МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ - ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 8
Подписано цифровой подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ - ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 8
Дата: 2024.06.03 10:31:39 +05'00'
ПРИНЯТО:
На Педагогическом совете
Протокол № 1 от 09.01.2024 г.
УТВЕРЖДЕНО:
Приказом директора МКОУ-ООШ № 8
№ 1-а от 09.01.2024г
Согласовано:
С Советом родителей
Протокол № 1 от 09.01.2024 г.
Положение о нормах профессиональной этики
педагогических работников
I. Общие положения
1.1. Примерное положение о нормах профессиональной этики педагогических работников
(далее - Положение) разработано на основании положений Конституции Российской
Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29
декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и Федерального
закона от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей
вред их здоровью и развитию".
1.2. Настоящее Положение содержит нормы профессиональной этики педагогических
работников, которыми рекомендуется руководствоваться при осуществлении
профессиональной деятельности педагогическим работникам, независимо от занимаемой
ими должности, и механизмы реализации права педагогических работников на
справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики
педагогических работников.
1.3. Нормы этики представляют собой свод общих принципов профессиональной этики,
корпоративных ценностей и основных правил поведения, которыми рекомендуется
руководствоваться педагогическим работникам МКОУ-ООШ № 8 (далее – педагогические
работники) независимо от занимаемой ими должности при выполнении трудовых функций
по обучению, воспитанию, развитию обучающихся и (или) организации образовательной
деятельности.
Целями Норм этики являются:
-организация профессиональной деятельности и поведения педагогических работников в
соответствии с правовыми, нравственными, этическими нормами, нормами
профессиональной этики;
- развитие самоконтроля педагогических работников и улучшение моральнопсихологического микроклимата трудового коллектива;
- сохранение в общественном сознании уважительного отношения к педагогической
деятельности, имиджу педагогического работника;
-повышение престижа профессии педагога, формирование профессиональной чести и
достоинства педагогических работников;
-содействие профессиональной ориентации выпускников общеобразовательных
организаций при выборе направления обучения по профессиям педагогического профиля;
- поддержка адаптации молодых специалистов – педагогических работников в трудовом
коллективе;
- обеспечение эффективности выполнения педагогическими работниками своих трудовых
функций;
- совершенствование взаимодействия между обучающимися, родителями (законными
представителями) несовершеннолетних обучающихся, педагогическими работниками,
(далее соответственно – обучающиеся, участники образовательных отношений.
2 Нормы профессиональной этики педагогических работников
2.1.Педагогические работники, сознавая ответственность перед государством, обществом
и гражданами, призваны:
а) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных
отношений;
б) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных
(финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению
должностных обязанностей;
в) проявлять доброжелательность, вежливость, тактичность и внимательность к
обучающимся, их родителям (законным представителям) и коллегам;
г) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов Российской
Федерации и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных
социальных групп, способствовать межнациональному и межрелигиозному
взаимодействию между обучающимися;
д) соблюдать при выполнении профессиональных обязанностей равенство прав и свобод
человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка,
происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства,
отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а
также других обстоятельств;
е) придерживаться внешнего вида, соответствующего задачам реализуемой
образовательной программы;
ж) воздерживаться от размещения в информационно-телекоммуникационной сети
"Интернет", в местах, доступных для детей, информации, причиняющий вред здоровью и
(или) развитию детей;
з) избегать ситуаций, способных нанести вред чести, достоинству и деловой репутации
педагогического работника и (или) организации, осуществляющей образовательную
деятельность.
2.2. Педагогические работники обязаны:
- стремиться осуществлять свою профессиональную деятельность на высоком
морально-этическом, психолого-педагогическом уровне;
- соблюдать правовые, нравственные и этические нормы;
- уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных
отношений;
- развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность,
инициативу, творческие способности;
- формировать гражданскую позицию обучающихся, способность к труду и жизни в
условиях современного мира, культуру здорового и безопасного образа жизни;
- стремиться применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое
качество образования формы, средства, методы обучения и воспитания;
- систематически повышать свой профессиональный уровень;
- внимательно и заботливо относиться к обучающимся, учитывать особенности
психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья;
- соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами
с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с
медицинскими организациями, формировать толерантное отношение участников
образовательных отношений к лицам с ограниченными возможностями здоровья;
- поддерживать деловые и доброжелательные отношения с коллегами, основанные
на принципах демократии, партнерства, коллективизма и взаимопомощи, способствовать
формированию благоприятного морально-психологического климата в трудовом
коллективе;
- оказывать содействие молодым специалистам, уважение и поддержку ветеранам
педагогического труда;
- проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов Российской
Федерации и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных
этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и
межконфессиональному согласию участников образовательных отношений;
- воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в
добросовестном исполнении педагогическими работниками трудовых функций, а также не
допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету
образовательной организации;
- исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных
(финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению
педагогическими работниками трудовых функций.
