УТВЕРЖДЕН
Приказом директора МКОУ-ООШ №8
от «22» августа 2025г. №122
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Муниципального казенного общеобразовательного учрежденияосновной общеобразовательной школы № 8
на 2025 – 2026 учебный год
5-9 классы
(реализация федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Пояснительная записка
Учебный план основного общего образования Муниципального казенного
общеобразовательного учреждения – основной общеобразовательной школы № 8 (далее –
МКОУ - ООШ № 8) разработан в соответствии с разработан в соответствии с Федеральным
государственным образовательным
стандартом
образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утверждёным приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 (с изменениями), с
учетом Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями,
утвержденной приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 ( с
изменениями).
Учебный план является основным организационным механизмом реализации
адаптированной основной образовательной программы основного общего образования;
«определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам
обучения учебных предметов, формы промежуточной аттестации обучающихся».
Учебный план позволяет реализовывать цели адаптированной
основной
образовательной программы основного общего образования, обеспечивает выполнение
Санитарных правил и нормативов СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 28 (Гигиенические нормативы),
Санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утв.
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28 сентября 2020 г. N 289 (Санитарно-эпидемиологические требования)
Учебны план рассчитан на 1 год.
Продолжительность учебного года составляет 34 учебных недели. Продолжительность
каникул в течение учебного года составляет 30 календарных дней, летом — не менее 8
недель. Продолжительность урока 40 минут.
Учебный план для обучающихся в условиях реализации ФГОС для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), фиксирует общий объем
нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру
обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их
освоение и учебным предметам. Учебный план определяет общие рамки принимаемых
решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и
организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из
основных механизмов его реализации.
Выбор варианта срока обучения Учреждение осуществило с учетом:
- особенностей психофизического развития обучающихся, сформированности у них
готовности к школьному обучению и имеющихся особых образовательных потребностей;
- наличия комплекса условий для реализации АООП (кадровые, финансовые и
материально-технические). .
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение в течение
первого года обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
- формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;
- формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- формирование здорового
экстремальных ситуациях.
образа
жизни,
элементарных
правил
поведения
в
Обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания
предметных областей:
Предметная область «Язык и речевая практика». Учебные предметы:
- Русский язык (5-9 классы),
- Чтение (Литературное чтение) (5-9 классы),.
Предметная область «Математика».
Учебный предмет:
- Математика (5-9 классы).
- Информатика (7-9 классы ).
Предметная область «Естествознание». Учебные предметы:
- Природоведение (5-6 классы).
- Биология (7-9 классы).
- География (6-9 классы).
Предметная область «Человек и общество». Учебные предметы:
- «Основы социальной жизни» - 5-8 классы.
- «Мир истории» - 6 класс.
- «История Отечества» - 7-9 классы.
Предметная область «Искусство». Учебные предметы:
- Рисование (5 классы),
- Музыка (5 классы).
Предметная область «Физическая культура». Учебный предмет:
- Адаптивная физическая культура (5-9 классы).
Предметная область «Технологии». Учебные предметы:
- Труд (технология) (5-9 классы).
Профиль «Столярное дело»
Профиль «Швейное дело»
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений
обеспечивает реализацию особых образовательных потребностей обучающихся, что
обеспечивается увеличением учебных часов, отводимых на изучение учебных предметов:
- 5-9 классы – «Домоводство».
Коррекционно-развивающая область представлена:
- «Ритмика» (5-7 классы),
- логопедические занятия (5-9 классы),
- Психокоррекционные занятия (5-9 класс);
Коррекционно-развивающее направление является обязательным; оно поддерживает
процесс освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) содержания АООП. Его содержание регламентируется содержанием
коррекционно-развивающей области, представленной в учебном плане.
Основные задачи реализации содержания.
Ритмика. Развитие умения слушать музыку, выполнять под музыку различные движения,
в том числе и танцевальные, с речевым сопровождением или пением. Развитие
координации движений, чувства ритма, темпа, коррекция общей и речевой моторики,
пространственной ориентировки. Привитие навыков участия в коллективной творческой
деятельности.
