычаи пионеров (2 часа)
–
Практика: ролевая игра по традициям и обычаям пионерской
организации.
–
Занятие №5 История возникновения и развития организации «Алый
парус» (1 час)
–Теория: История детской организации. Ступени роста. Демократические процедуры.
Управление. Функции капитаны и Совета организации.
Занятие №6. Основные направления деятельности (2 часа)
Теория: История возникновения и деятельности РДДМ. Возможности для
участников. Направления деятельности. Результаты деятельности.
Занятие №7 Деятельность РДДМ. Дни единых действий (2 часа)
Занятие № 8 Модели детского самоуправления (2 часа) Практика:
Ролевая игра по отработке моделей самоуправления.
Тема 2. КТД в деятельности детского объединения 14 часов.
Занятие № 9 Детский коллектив. Стадии развития коллектива. (2 часа) :
-Теория: Стадии развития детского коллектива с точки зрения педагогической науки.
Занятие № 10 Технология коллективно-творческого дела (КТД) (2 часа) :
Теория: Лекция о технологии КТД. Что такое КТД? Где можно организовать, кто
участники. Какие условия необходимо соблюсти для успешного проведения.
Занятие № 11 Планирование КТД (2 часа)
Практическое занятие по планированию с применением различных технологий: мозговой штурм,
работа в парах, метод случайных чисел и другие.
Занятие № 12 Организация и проведение КТД (2 часа):
-Практика: обучающимся необходимо придумать и организовать для присутствующих КТД
Занятие № 13 Анализ деятельности (Анализ КТД) (2 часа) :
-Практика: Анализ проведенных на предыдущем занятии КТД.
Занятие № 14 Социальная направленность деятельности детского объединения (2 часа)
Теория: лекция о социальной направленности и общественной значимости детского и
молодежного общественного движения.
Занятие № 15 Просоциальное поведение (2 часа);
Теория: Понятие просоциального поведения. Гражданственность и патриотизм. Гражданское
общество. Качество жизни. Что влияет на качество жизни населения страны в целом и
отдельного человека?
Тема 3. Социальное проектирование 20 час
Занятие № 16 Что такое социальный проект? (2 часа) :
Теория: Проектная деятельность. Основные характеристики социального проекта. Шаблон
проекты. Цель и задачи проекта. Команда проекта, благополучатели. Результаты проекта,
последействие.
Занятие № 17 Как создать социальный проект? (2 часа) :
Практика: составление проекта на основании шаблона
Занятие № 18 Основы проектной деятельности (2 часа)
-Теория: Лекция о положительных результатах реализованных проектов и отрицательных на
основе примеров на территории Тавдинского района с анализом причин неудач и причинноследственных связей.
Занятие № 19 Социальное проектирование для решения актуальных проблем (2 часа) –
Практика: разработка социального проекта, направленного на решение конкретной проблемы
местного уровня
Занятие № 20 Социальная акция. Формы и методы проведения (2 часа):
Теория Что такое социальная акция. Чем она отличается от проекта. Примеры
социальных акций.
Занятие № 21 Проведение социальной акции. (2 часа)
-Практика:
Разработка и проведение социальной акции
Занятие № 22 Особенности проведения благотворительных акций (2 часа):
Теория: Благотворительные акции для чего проводятся, какая ответственность, каковы
результаты Что такое фандрайзинг?
Занятие № 23 Медиакультура в современном мире (2 часа):
Теория: Информационная безопасность. Как работают информационные фейки и для чего
предназначены. Информирование населения, почему это важно. Роль средств массовой
информации в формировании мировоззрения граждан страны.
Занятие № 24 Медиасопровождение социальных акций и мероприятий ( 2часа):
Практика Как правильно размещать информацию в социальных сетях и в средствах массовой
информации. Сроки, внешний вид, текст. Составление новостей для размещения
Занятие № 25 Тренинговое занятие на развитие эмпатии и толерантности ( 2 часа) :
- Практика: отработка навыков просоциального поведения.
Тема 4. Лидерство 18 часов
Занятие № 26 Общекультурная и организаторская компетентность лидера (2часа):
Теория : Какими знаниями и способностями должен обладать лидер коллектива. Умение
себя презентовать, коммуникативная культура, умение сказать «нет»
Занятие № 27 Базовые навыки организации работы.