2.3. Педагогическим работникам надлежит принимать меры по недопущению
коррупционно опасного поведения, своим личным поведением подавать пример честности,
беспристрастности и справедливости.
2.4. Педагогическим работникам следует быть образцом профессионализма,
организованности, ответственности, трудовой и исполнительской дисциплины, деловой
репутации.
2.5. Педагогические работники не допускают:
- высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола,
возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или
семейного положения, ограниченных возможностей здоровья, политических или
религиозных предпочтений и принадлежности к общественным объединениям;
- грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, оскорбительных
выражений, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных
обвинений по отношению к участникам образовательных отношений;
- угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих
нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;
- демонстрации социально неодобряемых привычек (курение, употребление
спиртных напитков, использование нецензурной брани) в присутствии обучающихся;
- разглашения служебной информации и персональных данных участников
образовательных отношений, определенных действующим законодательством.
2.6. Педагогическим работникам следует проявлять корректность, вежливость,
выдержку, такт и внимательность в обращении с участниками образовательных отношений,
соблюдать культуру речи (нормы письменной и устной речи), быть доступными для
общения, открытыми и доброжелательными, уважать иные мнения.
2.7. Внешний вид педагогических работников при выполнении ими трудовых
обязанностей должен способствовать уважительному отношению к педагогическим
работникам соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают
официальность, сдержанность, аккуратность.
2.8. Педагогические работники при всех обстоятельствах должны сохранять честь и
достоинство, присущие их деятельности.
Педагогические работники, осознавая ответственность перед гражданами,
обществом и государством, призваны:
оправдывать доверие и уважение общества к своей профессиональной
деятельности, прилагать усилия для повышения ее престижа;
исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком
профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы ОО;
исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и
гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как ОО в целом, так и
каждого педагогического работника;
осуществлять свою деятельность в пределах полномочий;
не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным
группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан,
профессиональных или социальных групп и организаций;
исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных
(финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению
должностных обязанностей;
уведомлять администрацию ОО обо всех случаях обращения к ним каких- либо лиц
в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
соблюдать установленные действующим законодательством ограничения и
запреты, исполнять обязанности, связанные с педагогической деятельностью;
соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на свою
профессиональную деятельность решений политических партий и общественных
объединений;
проявлять корректность и внимательность в обращении с участниками отношений
в сфере образования;
придерживаться правил делового поведения и этических норм, связанных с
осуществлением возложенных на ОО социальных функций;
принимать предусмотренные законодательством РФ меры по недопущению
возникновения и урегулированию возникших случаев конфликта интересов;
быть требовательными к себе, стремится к самосовершенствованию;
обеспечивать регулярное обновление и развитие профессиональных знаний и
навыков;
поддерживать все усилия по продвижению демократии и прав человека через
образование;
не терять чувство меры и самообладания;
соблюдать правила русского языка, культуру своей речи, не допускать
использования ругательств, грубых и оскорбительных высказываний;
постоянно стремиться к как можно более эффективному распоряжению ресурсами,
находящимися в сфере их ответственности;
поддерживать порядок на рабочем месте;
соблюдать деловой стиль, опрятность, аккуратность и чувство меры во внешнем
виде.
В процессе своей профессиональной деятельности педагогические работники обязаны
воздерживаться от:
поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении
педагогическим работником своих должностных обязанностей, а также избегать
конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету ОО;
пренебрежительных отзывов о деятельности своего ОО или проведения
необоснованные сравнения его с другими ОО;
преувеличения своей значимости и профессиональных возможностей;
любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по
признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального,
имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;
высказываний, которые могут быть истолкованы как оскорбления в адрес
определенных социальных, национальных или конфессионных групп;
резких и циничных выражений оскорбительного характера, связанных с
физическими недостатками человека;
грубости, злой иронии, пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых
замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;
угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих
нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;
поспешности в принятии решений, пренебрежения правовыми и (или) моральными
нормами, использования средств, не соответствующих требованиям закона, нравственным
принципам и нормам.
