Программа МастерОК

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение- основная общеобразовательная школа №8
(МКОУ-ООШ №8)
Принята на заседании
Утверждена приказом
педагогического совета
директора МКОУ-ООШ №8
протокол от 16.05.2025 № 5
от 16.05.2025 № 48

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа
технической направленности
«МастерОК»
Возраст детей от 7 до 12 лет
Срок реализации: 15 дней

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ
ПРОГРАММЫ
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«МастерОК» разработана в соответствии с частью 4 статьи 84 Федерального закона от 29
декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепцией
развития дополнительного
образования детей, утвержденной
распоряжение
Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022г. №678-р, приказом
Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным
программам»,
СанПиН
2.4.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления
детей
и
молодежи»,
утвержденный Постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020
года № 28
Пояснительная записка.
Программа «МастерОК» относится
программам технической направленности.

к дополнительным образовательным

Актуальность. Приобщение детей к продуктивной творческой деятельности –
это эффективный путь развития индивидуальных, творческих и развития технических
способностей ребенка. На занятиях у обучающихся идет формирование представлений о
мире профессий, их востребованности на рынке труда. Дети знакомятся с отраслями
высокотехнологичного производства и участвуют в нем, приобретая практические
умения, и совершенствуя навыки. Программа дает возможность ребенку проявить себя в
активной деятельности широкого диапазона.
Новизна программы заключается в синтезе традиций русского народа
изготовления декоративно-прикладных изделий из древесины и практического
применения этих изделий в современном мире. В программе рассмотрены элементы
технологии плетения из лозы, мозаики, резьбы по дереву, макетировании из шпона и
других материалов, изготовление предметов интерьера и декора. Большое значение
уделяется внедрению в образовательный процесс проектных технологий и реализации
творческой индивидуальности каждого обучающегося. Таким образом, программа дает
представление о многообразии профессий и технологий, связанных с деревообработкой.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в процессе
освоения образовательной программы дети учатся не только изготовлению изделий с
применением различного оборудования, но и работают над собственными проектами.
Таким образом, приобретая универсальные умения, учатся находить правильное
решение, моделировать объекты окружающего мира, находить собственное
дизайнерское решение.
Цель программы:
Организация деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями,
навыками и компетенцией в области деревообработки; приобретению опыта
деятельности в повседневной жизни.
Задачи:
Обучающие:
- формировать пространственное представление, художественно – образное
восприятие действительности;
- научить познавать и использовать красоту и свойства древесины для
создания художественных образов, и предметов быта и интерьера;

- познакомить с основами технологии и техники безопасности ручной
обработки древесины;
- обучить технологии работы лобзиком, выжигательным аппаратом и др.
инструментами.
Развивающие:
- развивать художественно – творческие способности обучающихся;
- развивать фантазию, память, эмоционально – эстетическое
отношение к предметам и явлениям действительности.
Воспитательные:
- прививать любовь к народным традициям, к истории родного края;
- пробуждать интерес к народному творчеству и к новым,
современным направлениям народного творчества;
- формировать навыки работы в творческом разновозрастном коллективе, где
младшие учатся у старших, а старшие помогают младшим.
Отличительные особенности данной программы состоят в том, что
программно-методическое обеспечение позволяет провести ребенка от освоения базовых
понятий деревообработки и моделирования из деревосоставляющих материалов,
воспроизведение и создание изделий по эскизам, чертежам, видео-инструкциям, к
созданию собственных изделий, творческих проектов.
Программа разработана на основе:
1. Дополнительной общеобразовательной
«МастерОК» МКОУ- ООШ №8.

общеразвивающей

программы

Базовые принципы, определяющие особенность данной программы:
 принцип интегрированности (объединение разрозненных знаний из научно –
технических, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин в едином целом);
 принцип деятельностного подхода (знания открываются обучающимися и
проверяются на практике);
 принцип компетентностного подхода (способность системно применять
знания и умения для самостоятельной и коллективной деятельности при решении
проблем);