Технология игровых программ (2 часа):
-Практика: организация игр для сверстников, отработка навыков ситуативных игр,
демонстрации организаторского опыта
Занятие № 28 Тренинг на развитие лидерских качеств ( 2 часа)
Практика: Отработка навыков брать ответственность на
себя
Занятие № 29 Имидж лидера (2 часа):
-Теория: Лекция о роли личности в истории. Примеры положительного и отрицательного влияния
внешности и поведения известных людей на отношение к ним в обществе.
Занятие № 30 Коммуникативная культура (2 часа):
Практика: Тренинговое занятие на отработку навыков красноречия и умения
строитькоммуникацию с представителями разных социальных слоев.
Занятие № 31 Тренинговое занятие на развитие позитивного мышления. (2 часа)
Практика: Что такое позитивное мышление, отработка навыков позитивного мышления,
формирование стрессоустойчивости.
Занятие № 32 Основы написания сценария для мероприятия. Авторство и шаблон в
сценарии. ( 2 часа):
Практика: написание сценария мероприятия с использованием
шаблонаЗанятие № 33 Тренинг на развитие креативного мышления (1 час):
-Практика: упражнения на развитие креативного мышления и слом стереотипов.
Занятие № 34 Тренинг на развитие аналитического мышления (1 час) :
-Практика:
упражнения на развитие аналитического мышления, решения логических
задач и установление причинно- следственных связей.
Занятие № 35 Итоговая аттестация. (1 час):
-Практика: Индивидуальная защита сценария, социальной акции, презентация проекта
Занятие № 36 Итоговое занятие. (1 час):
- Практика: КВИЗ по изученным терминам и понятиям. Рефлексия.
Планируемые результаты
Личностные:
–
приобретут
опыт ценностно-смыслового самоопределения в
социально
ориентированной деятельности, деловых и межличностных отношениях.
Метапредметные:
–
сформируется умение извлекать необходимую информацию о детском общественном
движении в историческом контексте и на современном этапе из разных источников
информации;
–
развиваются навыки системного анализа: разнообразных процессов в
жизнедеятельности школьного сообщества; своей деятельности как лидера первичной
организации; отношений, складывающихся с окружающими людьми.
Предметные:
приобретут знания об истории развития детского общественного движения и
современной деятельности РДДМ (основные понятия, факты, законы, оценочные знания);
освоят нормы и правила работы деятельности общественных организаций в
правовомполе общеобразовательного учреждения и опыт организации этой работы;
разовьют личностные и коммуникативные способности.
Календарный учебный план «Движение РДДМ» на 2024-2025 учебный год
Месяц
№
Чис
ло
Форма
занятий
Количество
часов
Тема занятия
1
Сентябрь
Теория
2
Вводное занятие «Что такое РДДМ?».
Техникабезопасности, тестирование
2
Сентябрь
Теория
2
История детского движения в стране и
мире
3
Сентябрь
Теория
2
История пионерской организации
4
Сентябрь
Практика
2
Традиции и обычаи пионеров
5
Октябрь
Теория
2
История возникновения и развития СДО
«Друзья»
6
Октябрь
Теория
2
Основные направления деятельности
7
Октябрь
Практика
2
Дни единый действий
Примечание
8
Октябрь
Практика
2
Модели детского самоуправления
9
Ноябрь
Теория
2
Детский коллектив. Стадии развития коллектива
по Лутошкину.
10
Ноябрь
Теория
2
Технология коллективно-творческого дела
(КТД)
11
Ноябрь
Практика
2
Планирование КТД
12
Ноябрь
Практика
2
Организация и проведение КТД
13
Декабрь
Практика
2
Анализ деятельности (Анализ КТД)
14
Декабрь
Теория
2
Социальная направленность деятельности
детского объединения
15
Декабрь
Теория
2
Просоциальное поведение
16
Декабрь
Теория
2
Что такое социальный проект?
17
Декабрь
Практика
2
Как создать социальный проект?
