Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение - основная
общеобразовательная школа № 8
(МКОУ-ООШ №8)
ПРИЛОЖЕНИЕ к АООП НОО
обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа
учебного предмета «Адаптивная физическая культура»
основной общеобразовательной программы начального общего образования
Уровень образования: 2 класс.
Срок реализации: 1 год
Составители:
Иваницкая В.Е.
г. Тавда, 2024г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Адаптивная физкультура» для 2 класса составлена на
основе следующих нормативных документов:
-Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования
и науки РФ от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
-Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными (одобрена решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. №
4/15)
-Федерального перечня учебников, утвержденного приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 20.05.2020г. № 254 (в ред. приказа Министерства просвещения
Российской Федерации от 23.12.2020г. № 766).
Рабочая программа рассчитана на 102 часа в год, 3 часа в неделю.
Физическая культура является составной частью образовательного процесса обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Она решает образовательные,
воспитательные, коррекционно-развивающие и лечебно-оздоровительные задачи. Физическое
воспитание рассматривается и реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным,
нравственным, эстетическим, трудовым обучением; занимает одно из важнейших мест в
подготовке этой категории обучающихся к самостоятельной жизни, производительному труду,
воспитывает положительные качества личности, способствует социальной интеграции школьников
в общество.
Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии
личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе
приобщения их к физической культуре, коррекции недостатков психофизического развития,
расширении индивидуальных двигательных возможностей, социальной адаптации.
Основные задачи изучения предмета:
Разнородность состава учащихся начального звена по психическим, двигательным и
физическим данным выдвигает ряд конкретных задач физического воспитания:
― коррекция нарушений физического развития;
― формирование двигательных умений и навыков;
― развитие двигательных способностей в процессе обучения;
― укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;
― раскрытие возможных избирательных способностей и интересов ребенка для освоения
доступных видов спортивно-физкультурной деятельности;
― формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических
упражнений;
― формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и
безопасного образа жизни;
― поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;
― формирование познавательных интересов, сообщение доступных
теоретических
сведений по физической культуре;
― воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями;
― воспитание нравственных, морально-волевых качеств (настойчивости, смелости),
навыков культурного поведения;
Коррекция недостатков психического и физического развития с учетом возрастных
особенностей обучающихся, предусматривает:
― обогащение чувственного опыта;
― коррекцию и развитие сенсомоторной сферы;
― формирование навыков общения, предметно-практической и познавательной
деятельности.
Содержание программы отражено в пяти разделах: «Знания о физической культуре», «Гимнастика», «Легкая атлетика», «Игры». Каждый из перечисленных разделов включает некоторые
теоретические сведения и материал для практической подготовки обучающихся.
Программой предусмотрены следующие виды работы:
― беседы о содержании и значении физических упражнений для повышения качества
здоровья и коррекции нарушенных функций;
― выполнение физических упражнений на основе показа учителя;
― выполнение физических упражнений без зрительного сопровождения, под словесную
инструкцию учителя;
― самостоятельное выполнение упражнений;
― занятия в тренирующем режиме;
― развитие двигательных качеств на программном материале гимнастики, легкой атлетики,
формирование двигательных умений и навыков в процессе подвижных игр.
Знания о физической культуре
Чистота одежды и обуви. Правила утренней гигиены и их значение для человека. Правила
поведения на уроках физической культуры (техника безопасности). Чистота зала, снарядов.
Значение физических упражнений для здоровья человека. Формирование понятий: опрятность,
аккуратность. Физическая нагрузка и отдых. Физическое развитие. Осанка. Физические качества.
Понятия о предварительной и исполнительной командах. Предупреждение травм во время
занятий. Значение и основные правила закаливания. Понятия: физическая культура, физическое
воспитание.
Гимнастика
Теоретические сведения. Одежда и обувь гимнаста. Элементарные сведения о гимнастических снарядах и предметах. Правила поведения на уроках гимнастики. Понятия: колонна, шеренга,
круг. Элементарные сведения о правильной осанке, равновесии. Элементарные сведения о
скорости, ритме, темпе, степени мышечных усилий. Развитие двигательных способностей и
физических качеств с помощью средств гимнастики.
Практический материал.
Построения и перестроения.