2.9. Педагогическим работникам необходимо принимать необходимые меры по
обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное
разглашение которой они несут ответственность или которая стала им известна в связи с
исполнением своих должностных обязанностей.
2.10. Во время учебных занятий и любых официальных мероприятий не допускаются
телефонные переговоры, звуковой сигнал мобильного телефона должен быть отключен.
2.11. При разрешении конфликтной ситуации, возникшей между педагогическими
работниками, приоритетным является учет интересов ОО в целом.
2.12. Если педагогический работник не уверен в том, как действовать в сложной
этической ситуации, он имеет право обратиться в Комиссию ОО по профессиональной
этике за разъяснением, в котором ему не может быть отказано.
3. Реализация права педагогических работников на справедливое и объективное
расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических
работников
1. Образовательная организация стремится обеспечить защиту чести, достоинства и
деловой репутации педагогических работников, а также справедливое и объективное
расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.
2. Случаи нарушения норм профессиональной этики педагогических работников,
установленных разделом II настоящего Положения, рассматриваются комиссией по
урегулированию споров между участниками образовательных отношений, создаваемой в
организации, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с частью 2
статьи 45 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации".
Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в комиссиях по трудовым
спорам регулируется в порядке, установленном главой 60 Трудового кодекса Российской
Федерации, порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в судах гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.
3. Педагогический работник, претендующий на справедливое и объективное
расследование нарушения норм профессиональной этики, вправе обратиться в комиссию
по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
4. В целях реализации права педагогических работников на справедливое и объективное
расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников в
состав комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных
отношений в обязательном порядке включается представитель выборного органа
соответствующей первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа).
5. В случае несогласия педагогического работника с решением комиссии по
урегулированию споров между участниками образовательных отношений, невыполнения
решения комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных
отношений, несоответствия решения комиссии по урегулированию споров между
участниками образовательных отношений законодательству Российской Федерации или
нежелания педагогического работника по каким-либо причинам обращаться в комиссию
по урегулированию споров между участниками образовательных отношений он имеет
право обратиться в суд.
4. Обязательства педагогических работников перед коллегами
4.1. Педагогические работники в процессе взаимодействия с коллегами:
поддерживают атмосферу коллегиальности, уважая их профессиональные мнения
и убеждения; готовы предложить совет и помощь коллегам, находящимся в самом начале
своего профессионального пути;
помогают им в процессе взаимного оценивания, предусмотренного действующим
законодательством и локальными актами ОО;
поддерживают и продвигают их интересы.
4.2. В процессе взаимодействия с коллегами педагогические работники обязаны
воздерживаться от:
пренебрежительных отзывов о работе других педагогических работников или
проведения необоснованного сравнения их работы со своей;
предвзятого и необъективного отношения к коллегам;
обсуждения их недостатков и личной жизни.
5. Контроль за соблюдением настоящего Положения
5.1. Для контроля за соблюдением настоящего Положения, поддержки
педагогических работников, оказания им консультационной помощи в вопросах
профессиональной этики, а также урегулирования спорных ситуаций приказом директора
создается Комиссия по профессиональной этике (далее - Комиссия). В состав комиссии
включаются наиболее квалифицированные и авторитетные представители педагогических
работников.
5.2. В своей деятельности Комиссия руководствуется действующим
законодательством об образовании, уставом ОО, настоящим Положением и Положением о
комиссии по профессиональной этике.
6. Ответственность за нарушение настоящего Положения
6.1. Нарушение требований настоящего Положения квалифицируется как
неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическим работником своих
обязанностей, которое учитывается при проведении его аттестации и влечет либо
моральное воздействие либо одно из установленных трудовым законодательством
дисциплинарных взысканий.
Утверждаю
Директор МКОУ – ООШ №8
___________/Е.А. Богданова/
Положение о комиссии по профессиональной этике
педагогических работников
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с "Положением о
нормах профессиональной этики педагогических работников".
