Положение о рабочих программах учебных предметов, курсов

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ - ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 8

Подписано цифровой подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ - ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
№8
Дата: 2024.04.17 11:38:06 +05'00'

Российская Федерация
Свердловская область
Муниципальный орган Управления образованиемУправление образованием Тавдинского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
основная общеобразовательная школа № 8
623953 Свердловская обл., г. Тавда, ул. Чехова, 30, тел. (34360) 3-27-98
ОГРН 1026601903767, ИНН 6634007590, КПП 667601001, e-mail: 041926@mail.ru

ПРИНЯТО:
На Педагогическом совете
Протокол № 1 от 09.01.2024 г.

УТВЕРЖДЕНО:
Приказом директора МКОУ-ООШ № 8
№ 1-а от 09.01.2024г

ПОЛОЖЕНИЕ
о рабочих программах учебных предметов, учебных курсов (в том числе
внеурочной деятельности), учебных модулей в соответствии с требованиями
ФГОС и ФОП начального общего и основного общего образования
1. Общие положения
Настоящее Положение о рабочих программах, разрабатываемых в соответствии с
требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов и Федеральных
образовательных программ начального общего и основного общего образования (далее –
Положение), регулирует оформление, структуру, порядок разработки, утверждения и хранения
рабочих программ учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности),
учебных модулей в Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении – основной
общеобразовательной школе № 8 (далее – МКОУ-ООШ №8).
Положение разработано на основании следующих нормативных актов:
-Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Приказа Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования» с изменениями от 05.12.2022 № 1063;
-Приказа Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной
образовательной программы начального общегообразования» (далее – ФОП НОО);
-Приказа Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной
образовательной программы основного общего образования» (далее – ФОП ООО);
-Приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования» (далее – ФГОС
НОО третьего поколения);
-Приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования» (далее – ФГОС
ООО третьего поколения);
-Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования» (далее – ФГОС
ООО второго поколения) с изменениями и дополнениями;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599.«Об утверждении
Федерального государственного образовательным стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
-Приказа Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении
федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
-Устава МКОУ-ООШ №8;
-Положения о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся в МКОУ - ООШ №8.

В Положении использованы следующие основные понятия и термины:
-уровень образования (НОО, ООО) – завершенный цикл образования, характеризующийся
определенной единой совокупностью требований;
-федеральная основная общеобразовательная программа – учебно - методическая документация
(федеральный учебный план, федеральный календарный учебный график, федеральные рабочие
программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, федеральная
рабочая программа воспитания, федеральный календарный план воспитательной работы),
определяющая единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования
определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения
образовательной программы;
-образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем,
содержание, планируемые результаты) и организационно- педагогических условий, который
представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических
материалов, а также в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной
работы, форм аттестации;
-рабочая программа – методический документ, определяющий организацию образовательного
процесса, конкретизирующий содержание обучения иобеспечивающий достижение планируемых
результатов освоения ООП соответствующего уровня образования;
-учебный предмет – единица (компонент) содержания образования, отражающий предмет
соответствующей науки, а также дидактические особенности изучаемого материала и
возможности его усвоения обучающимися разного возраста и уровня подготовки;
-учебный курс – целостная, логически завершенная часть содержания образования,
расширяющая освоение относительно самостоятельного тематического блока учебного предмета
и углубляющая материал предметных областей и (или) в пределах которой осуществляется
освоение относительно самостоятельного тематического блока учебного предмета;
- учебный модуль – часть содержания образования, в пределах которой осуществляется освоение
относительно самостоятельного тематического блока учебного предмета или учебного курса
либо нескольких взаимосвязанных разделов;
- оценочные средства – методы оценки и соответствующие им контрольно- измерительные
материалы.
Рабочая программа предназначена для реализации требований к минимуму содержания и уровню
подготовки обучающегося, определенными ФГОС и ФОП соответствующего уровня образования
по конкретному учебному предмету, дисциплине (модулю) учебного плана образовательной
организации. Разработка рабочей программы осуществляется педагогическим работником или
группой педагогических работников для определенных классов (групп) и учитывает
возможности методического, информационного и технического обеспечения образовательной
деятельности, уровень подготовки обучающихся, отражает специфику обучения в данном классе
(классах, группах) школы. Содержание и планируемые результаты разработанных программ
должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов ФОП.
Рабочая программа выполняет следующие функции:
-обеспечение реализации в полном объеме образовательной программы в соответствии с
календарным учебным графиком;
-обеспечение
преемственности содержания между годами обучения и
уровнями образования;
-создание условий для реализации системно-деятельностного подхода кобучению;
-обеспечение достижений планируемых результатов каждым обучающимся;
-определение содержания, объема и порядка изучения учебного предмета (курса, модуля) с
учетом целей, задач и особенностей образовательной деятельности школы и контингента
обучающихся;
-приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая
культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском
обществе.
При реализации обязательной части ООП НОО МКОУ-ООШ №8 предусматривает
непосредственное применение федеральных рабочих программ по учебным предметам, которые
нужно применять в обязательном порядке:
- Русский язык;

