МУНИЦИПАЛЬНОЕ
КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ - ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 8
Подписано цифровой подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ - ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
№8
Дата: 2024.04.17 11:39:51 +05'00'
Российская Федерация
Свердловская область
Муниципальный орган Управления образованиемУправление образованием Тавдинского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
основная общеобразовательная школа № 8
623953 Свердловская обл., г. Тавда, ул. Чехова, 30, тел. (34360) 3-27-98
ОГРН 1026601903767, ИНН 6634007590, КПП 667601001, e-mail: 041926@mail.ru
ПРИНЯТО:
На Педагогическом совете
Протокол № 1 от 09.01.2024 г.
УТВЕРЖДЕНО:
Приказом директора МКОУ-ООШ № 8
№ 1-а от 09.01.2024г
ПОЛОЖЕНИЕ
об организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение регламентирует организацию обучения лиц с ограниченными
возможностями здоровья в МКОУ-ООШ №8.
1.2. Положение разработано в соответствии с требованиями нормативных документов:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации;
Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации";
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г.
№ 874 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения федеральных
основных общеобразовательных программ».
Приказ Минпросвещения от 24.11.2022 №1023 «Об утверждении федеральной
адаптированной образовательной программы начальногообщего
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
для
Приказ Минпросвещения от 24.11.2022 №1025 «Об утверждении федеральной
адаптированной образовательной программы основного
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
образования
общего
образования
для
Приказ Минпросвещения от 24.11.2022 №1026 «Об утверждении федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Постановление главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20"Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи"»;
Постановление главного государственного санитарного врача России от 28.01.2021
№ 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) без
вредности для человека факторов среды обитания»;
Письмо Минпросвещения России от 20.02.2019 № ТС-551/07 «О сопровождении
образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»;
Распоряжением Минпросвещения России от 09.09.2019 № Р-93 «Об
утверждении примерного положения о психолого-педагогическом консилиуме
образовательной организации»;
Уставом и локальными актами МКОУ-ООШ №8
1.3. Положение об организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья
в МКОУ-ООШ №8 (далее – Положение) разработано с целью обеспечения права на
получение образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее –
ОВЗ) в МКОУ-ООШ №8 (далее –Школа).
1.4. С целью реализации права на получение образования обучающимися с ОВЗ и
создания специальных условий обучения, воспитания, развития, социализации и
адаптации, обучающихся с ОВЗ и осуществления психолого-педагогического
сопровождения в образовательной организации, функционирует психологопедагогический консилиум.
1.5. Понятия, используемые в Положении:
Обучающийся с ОВЗ – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или)
психологическом
развитии,
подтвержденные
психолого-медико-педагогической
комиссией (далее – ПМПК) и препятствующие получению образования без создания
специальных условий.
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа –учебнометодическая документация (федеральный учебный план, федеральный календарный
учебный график, федеральные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей), иных компонентов, федеральная рабочая программавоспитания, федеральный
календарный план воспитательной работы), определяющая единые для Российской Федерации
базовые объем и содержание образования обучающихся с ОВЗ, планируемые результаты
освоения образовательной программы.
Адаптированная образовательная программа–образовательная программа,
адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического
развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Ребенок-инвалид – лицо в возрасте до 18 лет, которое имеет нарушение здоровья
состойкимрасстройствомфункцийорганизма,обусловленноезаболеваниями,
последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности
ивызывающеенеобходимостьего социальнойзащиты.
Психолого-педагогический консилиум (далее – ППк) – форма взаимодействия
руководящих и педагогических работников Школы. ППк осуществляет деятельность в
целях создания оптимальных условий для обучения, развития, социализации и
адаптации
обучающихся
с
ОВЗ
и
осуществления
психологопедагогическогосопровождения.
Специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ–условия
обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование
специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов специальных
технических средств коллективного и индивидуального пользования, предоставление
услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь,
проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа
в здания школы, а также иные условия, без которых невозможно или затруднено
освоение образовательных программ.
2. Прием на обучение лиц с ОВЗ
2.1. Дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной основной
общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных
представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.
3. Особенности организации обучения лиц с ОВЗ
3.1. В соответствии с рекомендациями ПМПК содержание образования и условия
организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определяются
адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с
индивидуальной программой реабилитации инвалида.
3.2. Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими
обучающимися, так и в отдельных классах, группах.
3.3. Наполняемость классов (групп) с детьми с ОВЗ не должна превышать максимальных
пределов, установленных пунктом 3.4.14СП2.4.3648-20.
3.4. Урочная деятельность для учащихся с ОВЗ проводится исключительно по
пятидневной учебной неделе и только в первую смену. Внеурочную деятельность для
детей с ОВЗ допускается проводить в субботу.
3.5. Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ формируется из часов, необходимых
для обеспечения их индивидуальных потребностей и составляющих суммарно 10 часов в
неделю на одного обучающегося, из которых не менее 5 часов должны включать
обязательные занятия коррекционной направленности с учетом возрастных особенностей
учащихся и их физиологических потребностей.