1.2. Настоящим Положением определяются принципы и процедура
формирования и деятельности комиссии по профессиональной этике
педагогических работников (далее - Комиссия) образовательной организации (далее
- ОО).
1.3. В своей деятельности Комиссия руководствуется действующим
законодательством об образовании, уставом ОО, Положением о нормах
профессиональной этики педагогических работников и настоящим Положением.
1.4. Основные цели деятельности Комиссии:
контроль
совместно
с
администрацией
ОО
соблюдения
педагогическими работниками действующего законодательства об образовании,
Устава ОО, Положения о нормах профессиональной этики педагогических
работников;
предоставление педагогическим работникам консультационной
помощи по разрешению сложных этических ситуаций;
профилактика конфликтных ситуаций в соответствии с нормами
профессиональной этики;
поиск компромиссных решений при возникновении конфликтных
ситуаций;
проведение
предварительного
расследования
нарушения
педагогическими работниками норм профессиональной этики с целью выяснения
возможности разрешения возникшей этической проблемы без применения мер
дисциплинарного взыскания;
подготовка предложений для внесения изменений и дополнений в
Положение о нормах профессиональной этики педагогических работников.
II. Формирование комиссии и организация ее работы
2.1. В состав Комиссии входят 5 наиболее квалифицированных и
авторитетных
представителя
педагогических
работников,
избираемых
Педагогическим советом. Персональный состав комиссии утверждается приказом
директора. Члены Комиссии и привлекаемые к ее работе физические лица работают
на безвозмездной основе.
2.2. Состав Комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена
возможность возникновения конфликта интересов, могущих повлиять на
принимаемые Комиссией решения.
2.3. Из числа членов комиссии на ее первом заседании прямым открытым
голосованием простым большинством голосов сроком на 1 год выбираются
председатель, заместитель председателя, секретарь.
2.4. Председатель Комиссии:
организует работу Комиссии;
созывает и проводит заседания Комиссии;
дает поручения членам Комиссии, привлекаемым специалистам,
экспертам;
представляет Комиссию;
2.5. В отсутствие председателя Комиссии его полномочия осуществляет его
заместитель.
2.6. Секретарь Комиссии отвечает за ведение делопроизводства, регистрацию
обращений, хранение документов Комиссии, подготовку ее заседаний.
2.7. При возникновении прямой или косвенной личной заинтересованности
любого члена Комиссии, которая может привести к конфликту интересов при
рассмотрении вопроса, включенного в повестку дня, член Комиссии обязан до
начала заседания заявить об этом. В таком случае он не принимает участия в
рассмотрении указанного вопроса.
2.8. При необходимости председатель имеет право привлекать к работе
Комиссии в качестве экспертов любых совершеннолетних физических лиц с правом
совещательного голоса. Привлекаемые к работе лица должны быть ознакомлены под
роспись с настоящим Положениям до начала их работы в составе Комиссии.
2.9. Членам комиссии и лицам, участвовавшим в ее заседаниях, запрещается
разглашать конфиденциальные сведения, ставшие им известными в ходе работы
Комиссии. Информация, полученная в процессе деятельности Комиссии, может
быть использована только в порядке, предусмотренном федеральным
законодательством об информации, информатизации и защите информации.
2.10. Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости. Кворумом для
проведения заседания является присутствие на нем 2/3 членов Комиссии. Решения
Комиссии принимаются открытым голосованием простым большинством голосов.
В случае равенства голосов решающим является голос ее Председателя.
III. Порядок работы комиссии
3.1. Основанием для проведения заседания является письменное обращение в
Комиссию участника образовательных отношений, содержащее информацию о
нарушении педагогическим работником норм профессиональной этики.
3.2. Комиссия не рассматривает сообщения о преступлениях и
административных правонарушениях, а также анонимные обращения, не проводит
проверки по фактам нарушения трудовой дисциплины.
3.3. Рассмотрение обращения, содержащего информацию о нарушении
педагогическим работником норм профессиональной этики, должно обеспечить
своевременное, объективное и справедливое рассмотрение обращения, его
разрешение в соответствии с законодательством об образовании, Уставом ОО,
Положением о нормах профессиональной этики и настоящим Положением, а также
исполнение принятого решения.