 принцип активной жизненной позиции (знания, полученные на занятиях,
используются в участие и решении общественно-значимых задач, участие в
жизнедеятельности общества.)
Адресат программы: программа ориентирована на детей и подростков 7- 12 лет.
Возрастные особенности детей 7-12 лет.
7-9 лет младший школьный возраст, когда ведущей деятельностью становится
интеллектуальная и непосредственно учебная активность (обучение самому процессу и
общим методам познания). Актуальная социальная ситуация: особенности
взаимодействия со значимыми взрослыми извне. Это могут быть педагоги, тренера и т.д.
Для того чтобы учебная деятельность проходила успешно необходима положительная
мотивация. Одной из главных задач успешной учебной деятельности, является
формирование познавательной мотивации. Игра не исчезает в этом возрасте. Она
приобретает другие формы и содержание. Дети учатся учиться. Младший школьник –
это человек, активно овладевающий навыками общения. В этом возрасте происходит
интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального
взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из
важнейших задач развития ребенка на этом возрастном этапе.
10-12 лет – это кризис, когда у ребенка возникает чувство взрослости,
переструктурирование отношений со старшими. Новообразования: возникновение

представлений относительно самого себя, как полностью взрослого человека,
непреодолимая нужда в признании социума. Ведущей деятельностью в этом возрасте
становится личностное общение со сверстниками. В этом возрасте уже может
проявляться процесс развития нравственных качеств личности, рефлексия.
Место проведения
(Приложение 1.)

занятий указано в календарном

учебном графике плане.

Срок реализации 15 дней, всего по программе 15 часов.
Объединение состоит из группы обучающихся 7 -15 человек. Режим
занятий: занятия проводятся 5 раз в неделю по 2 часа.
Направленность программы – техническая.
Ожидаемые результаты по реализации программы
Обучающиеся к концу обучения должны
Знать:

 правила поведения и технику безопасности при работе с
электроинструментами;

 названия основных инструментов и материалов;
 назначение и устройство станков и электрооборудования;
 основные приемы выжигания по дереву, типовые композиции и их
выполнение на различных видах изделий;

 знать способы соединения дополнительных деталей и их названия.
Уметь:

 планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями
её реализации;

 уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;
 оценивать правильность выполнения действия;



размечать изделие по шаблону и чертежу;
выполнять простейшие столярные операции;

 определять породу и пороки древесины;


договариваться
и приходить
к общему
решению
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;



синтезировать (составление целого из частей), производить отделку столярных
изделий с учетом дизайна;

в

совместной

 анализировать и вносить необходимые коррективы в действие на стадии
проектирования изделия;
Предметные, метапредметные и личностные результаты.
Предметные результаты:

1. Знание различных пород дерева, способы их обработки;
2. Знание различных видов инструментов для ручной обработки дерева и
их применение;

3. Знание специальной терминологии, обозначающую материалы и
инструменты;

4. Умение пользоваться ручным и электроинструментом при обработке
дерева;

5. Умение изготавливать изделия применяя технологию матчворка;
6. Умение пользоваться клеевым и безклеевым способом
соединений изделия;

7. Знать виды шпона: пиленый, лущеный и способы обработки;
8. Знать и уметь применять на практике выравнивания кромки,
фугование, прирезки;

9. Знание видов плетения из лозы: плетение веревочкой, плетение в два прута,
послойное плетение.
Опилки, стружка и другой бросовый материал деревообрабатывающего
производства. Заготовка, условия хранения. Инструменты и материалы. Просмотр
видеороликов.
Практика (27 ч.) Изготовление аппликаций, панно. Декорирование изделий. Работа над
коллективными и индивидуальными проектами.
Метапредметные результаты:

1. Умение развивать мотивы и результаты своей познавательной
деятельности;

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
3. Умение осуществлять контроль своей деятельности, определять способы
действий в рамках предложенных условий, выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

4. Умение принимать самостоятельные решения в процессе
конструирования, обосновывать принятое решение.
Личностные результаты:

1. Проявлять ответственное отношение к обучению, готовность к
саморазвитию и самообразованию.

2. Сформированность мотивации к обучению и целенаправленной
познавательной деятельности, участие в общественной жизни объединения и
учреждения.
Формы аттестации и контроля.
Итоговый контроль для определения итогового уровня освоения программы.
Возможные формы:
 Выставка;

 Конкурс;
 Презентация или защита проекта;
 Выполнение творческого задания.

№
п/п

1

Название раздела, темы
Введение. Охрана труда,
электро и пожарная
безопасность при
производстве изделий из
деревосоставляющих
материалов.

Содержание программы
Учебный план.
Количество часов
всего
аудиторные
ДОТ
Теор.
Прак. Теор. Прак

1

0.5

0.5

0

Формы
аттестации
(контроля)
Входная
диагностика

0

2

Моделирование из шпона
и спичек.

3

1

2

0

0

3

Выпиливание лобзиком.