Логопедические занятия.Формирование речевого слуха и произносительной стороны
устной речи. Формирование и развитие различных видов устной речи (разговорнодиалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об
окружающей действительности. Обогащение и развитие словаря, уточнение значения
слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей. Развитие
и совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи. Коррекция
недостатков письменной речи (чтения и письма). Развитие психомоторики и сенсорных
процессов. Формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно-перцептивных,
мнемических и интеллектуальных процессов. Гармонизация психоэмоционального
состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности
в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля. Развитие
способности к эмпатии, сопереживанию; формирование продуктивных видов
взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса
ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения.
Коррекционный курс "Психокоррекционные занятия". Основные задачи реализации
содержания: Формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно-перцептивных,
мнемических и интеллектуальных процессов. Гармонизация психоэмоционального
состояния, формирование позитивного отношения к своему "Я", повышение уверенности
в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля. Развитие
способности к эмпатии, сопереживанию; формирование продуктивных видов
взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса
ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям: нравственное, социальное,
общекультурное, спортивно-оздоровительное в таких формах как индивидуальные и
групповые занятия, экскурсии, кружки, соревнования, общественно полезные практики.
Содержание коррекционно-развивающего направления регламентируется содержанием
соответствующей области, представленной в учебном плане.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой
частью образовательного процесса. Обучающимся предоставляется возможность выбора
широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Формы проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов освоения
учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных образовательной
программой, по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине, модулю по итогам
учебного года. Промежуточная аттестация проводится в 5-9 классах. Промежуточная
аттестация проводится на основе результатов четвертной аттестации по всем учебным
предметам и представляет собой среднее арифметическое результатов четвертной
аттестации с учетом отметок за контрольные работы. Округление результата проводится
в соответствии с правилами математического округления.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в течение пяти последних дней
учебного года на основе результатов текущих аттестаций по итогам учебных четвертей
учебного года на основании «Положения о формах, периодичности, порядке текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МКОУ-ООШ №8».
Фиксация результатов промежуточной аттестации осуществляется по четырехбальной
системе.
Сформированный таким образом, учебный план обеспечивает реализацию целей и задач
адаптированной основной
общеобразовательной
программы начального общего
образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
МКОУ-ООШ №8, создает условия для реализации ФГОС ОВЗ, ФАООП УО и
удовлетворения образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных
представителей).
Учебный план (недельный)
5-9 классы
основного общего образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1
Учебные предметы
Количество часов в год
Предметные
5
6
7
8
9
Все
области
го
Обязательная часть
1. Язык и речевая 1.1. Русский язык
практика
1.2. Чтение (Литературное
чтение)
2. Математика
1. 2. Математика
4. Человек и
общество
5 Искусство
4
4
4
4
20
4
4
4
4
4
20
3
17
4
4
3
3
Информатика
-
--
1
1
2
3.1 Природоведение
2
2
--
--
4
3.2 Биология
--
--
2
2
2
6
3.3. География
--
2
2
2
2
8
4.1 Основы социальной жизни
2
2
2
2
2
10
4.2 Мир истории
--
2
--
--
4.3 История Отечества
--
--
2
2
5.1. Рисование
2
--
--
--
2
5.2. Музыка
1
--
--
--
1
2.2.
3.Естествознание
4
2
2
6
6 Физическая
культура
6.1. Адаптивная физическая
культура
2
2
2
2
2
10
7 Технологии
7.1. Труд (технология)
Профиль Швейное дело,
Профиль Столярное дело
Итого
6
6
7
7
7
33
27
28
29
29
29
139
1
1
1
1
1
5
1
1
29
30
30
30
30
149
2
2
2
2
2
10
Домоводство
Часть,
формируемая
Адаптивная физическая
участниками
культура
образовательных
отношений
Максимально допустимая годовая нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-
Логопедические занятия
2
развивающая
область
(коррекционные
занятия)
Внеурочная
деятельность
Психокоррекционные
занятия
«Ритмика»
1
1
1
1
1
1
4
4
4
4
4
20
Коммуникативная
деятельность
«Разговоры о важном»
Проектная деятельность
«Россия – мои горизонты»
1
1
1
1
1
5
-
1
1
1
1
4
Художественноэстетическая творческая
деятельность
«Рукотворный мир»
Художественноэстетическая творческая
деятельность
«Школьный театр»
Спортивнооздоровительная
деятельность
«Спортивные игры»
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
1
4
5
5
2
2
7
3
3
1
4
1
5
4
22