Учебный план НОО УО 2025-2026

УТВЕРЖДЕН
Приказом директора МКОУ-ООШ №8
от «22 » августа 2025г. № 122

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Муниципального казенного общеобразовательного учрежденияосновной общеобразовательной школы № 8

на 2025 – 2026 учебный год
1-4 классы
(реализация федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план начального общего образования Муниципального казенного
общеобразовательного учреждения – основной общеобразовательной школы № 8 (далее –
МКОУ - ООШ № 8) разработан в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) утверждёным приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 (с изменениями), с учетом
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом
Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 (с изменениями).
Учебный план является основным организационным механизмом реализации
адаптированной основной образовательной программы начального общего образования;
«определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам
обучения учебных предметов, формы промежуточной аттестации обучающихся».
Учебный план позволяет реализовывать цели адаптированной
основной
образовательной программы начального общего образования, обеспечивает выполнение
Санитарных правил и нормативов СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 28 (Гигиенические нормативы),
Санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утв.
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28 сентября 2020 г. N 289 (Санитарно-эпидемиологические требования)
Учебный план для 1 – 4 классов составлен с целью:
-совершенствования образовательной деятельности;
-повышения результативности обучения;
-осуществления коррекционно-развивающей деятельности;
-создания адаптивной образовательной среды.
Обучение в 1-4 классах осуществляется с соблюдением требований СанПиН 2.4.3648-20
Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения – 5 дней. Пятидневная
учебная
неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья
обучающихся.
Продолжительность занятий в 1-4 классах - 40 минут. В целях обеспечения процесса
адаптации детей к требованиям школы в 1-х классах применяется поэтапный режим
учебных занятий с постепенным наращиванием учебной нагрузки: в первом полугодии (в
сентябре, октябре по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре - декабре - по 4 урока
по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 40 минут каждый);
Установлена продолжительность учебного года: 1-е классы - 33 учебные недели; 2-4
классы - 34 учебные недели. Обучение в 1 смену.
Учебный план ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения образовательной
программы начального общего образования для детей с умственной отсталостью.
Предметные области учебного плана и учебные предметы соответствуют ФГОС ОВЗ.
Предметная область «Язык и речевая практика» представлена учебными предметами
«Русский язык», «Чтение» и «Речевая практика». Основная цель обучения русскому языку
детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) неразрывно
связана с целью реализации ФАООП УО и заключается в создании условий для
максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся,
обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта, подготовки их к жизни
в современном обществе. На изучение учебного предмета «Русский язык» отводится 3
часа в неделю, на учебный предмет «Чтение»-3 часа в 1 классе и по 4 часа со 2 по 4 класс,

на учебный предмет «Речевая практика»-2 часа в неделю.Освоение обучающимися с
легкой умственной отсталостью ФАООП в предметной области «Русский язык и речевая
практика» предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и
предметных в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Предметная область «Математика» представлена учебным предметом «Математика»,
который является важной составляющей частью образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Овладение математическими знаниями
и умениями является необходимым условием успешной социализации обучающихся,
формированием у них жизненных компетенций.
Основной целью обучения математике является подготовка обучающихся этой
категории к жизни в современном обществе и овладение доступными профессиональнотрудовыми навыками. На изучение предмета отводится 3 часа в 1 классе и по 4 часа со 2
по 4 класс.
Предметная область «Естествознание» представлена учебным предметом «Мир
природы и человека», который служит пропедевтической основой для изучения предметов
естествоведческого характера «Природоведение», «Биология», «География».Одной из
важнейших составляющих комплексного развития личности ребенка с нарушением
интеллекта является более раннее восприятие им законов окружающего мира природы и
способах их правильного применения, переноса этих знаний в практическую
повседневную деятельность. Для детей с интеллектуальными нарушениями это носит
характер жизненных компетенций.На изучение курса «Мир природы и человека»
отводится 2 часа в неделю в 1 классе и 1 часу со 2 по 4 класс. В целях обеспечения
индивидуальных потребностей обучающихся на изучение предмета добавлен один час из
части формируемой участниками образовательных отношений.
Предметная область «Искусство» представлена учебными предметами «Музыка» и
«Изобразительное искусство»
«Музыка» – учебный предмет, предназначенный для формирования у обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементарных знаний, умений
и навыков в области музыкального искусства, развития их музыкальных способностей,
мотивации к музыкальной деятельности. На изучение предмета в 1 классе отводится 2 часа,
в последующих по 1 часу в неделю. В процессе изучения учебного предмета
«Изобразительная деятельность», в процессе эстетического познания и художественного
отражения окружающей действительности в продуктах деятельности, ребенок с
интеллектуальными нарушениями развивается многосторонне: формируются его
познавательная, речевая, эмоционально-волевая, двигательная сферы деятельности. На
изучение предмета отводится по 1 часу в неделю с 1 по 4 класс.
Предметная область «Физическая культура» представлена учебным предметом
«Адаптивная физическая культура». ФГОС ОВЗ в качестве задач реализации содержания
учебного предмета в течение всего срока освоения адаптированной основной
образовательной программы определяет следующие задачи:
1.
Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового
и безопасного образа жизни; соблюдение индивидуального режима питания и сна.
2.
Воспитание интереса к физической культуре и спорту, формирование потребности
в систематических занятиях физической культурой и доступных видах спорта.
3.
Формирование и совершенствование основных двигательных качеств: быстроты,
силы, ловкости и других.
4.
Формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной
физических нагрузок, адекватно их дозировать.
5.
Овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой,
лыжной подготовкой и другими) в соответствии с возрастными и психофизическими
особенностями обучающихся.