3

1

2

0

0

4

Выжигание.

3

1

2

0

0

5

Плетение из лозы.

2

1

1

0

0

6

Изготовление изделий из
опилок и других
материалов
деревообрабатывающего
производства.

3

1

2

0

0

Всего

15

5.5

9.5

0

0

Наблюдение,
опрос
Конкурс,
викторина.
Наблюдение,
опрос
Конкурс,
викторина.
Наблюдение,
опрос,
конкурс,
выставка.
Наблюдение,
опрос, выставка
Наблюдение,
опрос,
выставка,
творческая
мастерская,
диагностирование

Содержание разделов и тем.

1.

Введение. Охрана труда, электро и пожарная безопасность

Теория (0.5 ч). Правила техники безопасности. Охрана труда, электро и пожарная
безопасность при производстве изделий из дерева.
Практика (0.5 ч). Цели и задачи объединения. Знакомство с учебно- тематическим
планом. Организация рабочего места. Основы материаловедения. Древесина: основные
свойства и пороки; характеристика пород; фанера, шпон, нетрадиционные и отделочные
материалы и клеи.

2.

Моделирование из шпона и спичек. (3 ч).

Теория. (1 ч). Древесина: основные свойства и пороки; характеристика пород; фанера, шпон,
нетрадиционные и отделочные материалы и клеи.
Материалы, инструменты и приспособления. Источники орнаментальных узоров.
Практика (2 ч). Техника безопасности и охрана труда. Характеристики шпона. Виды
шпона: пиленый, лущеный. Способы фанерования. Способы выравнивания кромки.
Фугование, прирезка. Сращивание шпона. Изготовление изделий из шпона. Коллективные
и индивидуальные проекты. Спички, как поделочный материал. Технология матчворка.
Инструменты и материалы для работы со спичками. Техника изготовления изделий из

спичек. Клеевой, без клеевой способы. Аппликация из спичек. Стереофигуры Способы их
изготовления.

3.

Выпиливание лобзиком. (3 ч).

Теория (1 ч). Охрана труда и ТБ. Материалы, инструменты, приспособления. Основные
свойства материалов; характеристика инструмента и приспособлений; Струбцина. Лобзик.
Пилки. Виды резьбы по дереву.
Практика (2 ч). Технология выпиливания лобзиком как разновидность оформления
изделия. Особенности работы лобзиком. Контурное выпиливание. Технология
выпиливания орнамента. Виды орнамента,
применяемые в работах лобзиком. Фурнитура. Конструкция, форма изделия. Подготовка
материалов, рисунка. Перевод рисунка на заготовку. Технология сборочных и отделочных
работ. Способы соединения деталей. Форма и конструкция деталей. Художественноэстетические основы выпиливания лобзиком. Назначение и виды орнамента; симметрия;
орнаментальные
розетты и полосы; сетчатый орнамент.
Работа над конструкцией изделия. Плоские, объёмные изделия; изделия округлой формы;
изделия со сложным орнаментом. Отделка изделия.
Отделочные материалы; нетрадиционные материалы; облицовывание шпоном;
циклование и шлифование; устранение дефектов; прозрачная отделка.

4.

Выжигание (3 ч).

Теория (1 ч.) Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. ТБ
при работе с выжигательным аппаратом. Правила поведения, техники безопасности,
правила пожарной и электробезопасности. Личная гигиена при производстве
художественных изделий из дерева. Технология декорирования изделий выжигательным
аппаратом.
Практика (2 ч.) Подготовка древесины к работе, выполнение контурного рисунка на
древесине. Основные требования к инструменту. Уход за инструментом. Технология
декорирования художественных изделий выжиганием. Подготовка материалов. Чертеж,
эскиз, рисунок. Орнамент.
Назначение и виды орнамента. Сложный орнамент. Приёмы выжигания. Способы
соединения деталей. Сборка изделия. Устранение дефектов.
Прозрачная отделка. Выполнение контурного выжигания. Индивидуальные и
коллективные творческие проекты.

5.

Плетение из лозы (2 ч.)

Теория (1ч.) Организация рабочего места. Технология изготовления изделий из лозы. ТБ
при работе с лозой. Правила гигиены. Инструменты и вспомогательные материалы.
Просмотр видеороликов по теме занятия.
Практика (1 ч.) Заготовка прута и способы обработки. Виды плетения. Технология
плетения. Простое плетение. Плетение веревочкой. Плетение в два прута. Плетение в три
прута с послойным плетением. Кашпо, корзины, вазоны и другие изделия из лозы.
Индивидуальные и творческие проекты.
Изготовление изделий из опилок и других материалов
деревообрабатывающего производства (3 ч.)