18
Январь
Теория
2
Основы проектной деятельности
19
Январь
Практика
2
Социальное проектирование для решения
актуальных проблем
20
Январь
Теория
2
Социальная акция. Формы и методы проведения
21
Февраль
Практика
2
Проведение социальной акции
22
Февраль
Теория
2
Особенности проведения благотворительных
акций
23
Февраль
Теория
2
Медиакультура в современном мире
24
Март
Практика
2
Медиасопровождение социальных акций и
мероприятий
25
Март
Практика
2
Тренинговое занятие на развитие эмпатии и
толерантности
26
Март
Теория
2
Общекультурная и организаторская
компетентность лидера
27
Март
Практика
2
Базовые навыки организации работы.
Технология игровых программ
28
Март
Практика
2
Тренинг на развитие лидерских качеств
29
Апрель
Теория
1
Имидж лидера
30
Апрель
Практика
1
Коммуникативная культура
31
Апрель
Практика
1
Тренинговое занятие на развитие лидерских
качеств
32
Апрель
Практика
1
Основы написания сценария для мероприятия.
Авторство и шаблон в сценарии
33
Май
Практика
1
Тренинг на развитие креативного мышления
34
Май
Практика
1
Тренинг на развитие аналитического мышления
35
Май
Практика
1
Итоговая аттестация. Защита сценария,
социальной акции, презентация проекта
36
Май
Практика
1
Итоговое занятие. КВИЗ. Рефлексия.
Итого 68
Список литературы
Литература для педагога
1. Волохов А.В., Кочергин В.Н., Попова В.Н., Фришман И.И. Историко-педагогический
анализ деятельности детских общественных объединений.-// Дополнительное образование
№ 3,2004,с.9.
2. Волохов А.В., Мирошкина М.Р., Фришман И.И. Программы деятельности волонтеров
детских объединений в системе дополнительного образования. – М.: УЦ «Пермпектива»,
2011-128 с.
3. Игротека. Лидер ХХI века. / Сост. Л.А.Побережная. – Н.Новгород, изд-во ООО
«Педагогические технологии», 2006.-88с.
4. Калиш И.В. Всероссийский детский гражданский форум в ВДЦ «Орленок»- //
Внешкольник № 9, 2004,с.13.
5.
Команда нашего двора (Социоигровые технологии деятельности активиста
общественного движения неравнодушных родителей «Солнечный круг» во дворе)./ сост.
А.В.Волохов, М.Р.Мирошкина, И.И. Фришман, С.Н.Щеглова. - Хочу быть лидером! Выпуск 3.
– Н.Новгород, изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006.-88с.
6. Коробейникова Е.Н. Теоретические основы деятельности детского общественного
объединения» - Ижевск, 2010 г.
7. Лазарев В.М. Лидер-это человек, который уважает себя и других. -// Внешкольник №
9,2004,с.30.
8. Лесникова С.Г. Учебная программа «Шаг за шагом В ДИМСИ», Ижевск,2002.
9. Пахомов В.П., Кондрат Г.В. Молодые хозяева России. - // Внешкольник № 9,2004,с.20.
10. Программа гражданско-нравственного образования для детей, подростков и молодежи
«Апельсин»,- Ижевск,2003
11. Прутченков А.С. Эта смена в корне изменила мою жизнь. - // Внешкольник №
9,2004,с.24.
12. Социальное проектирование. – Н.Новгород, изд-во ООО «Педагогические
технологии», 2004.-96с.
13. Тебе, вожатый! Выпуск 2. – Н. Новгород, изд-во ООО «Педагогические технологии»,
2004.- 96с.
14. Фришман И.И. Союз и союзники. -// Дополнительное образование № 5,2004,с.21.
15. Хочу быть лидером! Выпуск 3. – Н. Новгород, изд-во ООО «Педагогические
технологии», 2004.-90с.
16. Хочу быть лидером! Выпуск 2. – Н. Новгород, изд-во ООО «Педагогические
технологии», 2003.-96с.
Литература для обучающихся
1. Мальчева Э. А. «Педагогика детского движения» - Ижевск, 2000, 516 с.
2. Хочу быть лидером! Выпуск -Н.Новгород, изд-во ООО «Педагогические технологии»,
2004.-90с.
3. Хочу быть лидером! Выпуск 2. – Н. Новгород, изд-во ООО «Педагогические
технологии», 2003.- 96с.
4. Игротека вожатого. – Н. Новгород, изд-во ООО «Педагогические технологии», 2008.100с.