 Литературное чтение;
 Окружающий мир.
Федеральные рабочие по другим предметам могут быть использованы в неизменном виде либо
как методическая основа для разработки рабочих программ по предметам обязательной части
ООП НОО:
- «Иностранный язык (английский)»;
 «Математика»;
 «Основы религиозных культур и светской этики»;
 «Изобразительное искусство»;
 «Музыка»;
 «Технология»;
 «Физкультура».
При реализации ООП ООО и ООП МКОУ-ООШ №8 предусматривает непосредственное
применение федеральных рабочих программ по учебным предметам, которые нужно применять в
обязательном порядке:
- Русский язык;
 Литература;
 История;
 Обществознание;
- География;
 Основы безопасности жизнедеятельности
Федеральные рабочие по другим предметам могут быть использованы в неизменном виде либо
как методическая основа для разработки рабочих программ по предметам обязательной части
ООП ООО:
- «Иностранный язык (английский)»;
 «Математика» - базовый уровень;
- «Информатика»;
 «Физика»;
 «Химия»;
 «Биология»;
 «ОДНКНР»;
 «Изобразительное искусство»;
 «Музыка»;
 «Технология»;
 «Физкультура».
Обязанности педагогического работника в части разработки, коррекции рабочих программ и
мера ответственности за выполнение рабочей программы в полном объеме определяются
должностной инструкцией педагогического работника.
Данное Положение вступает в силу с момента его утверждения и действуетбессрочно, до замены
его новым положением.
2.Структура рабочей программы
Структура рабочей программы определяется настоящим Положением в соответствии с
требованиями;
-ФГОС НОО, утвержденного приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286;
-ФГОС ООО, утвержденного приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 (далее — ФГОС
третьего поколения);
-ФГОС ООО, утвержденного приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897;
- ФГОС ОВЗ, утвержденного приказом Минобрнауки от 19 декабря 2014 г. N 1598
-ФОП НОО, ФОП ООО, ФАОП для обучающихся с умственной отсталостью;
-локальных нормативных актов, указанных в пункте 1.2.
Рабочие программы ООП НОО и ООО, разработанные по ФГОС третьего поколения, должны
содержать следующие обязательные компоненты:
-пояснительную записку;
-содержание учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности),

учебного модуля;
-планируемые результаты освоения учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной
деятельности), учебного модуля;
-тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на
освоение каждой темы учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной
деятельности), учебного модуля, и возможность использования по этой теме электронных
(цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами
(мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки,
виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных
ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей,
представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности
ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании;
календарно-тематическое планирование;
В качестве электронных образовательных ресурсов допускается использование материалов,
включенных в Федеральный перечень электронных образовательных ресурсов, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный
приказом Минпросвещения России от 02.08.2022 № 653.
Рабочие программы учебных курсов внеурочной деятельности ООП НОО и ООО,
разработанных по ФГОС третьего поколения, кроме перечисленного должны содержать
указание на форму проведения занятий в разделе «Содержание учебного курса».
Рабочие программы по ФГОС третьего поколения формируются с учетом рабочей программы
воспитания. Отобразить учет рабочей программы воспитания необходимо одним или
несколькими способами из предложенных ниже (по выбору педагога):
-указать формы учета рабочей программы воспитания в пояснительной записке к рабочей
программе;
-оформить приложение к рабочей
программе «Формы
учета
рабочей
программы
воспитания»;
-указать информацию об учете рабочей программы воспитания в разделе
«Содержание
учебного
предмета/учебного
курса
(в
том
числе
внеурочной
деятельности)/учебного модуля» в описании разделов/тем или отдельным блоком;
-отразить воспитательный компонент содержания рабочей программы в отдельной колонке
таблицы тематического планирования.
Рабочие программы учебных предметов, курсов ООП НОО, ООО, разработанных по ФГОС
второго поколения, должны содержать следующие обязательные компоненты:
-пояснительную записку;
-планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
-содержание учебного предмета, курса;
-тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием
количества часов, отводимых на освоение каждой темы;
-календарно-тематическое планирование;
Рабочие программы учебных курсов внеурочной деятельности ООП НОО и ООО,
разработанных по ФГОС второго поколения, кроме перечисленного должны содержать указание
на форму проведения занятий в разделе «Содержание учебного курса».