6.

Теория (1 ч.) Правила безопасности и личной гигиены. Опилки, стружка и другой
бросовый материал деревообрабатывающего производства. Заготовка, условия хранения.
Инструменты и материалы. Просмотр видеороликов.
Практика (2 ч.) Изготовление аппликаций, панно. Декорирование изделий. Работа над
коллективными и индивидуальными проектами.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ.
Методическое обеспечение программы.
Содержание программы дает возможность развития творческих,
художественно-эстетических, способностей, так как занятия по деревообработке
и изготовление различных оригинальных и дизайнерских изделий это
возможность реализовать себя, открывает перед детьми свободу выбора и
творчества. Дерево, фанера, шпон, спички, опилки и другие материалы из
древесины доступны и экологичны. Образовательная программа интегрирует
художественное, эстетическое и техническое образование. Тем самым выступает
гарантом успешности ребенка в самых разных сферах деятельности.
В качестве дидактического материала используются раздаточный
материал: схемы, рисунки, эскизы, фото-таблицы, наглядные пособия, видео
уроки.
Условия реализации программы
Оборудование:
Кабинет.
Магнитная доска- 1 шт.
Верстак – 5 шт. на объединение.
Инструменты: лобзик -6 шт. на объединение; выжигательные аппараты - 4 шт. на
объединение; пилки, струбцины, надфили – по 6 на объединение. Линейки, карандаши по
количеству обучающихся.
Компьютер – 1 шт. на объединение.
Столы и стулья по числу обучающихся, с возможностью перестановки в кабинете.
Помещение размером не менее 3 кв. м. на одного обучающегося.
Кадровое обеспечение.
№
п/п

Специалист

1.

Педагог
дополнительного
образования

Образование

Педагогическое.

Колво

Функция

1

Педагог обучает
теоретическим и
практическим
основам
деревообработки.

Система оценки качества результатов освоения ДОП.
Цель – выявление и оценка уровня достижений, знаний, умений и навыков ребёнком
в социально-личностном, технологическом, эстетическом развитии.
Задачи:

 выявить уровень развития интегративных качеств личности ребенка в ходе
реализации образовательной программы, уровень овладения детьми
необходимыми навыками и умениями по образовательным областям. На основе анализа
диагностических данных выявить личностные достижения ребёнка в процессе освоения
программы.
 разработать индивидуальную программу педагогического
сопровождения ребенка в соответствии с полученными данными.

 осуществлять действенную обратную связь в системе «педагог – родитель
– ребенок» для принятия адекватных мер регулирования и
прогнозирования развития, совершенствования образовательного процесса.
Критерии оценки
1.Знание и применение правил по ТБ во время работы, работы с
электроинструментом.
Наличие спецодежды (халат или фартук, нарукавники). Соблюдение правил ТБ.
Соблюдение порядка на рабочем месте. Культура труда. Уборка
рабочего места.
Высокий уровень - выполнение всех требований
Достаточный уровень – выполнение всех требований с небольшими погрешностями.
Средний уровень – выполнение не менее четырех требований.
Низкий уровень игнорирование требований.
2.Умение изготавливать деталь по образцу.
Ребенку предлагается образец. Выполнить изделие по образцу.
Предлагается провести самоанализ. Дать оригинал и сравнить. Хорошо, если ребенок
может самостоятельно исправить (назвать) неточности, если они есть.
Высокий уровень - 1 ошибка.
Достаточный уровень 2 – 3 ошибки
Средний уровень до 5 ошибок
Низкий уровень5 и более.
3.Умение работать по схеме, чертежу, эскизу.
Ребенку предлагается выполнить работу по схеме, чертежу, эскизу или рисунку.
Предлагается провести самоанализ. Хорошо, если ребенок может самостоятельно
исправить неточности.
Высокий уровень - 1 ошибка.
Достаточный уровень 2 – 3 ошибки
Средний уровень до 5 ошибок
Низкий уровень5 и более.
4. Задание по условиям.
Задание должно носить проблемный характер, а основная задача выноситься через
условия. Оценивается визуально педагогом.
Высокий уровень
Достаточный уровень
Средний уровень
Низкий уровень
5. Задание по собственному замыслу.
Ребенку предлагается выполнить изделие по собственному замыслу. И презентовать его.
Оценка производится педагогом (аккуратность, практичность, точность).
Высокий уровень
Достаточный уровень
Средний уровень
Низкий уровень

Оценочные материалы.