Упражнения без предметов (коррегирующие и общеразвивающие упражнения):
основные положения и движения рук, ног, головы, туловища; упражнения для расслабления
мышц; мышц шеи; укрепления мышц спины и живота; развития мышц рук и плечевого пояса;
мышц ног; на дыхание; для развития мышц кистей рук и пальцев; формирования правильной
осанки; укрепления мышц туловища.
Упражнения с предметами:
с гимнастическими палками; флажками; малыми обручами; малыми мячами; большим
мячом; набивными мячами (вес 2 кг); упражнения на равновесие; лазанье и перелезание;
упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений;
переноска грузов и передача предметов; прыжки.
Легкая атлетика
Теоретические сведения. Элементарные понятия о ходьбе, беге, прыжках и метаниях.
Правила поведения на уроках легкой атлетики. Понятие о начале ходьбы и бега; ознакомление
учащихся с правилами дыхания во время ходьбы и бега. Ознакомление учащихся с правильным
положением тела во время выполнения ходьбы, бега, прыжков, метаний. Значение правильной
осанки при ходьбе. Развитие двигательных способностей и физических качеств средствами легкой
атлетики.
Практический материал:
Ходьба. Ходьба парами по кругу, взявшись за руки. Обычная ходьба в умеренном темпе в
колонне по одному в обход зала за учителем. Ходьба по прямой линии, ходьба на носках, на
пятках, на внутреннем и внешнем своде стопы. Ходьба с сохранением правильной осанки. Ходьба
в чередовании с бегом. Ходьба с изменением скорости. Ходьба с различным положением рук: на пояс, к
плечам, перед грудью, за голову. Ходьба с изменением направлений по ориентирам и командам
учителя. Ходьба с перешагиванием через большие мячи с высоким подниманием бедра. Ходьба в
медленном, среднем и быстром темпе. Ходьба с выполнением упражнений для рук в чередовании с
другими движениями; со сменой положений рук: вперед, вверх, с хлопками и т. д. Ходьба шеренгой с
открытыми и с закрытыми глазами.
Бег. Перебежки группами и по одному 15—20 м. Медленный бег с сохранением правильной
осанки, бег в колонне за учителем в заданном направлении. Чередование бега и ходьбы на расстоянии.
Бег на носках. Бег на месте с высоким подниманием бедра. Бег с высоким подниманием бедра и
захлестыванием голени назад. Бег с преодолением простейших препятствий (канавки, подлезание
под сетку, обегание стойки и т. д.). Быстрый бег на скорость. Медленный бег. Чередование бега и
ходьбы. Высокий старт. Бег прямолинейный с параллельной постановкой стоп. Повторный бег на
скорость. Низкий старт. Специальные беговые упражнения: бег с подниманием бедра, с
захлестыванием голени назад, семенящий бег. Челночный бег.
Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте и с продвижением вперед, назад, вправо, влево.
Перепрыгивание через начерченную линию, шнур, набивной мяч. Прыжки с ноги на ногу на отрезках
до. Подпрыгивание вверх на месте с захватом или касанием висящего предмета (мяча). Прыжки в
длину с места. Прыжки на одной ноге на месте, с продвижением вперед, в стороны. Прыжки с
высоты с мягким приземлением. Прыжки в длину и высоту с шага. Прыжки с небольшого разбега в
длину. Прыжки с прямого разбега в длину. Прыжки в длину с разбега без учета места отталкивания.
Прыжки в высоту с прямого разбега способом «согнув ноги». Прыжки в высоту способом
«перешагивание».
Метание. Правильный захват различных предметов для выполнения метания одной и двумя
руками. Прием и передача мяча, флажков, палок в шеренге, по кругу, в колонне. Произвольное
метание малых и больших мячей в игре. Броски и ловля волейбольных мячей. Метание колец на
шесты. Метание с места малого мяча в стенку правой и левой рукой. Метание большого мяча
двумя руками из-за головы и снизу с места в стену. Броски набивного мяча (1 кг) сидя двумя руками
из-за головы. Метание теннисного мяча с места одной рукой в стену и на дальность. Метание мяча с
места в цель. Метание мячей с места в цель левой и правой руками. Метание теннисного мяча на
дальность отскока от баскетбольного щита. Метание теннисного мяча на дальность с места. Броски
набивного мяча (вес до 1 кг) различными способами двумя руками.