6.
Коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития;
развитие и совершенствование волевой сферы.
7.
Воспитание нравственных качеств и свойств личности.
На изучение предмета отводится по 3 часа в неделю с 1 по 4 класс.
Учебный предмет «Труд (технология)» относится предметной области «Технология»
и
является
базовым
предметом
при
реализации
адаптированных
основныхобщеобразовательных
программ обучающихся с интеллектуальными
нарушениями. Его изучение способствует целостному развитию личности младшего
школьника с умственной отсталостью. В процессе формирования трудовой культуры,
закладываются основы технологического образования, которые позволяют дать ему
первоначальный опыт предметно-преобразовательной деятельности, создают условия для
освоения технологии ручной обработки доступных материалов, необходимых в
повседневной жизни. В 1 классе на изучение предмета отведено 2 часа, в последующих по
1 часу в неделю. . В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся на
изучение предмета добавлен один час из части формируемой участниками
образовательных отношений.
Часть формируемая участниками образовательных отношений, представлена учебным
предметом «Информатика» - 1 час в неделю. При составлении учебного плана были
учтены образовательные потребности обучающихся, их родителей (законных
представителей), а также условия образовательного учреждения и возможности кадрового
потенциала.
Коррекционно-развивающая область представлена следующими обязательными
коррекционными курсами: "Ритмика", «Психокоррекционные занятия», «Логопедические
занятия»
Коррекционный курс "Ритмика". Основные задачи реализации содержания:Развитие
умения слушать музыку, выполнять под музыку различные движения, в том числе и
танцевальные, с речевым сопровождением или пением. Развитие координации движений,
чувства ритма, темпа, коррекция общей и речевой моторики, пространственной
ориентировки. Привитие навыков участия в коллективной творческой деятельности.
Коррекционный курс "Психокоррекционные занятия". Основные задачи реализации
содержания: Формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно-перцептивных,
мнемических и интеллектуальных процессов. Гармонизация психоэмоционального
состояния, формирование позитивного отношения к своему "Я", повышение уверенности
в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля. Развитие
способности к эмпатии, сопереживанию; формирование продуктивных видов
взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса
ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения.
Коррекционный курс "Логопедические занятия".
Основные задачи реализации содержания: Формирование и развитие различных видов
устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе
обогащения знаний об окружающей действительности. Обогащение и развитие словаря,
уточнение значения слова, развитие лексической системности, формирование
семантических полей. Развитие и совершенствование грамматического строя речи.
Развитие связной речи. Коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма).

Формы проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов
освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных
образовательной программой, по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине,
модулю по итогам учебного года. Промежуточная аттестация проводится во 2-4 классах.
Промежуточная аттестация проводится на основе результатов четвертной аттестации по
всем учебным предметам и представляет собой среднее арифметическое результатов
четвертной аттестации. Округление результата проводится в соответствии с правилами
математического округления.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в течение пяти последних дней
учебного года на основе результатов текущих аттестаций по итогам учебных четвертей
учебного года на основании «Положения о формах, периодичности, порядке текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МКОУ-ООШ №8».
Фиксация результатов промежуточной аттестации осуществляется по четырехбальной
системе.
Оценивание обучающихся 1 класса
в течение первого года обучения
осуществляются в форме словесных качественных оценок на критериальной основе, в
форме письменных заключений учителя.
Сформированный таким образом, учебный план обеспечивает реализацию целей и
задач адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
МКОУ-ООШ №8, создает условия для реализации ФГОС ОВЗ и удовлетворения
образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей)

УЧЕБНЫЙ ПЛАН (недельный)
начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) Вариант I

Предметные области

Классы

Количество часов в
неделю
I
II
III
IV

Всего

3
3
2

3
4
2

3
4
2

3
4
2

12
15
8

3
2

4
2

4
2

4
2

15
8

2
1

1
1

1
1

1
1

5
4

3

3

3

3

12

2

2

2

2

8

21

22

22

22

87

21

1
23

1
23

1
23

3
90

3

3

3

3

3

Ритмика

1

1

1

1

4

Психокоррекционные занятия

1

1

1

1

4

Логопедические занятия

1

1

1

1

4

Внеурочная деятельность

3

3

4

3

13

Учебные
предметы
Обязательная часть
1. Язык и речевая 1.1.Русский язык
практика
1.2.Чтение
1.3.Речевая
практика
2. Математика
2.1.Математика
3. Естествознание
3.1.Мир природы и
человека
4. Искусство
4.1. Музыка
4.2. Изобразительн
ое искусство
5.
Физическая 5.1
Адаптивная
культура
физическая
культура
6. Технологии
6.1.
Труд
(технология)
Итого
Часть,
формируемая
участниками
образовательных отношений
Информатика
Максимально
допустимая
годовая
нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающие занятия:

Коммуникативная деятельность
«Разговоры о важном»

1

1

1

1

4

Проектная деятельность
«Орлята России»

1

2

2

2

7

Спортивно-оздоровительная деятельность
«Движение есть жизнь»

1

1

1

1

4

3

4

4

4

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».