Рабочие программы по ФГОС второго поколения формируются с учетом рабочей программы
воспитания. Отобразить учет рабочей программы воспитания необходимо в тематическом
планировании посредством включения целевых приоритетов воспитания в соответствии с
ресурсами каждого учебного предмета, курса.
3.Порядок разработки и утверждения рабочей программы
Рабочая программа разрабатывается как часть ООП (по уровням общего образования)
педагогическим работником или группой педагогических работников в соответствии с
преподаваемым учебным предметом.
Рабочая программа может быть единой для всех учителей данного учебного предмета,
работающих в школе, или индивидуальной.
Рабочая программа составляется на соответствующий уровень образования (НОО, ООО) с
последующей корректировкой или на один учебный год.
Рабочая программа разрабатывается на основе:

-федерального
государственного
образовательного
стандарта
соответствующего уровня образования;
-федеральной основной образовательной программы соответствующего уровня образования в
части конкретного учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной
деятельности)/учебного модуля;
-федеральной
рабочей
программы
учебного
предмета
(курса,
модуля)
Педагогический работник не вправе для федеральных рабочих программ, подлежащих
непосредственному применению:
-изменять определенные федеральной рабочей программой последовательность
изучения учебного материала и количество часов на изучение учебного предмета;
-корректировать объем учебного времени, отводимого на изучение отдельных разделов и
тем федеральной рабочей программы.
Педагогический работник вправе:
-расширять содержание учебного предмета для углубленного изучения;
-конкретизировать требования к планируемым результатам освоения рабочей
программы;
-выбирать для реализации рабочей программы учебник, входящий в Федеральный
перечень учебников, утвержденный приказом Минпросвещения от 21.09.2022 № 858;
-при отсутствии в перечне учебников использовать учебные пособия, которые
выпускают организации из перечня, утвержденного приказом Минобрнауки от
09.06.2016 № 699;
-выбирать исходя из целей и задач рабочей программы методики и технологии обучения
и воспитания;
-подбирать и (или) разрабатывать оценочные средства.
Педагогический работник вправе представить рабочую программу на заседании методического
объединения, соответствующим протоколом которого фиксируется факт одобрения или
неодобрения рабочей программы. Обязательному представлению на заседании методического
объединения подлежат рабочие программы, разработанные составителем на основе учебнометодической литературы (рабочие программы элективов, факультативов, курсов внеурочной
деятельности) и имеющие более 50 процентов авторских подходов к организации содержания
учебного материала.
Рабочая программа утверждается в составе ООП (по уровням общего образования)
приказом руководителя школы.
Оформление и хранение рабочей программы
Рабочая программа оформляется в электронном и/или печатном варианте.
Электронная версия рабочей программы форматируется в редакторе Word шрифтом Times
New Roman, кегль 12–14, межстрочный интервал одинарный, выровненный по ширине,
поля со всех сторон 1–3 см.
Центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word.
Листы формата А4. Таблицы встраиваются непосредственно в текст, если иное не
предусматривается автором рабочей программы.
Рабочая программа должна иметь титульный лист с названием учебного предмета, курса или
модуля, по которому ее разработали, и сроком освоения программы.
Страницы рабочей программы должны быть пронумерованы. Титульный лист не нумеруется.
Печатная версия рабочей программы дублирует электронную версию.
Электронный вариант рабочей программы хранится в папке «Завуч» на локальном диске
«Школа».
Печатная версия рабочей программы подлежит хранению в школе в течение всего периода
ее реализации в месте, установленном директором школы.
Разработчик рабочей программы готовит в электронном виде аннотацию для сайта школы.
В аннотации указывается:
название рабочей программы;
пояснительная записка (краткая характеристика программы);
место учебного предмета в учебном плане.
Аннотации к рабочим программам размещаются на школьном сайте в разделе
«Сведения об образовательной организации» в подразделе «Образование».
4.Порядок внесения изменений в рабочую программу

В случае необходимости корректировки рабочих программ директор школы издает приказ о
внесении изменений в ООП соответствующего уровня общего образования в части
корректировки содержания рабочих программ.
Корректировка рабочих программ проводится в сроки и в порядке, установленные в приказе
директора школы о внесении изменений в ООП соответствующего уровня общего образования.
5. Реализация рабочей программы
Реализация рабочей программы является предметом контроля внутренней системы оценки
качества.
Педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком
профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемого учебного
предмета в соответствии с утвержденной рабочей программой.
Школа, наряду с педагогическими работниками, несет ответственность за реализацию рабочих
программ в полном объеме в соответствии с ООП уровня образования.
Для обеспечения реализации рабочих программ допускается применение:
-дистанционных образовательных технологий;
-модульных форм организации образовательной деятельности;
-сетевых форм организации образовательной деятельности;
-электронного обучения;
-различных форм внеурочной деятельности.
При реализации рабочих программ не допускается:
-сокращение запланированной практической части (контрольные, практические, лабораторные
работы и др.);
-окращение объема времени на изучение учебного предмета (курса, модуля).
Запрещается при реализации рабочих программ использование методов и средств обучения и
воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому
здоровью обучающихся.
6. Контроль реализации рабочих программ
Контроль реализации рабочих программ производится по окончании каждого учебного периода.
Этапы контроля:
-по окончании учебного периода (четверть, год) заместитель директора по УВР анализирует отчет
по выполнению рабочих программ, формируемый посредством электронного журнала; итоги
анализа оформляет справкой;
-результаты контроля по итогам четверти рассматриваются на совещании при директоре по
итогам каждого учебного периода;
-результаты анализа по итогам учебного года рассматриваются на педагогическом совете
текущего учебного года не позднее 1 июня текущего учебного года.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.