Игры
Теоретические сведения. Элементарные сведения о правилах игр и поведении во время
игр. Правила игр. Элементарные игровые технико-тактические взаимодействия (выбор места,
взаимодействие с партнером, командой и соперником). Элементарные сведения по овладению
игровыми умениями (ловля мяча, передача, броски, удары по мячу
Практический материал. Подвижные игры:
Коррекционные игры;
Игры с элементами общеразвивающих упражнений:
игры с бегом; прыжками; лазанием; метанием и ловлей мяча (в том числе пионербол в IV-м
классе); построениями и перестроениями; бросанием, ловлей, метанием.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Физическая культура
Минимальный уровень:
представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического
развития и физической подготовки человека;
выполнение комплексов утренней гимнастики под руководством учителя;
знание основных правил поведения на уроках физической культуры и осознанное их
применение;
выполнение несложных упражнений по словесной инструкции при выполнении строевых
команд;
представления о двигательных действиях; знание основных строевых команд; подсчёт при
выполнении общеразвивающих упражнений;
ходьба в различном темпе с различными исходными положениями;
взаимодействие со сверстниками в организации и проведении подвижных игр, элементов
соревнований; участие в подвижных играх и эстафетах под руководством учителя;
знание правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием, соблюдение
требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.
Достаточный уровень:
практическое освоение элементов гимнастики, легкой атлетики, спортивных и подвижных
игр и других видов физической культуры;
самостоятельное выполнение комплексов утренней гимнастики;
владение комплексами упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц
туловища; участие в оздоровительных занятиях в режиме дня (физкультминутки);
выполнение основных двигательных действий в соответствии с заданием учителя: бег,
ходьба, прыжки и др.;
подача и выполнение строевых команд, ведение подсчёта при выполнении
общеразвивающих упражнений.
совместное участие со сверстниками в подвижных играх и эстафетах;
оказание посильной помощь и поддержки сверстникам в процессе участия в подвижных
играх и соревнованиях;
знание спортивных традиций своего народа и других народов;
знание способов использования различного спортивного инвентаря в основных видах
двигательной активности и их применение в практической деятельности;
знание правил и техники выполнения двигательных действий, применение усвоенных
правил при выполнении двигательных действий под руководством учителя;
знание и применение правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием в
повседневной жизни;
соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурноспортивных мероприятиях.
Календарно-тематическое планирование по адаптивной физкультуре. 3класс.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
Название темы
Ходьба в колонне по одному, по кругу, бег друг за другом.
Ходьба по рейке, положенной на пол. Кружение в обе стороны.
Прыжки на двух ногах на месте, из кружка в кружок.
Ползание на четвереньках по прямой.
Катание мяча друг другу.
Ходьба на носках, с высоким подниманием колена. Бег в
колонне по одному, с одной стороны площадки на другую.
Упражнение в ходьбе по ребристой доске с перешагиванием
через предметы. Упражнение в медленном кружении в обе
стороны.
Упражнение в прыжках вверх с места; прыжки вокруг и между
предметами.
Обучение перелазанию через бревно, умению ползать на
четвереньках между предметами.
Метание мяча в горизонтальную цель двумя руками снизу.
Упражнение в ходьбе по кругу, в колонне по одному, змейкой;
в беге в колонне по одному, на носочках, змейкой.
Упражнение в ходьбе по бревну, скамейке, приставляя пятку
одной ноги к носку другой.
Упражнение в прыжках на двух ногах на месте и с
продвижением вперед; между предметами.
Полоса препятствий.
Обучение умению катать мяч между предметами, умению
метать мяч в горизонтальную цель двумя руками от груди.
Эстафета. Передача эстафетной палочки.
Ходьба с высоким подниманием колена; по два; в разных
направлениях. Бег в медленном темпе, змейкой.
Ходьба по ребристой доске с перешагиванием через предметы.
Медленное кружение в обе стороны.
Прыжки на двух ногах на месте и с продвижением вперед;
через шнур.
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
дата
План.
Факт.
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
3132
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
4748
4950
5152
5354
5556
Ползание на четвереньках между предметами.
Катание мяча в воротца. Метание мяча в горизонтальную цель
двумя руками от груди.