3.6. Для получения без дискриминации качественного образования обучающимися с ОВЗ
создаются:
Необходимые условия для коррекции нарушений развития и социальной
адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных
педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и
способов общения;
Условия, в максимальной степени способствующие получению образования
определенного уровня и определенной направленности, а также социальному
развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования
лиц с ограниченными возможностями здоровья.
3.7. Для развития потенциала обучающихся с ОВЗ могут разрабатываться с участием
самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные
учебные планы.
3.8. Родители детей с ОВЗ или совершеннолетние обучающиеся с ОВЗ вправе выбирать
любую из трех форм обучения в школе: очную, очно-заочную и заочную.
3.9. Образовательные программы для обучающихся с ОВЗ, в том числе
адаптированные, могут быть реализованы с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий, в форме сетевого взаимодействия, на дому
и в медицинских организациях по медицинским показаниями т.д.
3.10. Образовательная организация предусматривает для обучающихся с ОВЗ особые
формы промежуточной аттестации в соответствии с локальным актом о текущем
контроле и промежуточной аттестации МКОУ-ООШ №8.
3.11. Образовательная организация устанавливает режим обучения и учебную нагрузку
для обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) без
вредности для человека факторов среды обитания».
3.12. Классы и группы комплектуются в соответствии с требованиями Порядка,
утвержденного приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115, СП 2.4.3648-20, атакже
на основании рекомендаций ПМПК и коллегиального заключения психологопедагогического консилиума МКОУ-ООШ №8.
Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
может осуществляться при реализации образовательных программ в любой форме
обучения (очной, очно-заочной, заочной), а также при сочетании различных форм
обучения осуществляется в соответствии с законодательством Российской
Федерации и локальными нормативными актами МКОУ-ООШ №8.
4. Порядок предоставления обучающимся с ОВЗ специальных условий получения
образования
4.1. Специальные условия
иинвалидами включают:
для
получения
образования
обучающимися
с
ОВЗ
использование специальных образовательных программ и методов обучения
ивоспитания;
предоставление специальных учебников, учебных пособий и дидактических
материалов, специальных технических средств обучения коллективного и
индивидуального пользования;
предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся
необходимую техническую помощь;
проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную
деятельность;
другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение
образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями
здоровья.
4.2. Специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ и
инвалидами предоставляются на основании следующих документов:
заключения ПМПК с рекомендациями по созданию специальных условий для
получения образования;
копии ИПРА ребенка-инвалида и справки об установлении инвалидности,
выдаваемых федеральными государственными учреждениями МСЭК, с
приложением заключения ПМПК;
согласия родителей (законных представителей) на психолого-педагогическое
сопровождение обучающегося.
4.3. ППк Школы осуществляет анализ заключения ПМПК и планирует мероприятия по
обеспечению специальных условий образования. Специалисты ППк обеспечивают
следующие действия:
оценивают ресурсы Школы по предоставлению специальных условий
образования;
планируют
содержание адаптированной основной общеобразовательной
программы в части программы коррекционной работы;
определяют характер и содержание коррекционной помощи;
вырабатывают необходимые рекомендации по обеспечению специальных условий
образования.
4.4. В целях построения индивидуальной образовательной траектории ППк разрабатывает
для обучающихся с ОВЗ индивидуальный образовательный маршрут (далее–ИОМ) и
(или) индивидуальный учебный план (далее–ИУП).
5. Гарантии обучающимся с ОВЗ
5.1. Обучающимся с ОВЗ предоставляются бесплатно специальные учебники и
учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги педагога-психолога и
социального педагога.
5.2. Для обеспечения передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
здоровья по собственной территории и объектам хозяйствующим субъектом –
образовательной организацией проводятся мероприятия по созданию доступной среды
для инвалидов.
6. Особенности прохождения ГИА обучающимися с ОВЗ
6.1. Государственная итоговая аттестация обучающихся с ОВЗ проводится в
соответствии с приказами Минпросвещения, Рособрнадзора от 04.04.2023 № 232/551 и от
04.04.2023 №233/552.
6.2. Для лиц с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов ГИА-9 по их желанию проводится как
в форме основного государственного экзамена (ОГЭ), так и в форме государственного
выпускного экзамена (ГВЭ). При этом допускается сочетание форм проведения ГИА-9
(ОГЭ и ГВЭ). ГВЭ по всем учебным предметам по желанию указанных лиц проводится в
устной форме.
7. Особенности выдачи документов об образовании обучающимся с ОВЗ
7.1. Обучающимся с ОВЗ, получившим основное общее и среднее общее образование,
успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются документы об
образовании (аттестаты об основном общем и среднем общем образовании).
7.2. Обучающимся с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), неимеющим
основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным
основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по
образцу и в порядке, установленном приказом Минобрнауки от 14.10.2013 №1145.