3.4.Председатель Комиссии при поступлении к нему информации,
содержащей основания для проведения заседания Комиссии:
в течении трех рабочих дней назначает дату заседания Комиссии. При
этом дата заседания Комиссии не может быть назначена позднее семи рабочих дней
со дня поступления указанной информации (в указанные периоды времени не
засчитывается время временного отсутствия педагогического работника по
уважительным причинам: болезнь, отпуск и т.п.);
организует ознакомление педагогического работника, в отношении
которого Комиссия рассматривает вопрос о соблюдении требований норм
профессиональной этики (под роспись), членов комиссии и других лиц,
участвующих в заседании Комиссии, с поступившей информацией.
3.5. Заседание Комиссии проводится в присутствии педагогического
работника, в отношении которого рассматривается вопрос о соблюдении норм
профессиональной этики. При наличии письменной просьбы педагогического
работника о рассмотрении указанного вопроса без его участия заседание Комиссии
проводится в его отсутствие. В случае неявки педагогического работника на
заседание Комиссии при отсутствии его письменной просьбы о рассмотрении
указанного вопроса без его участия рассмотрение вопроса откладывается.
Повторная неявка педагогического работника без уважительных причин на
заседание Комиссии не является основанием для отложения рассмотрения вопроса.
В этом случае Комиссия принимает решение по существу вопроса по имеющимся
материалам и выступлениям присутствующих на заседании.
3.6. Разбирательство в Комиссии осуществляется в пределах тех требований и
по тем основаниям, которые изложены в обращении. Изменение предмета и (или)
основания обращения в процессе рассмотрения вопроса не допускаются.
3.7. На заседании Комиссии заслушиваются пояснения педагогического
работника (с его согласия) и иных лиц, рассматриваются материалы по существу
предъявляемых претензий, а также дополнительные материалы.
3.8. По итогам рассмотрения вопроса Комиссия принимает одно из
следующих решений:
а)
установить, что педагогический работник соблюдал нормы
профессиональной этики;
б)
установить, что педагогический работник не соблюдал нормы
профессиональной этики и рекомендовать директору ОО указать педагогическому
работнику на недопустимость нарушения норм профессиональной этики;
в)
установить, что педагогический работник грубо нарушал нормы
профессиональной этики и рекомендовать директору ОО рассмотреть возможность
наложения на педагогического работника соответствующего дисциплинарного
взыскания;
г) установить, что педагогическим работником были совершены действия
(или имело место его бездействие), содержащие признаки административного
правонарушения или состава преступления, и возложить на председателя Комиссии
обязанность передать информацию о совершении указанного действия
(бездействии) и подтверждающие такой факт документы в правоприменительные
органы в течение трех рабочих дней, а при необходимости немедленно.
IV. Порядок оформления решений комиссии
4.1. Решения Комиссии оформляются протоколами, которые подписывает
председатель и секретарь Комиссии.
4.2. Член Комиссии, не согласный с ее решением, вправе в письменной форме
изложить свое мнение, которое подлежит обязательному приобщению к протоколу
и с которым должен быть ознакомлен педагогический работник.
4.3. Копии Протокола в течение трех рабочих дней со дня заседания
передаются директору ОО и педагогическому работнику (если на заседании
Комиссии рассматривались несколько вопросов, то ему передается выписка из
протокола), а также по решению Комиссии - иным заинтересованным лицам.
4.4. Директор ОО обязан в течении 5 рабочих дней со дня поступления к нему
протокола в письменной форме проинформировать Комиссию о принятых им мерах
по существу рассмотренного вопроса. Решение директора ОО оглашается на
ближайшем заседании Комиссии.
4.5. Копия протокола заседания Комиссии или выписка из него приобщается
к личному делу педагогического работника, в отношении которого рассмотрен
вопрос о соблюдении норм профессиональной этики.
V. Обеспечение деятельности комиссии
5.1. Организационно-техническое и документационное обеспечение
деятельности Комиссии, а также информирование членов Комиссии о вопросах,
включенных в повестку дня, о дате, времени и месте проведения заседания,
ознакомление членов Комиссии с материалами, представляемыми для обсуждения
на заседании Комиссии, осуществляется Секретарем Комиссии.
5.2. Делопроизводство комиссии ведется в соответствии с действующим
законодательством.
5.3. Протоколы заседания Комиссии хранятся в составе отдельного дела в
архиве ОО.