Ходьба по кругу и в разных направлениях; бег по прямой и
змейкой.
Ходьба по скамейке, приставляя пятку одной ноги к носку
другой.
Прыжки через предметы; между предметами.
Ползание на четвереньках между предметами. Упражнения в
пролазании в обруч.
Катание мяча между предметами, метание мяча в
вертикальную цель правой и левой рукой.
Ходьба врассыпную, с выполнением заданий, бег в медленном
темпе, с выполнением заданий.
Ходьба по рейке, положенной на пол; по прямой дорожке; по
ребристой доске с перешагиванием через предметы.
Прыжки с высоты; из кружка в кружок.
Лазание по гимнастической стенке. Ползание на четвереньках
вокруг предметов.
Метание мяча в горизонтальную цель двумя руками от груди.
1
1
Ходьба с выполнением заданий, по два, врассыпную, в беге по
прямой и змейкой; в быстром темпе.
Ходьба по скамейке, приставляя пятку одной ноги к носку
другой.
Прыжки с высоты; на двух ногах на месте; через 4-6 линий.
Подлазание под препятствие, не касаясь руками пола. Лазание
по гимнастической стенке.
Броски и ловля мяча. Катание мяча между предметами.
Ходьба с выполнением заданий (с поворотом); бег в медленном
темпе, с выполнением заданий.
Ходьба по наклонной доске; по лестнице, положенной на пол.
Прыжки через 4-6 линий (поочередно через каждую), в длину с
места.
Лазание по гимнастической стенке, ползание на четвереньках
по прямой.
Метание мяча в горизонтальную цель правой и левой рукой,
ловля мяча, брошенного взрослым.
Ходьба с выполнением заданий (с приседанием); бег в
медленном и быстром темпе.
Ходьба по наклонной доске; по ребристой доске с
перешагиванием через предметы.
Прыжки в длину с места, с высоты, вверх с места.
Пролазание в обруч и подлазание под препятствие, не касаясь
руками пола.
Бросание и ловля мяча; метание мяча в вертикальную цель
правой и левой рукой.
ОРУ с баскетбольным мячом.
1
Ведение баскетбольного мяча на месте.
2
Ведение баскетбольного мяча в движении.
2
Ведение баскетбольного мяча змейкой.
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
5758
5960
6162
6364
6566
6768
6970
71
72
73
74
75
76
77
7879
80
8182
8384
8586
8788
8990
9192
9394
9596
9798
99100
101102
Ведение баскетбольного мяча из различных исходных
положений.
Передача баскетбольного мяча от груди на месте.
2
Передача баскетбольного мяча из- за головы на месте.
2
Передача и ведение мяча по средствам эстафет.
2
Бросок мяча в цель (щит, кольцо, мишень).
2
Ведение баскетбольного мяча с изменением направления
(змейкой, противоходом).
Волейбол: ознакомление со стойкой волейболиста и верхним
приёмом волейбольного мяча.
Упражнение в ходьбе в колонне по одному, по кругу, в беге
друг за другом.
Обучение ходьбе по рейке, положенной на пол. Развитие
навыка кружения в обе стороны.
Развитие навыка прыжков на двух ногах на месте, прыжков из
кружка в кружок.
Обучение ползанию на четвереньках по прямой.
Обучение умению катать мяч друг другу.
Упражнение в ходьбе на носках; с высоким подниманием
колена; в беге в колонне по одному, с одной стороны площадки
на другую.
Упражнение в ходьбе по ребристой доске с перешагиванием
через предметы. Упражнение в медленном кружении в обе
стороны.
Бег 30 метров с низкого старта. Встречная эстафета.
2
Бег 30 метров с низкого старта.
Бег 30 метров, на результат.
1
2
Прыжки в длину с разбега способом, согнув ноги.
2
Прыжки в длину с разбега способом, согнув ноги на результат.
2
Метание малого мяча на дальность.
2
Метание малого мяча на результат.
2
Элементы передачи эстафетной палочки.
2
Передача эстафетной палочки, пробегание отрезка 20 метров.
2
Элементы футбола.
2
Ведения мяча змейкой.
2
Передача футбольного мяча в парах.
2
Спортивная игра "Футбол" по упрощённым правилам.
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
2