1. Рабочим местом в столярной мастерской является:
А) Парта
Б) Станок
В) Верстак

2. В столярной мастерской обрабатывают:
А) Древесину и металлы
Б) Древесину и древесные материалы
В) Древесину и пластмассу

3. Фанеру получают путём склеивания:
А) Опилок и стружек
Б) Листов шпона
В) Листов шпона, опилок и стружек

4. Сведения о форме и размерах детали узнают из:
А) Чертежа детали
Б) Рисунка детали
В) Схемы

5. Контур детали вычерчивают линией:
А) Сплошной тонкой
Б) Сплошной толстой основной
В) Штрихпунктирной

6. Сведения о процессе изготовления детали узнают из:
А) Чертежа детали
Б) Схемы
В) Технологической карты

7. Заготовку для изготовления детали выбирают размерами:
А) Больше размеров детали
Б) Меньше размеров детали
В) Равную размерам детали

8. Отгадайте загадку про столярный инструмент:
Если бы сосны, да и ели
Бегать и прыгать умели,
Они от меня без оглядки умчались бы,
И больше со мной никогда не встречались бы,
Потому что, - скажу вам, не хвастая,Я стальная и злая и очень зубастая.

9.Поверхность под контурную резьбу тонируют:
А) Масляными красителями
Б) Водными красителями
В) Нитроцеллюлозными красителями
10.Инструмент для контурной резьбы называется:
А) Нож-косяк
Б) Резак
В) Стамеска

1. Технологические процессы.
Процесс, в ходе которого происходит сглаживание поверхности изделия из
дерева, называется
а) прокатка
б) шлифование
в) крутка
г) распил

1.

Как называется процесс, в ходе которого древесина приобретает
определенную влажность при которой Детали и изделия, изготовленные из
древесины не рассыхаются не коробятся.
а) компоновка
б) сушка
в) прокатка
г) все ответы неверные

2.

2. Технологические операции.
Операция деревообработки заключается
а) шлифование
б) пиление
в) сверление
г) все ответы верны

1.

2. Найдите неверный вид токарных работ

а) черновое обтачивание
б) подрезание торцов
в) лобовое точение на планшайбе
г) распил изделия

3. Инструменты и принадлежности.
Что входит в комплект контрольно-измерительного и разметочного
инструмента для деревообработки?
а) метр столярный, рулетка, угольники
б) шило и иголки
в) лампа накаливания
г) все ответы верны

1.

2. Для ручного строгания используют:
а) рубанок
б) стамеска
в) долото
г) циркуляра

3. Инструмент для деревообработки

а) Пилы рамные
б) фрезы
в) шейпера
г) все ответы верны

4. Основные понятия
1. частицы древесины, получающиеся в процессе пиления – это
а) щепа
б) опилки

в) кора
г) все ответы верны

2. Как называется широкая грань бруска
а) пласть
б) кромка
в) торец

3. Служит для нанесения линий на край доски
а) скоба
б) отволока
в) шило
г) все ответы верны
5. Теория
1. Какой максимальный диаметр диска пилорамы?
а) 700мм
б) 800мм
в) 900мм
г) 1000мм
2. Какой длины обрабатывают доски, бруски, детали на столярном верстаке?
а) до 3 м
б) до 4 м
в) до 1 м
г) до 2м
3. Операции по обработке древесины без нарушения волокон: (убрать лишнее)
а) гнутье
б) лущение шпона
в) циклевание
г) ломание
6. Техника безопасности
При обработке древесины, для удаления стружек, опилок и пыли должны
применяться
а) щетка и совок
б) пылесос
в) пневмотранспортные установки г) все
ответы верны

1.

2. С целью

предупреждения
пожаров
в деревообделочных
цехах
необходимо:
а) следить за исправностью и герметичностью электроаппаратуры
б) содержать
в исправности
электропредохранительную
арматуру,
не
допускать применения самодельных предохранителей
в) производить ежедневный осмотр электросиловой и осветительной сети г) все ответы
верны
7.Правила техники безопасности.
В кабинет можно заходить:
А) с разрешения педагога, в сменной обуви и без верхней одежды.
Б) когда вздумается.
В) когда прозвенит звонок.

Занимать место в кабинете можно:
А) если есть свободные места.
Б) с разрешения педагога.
В) если договорился с другим обучающимся.
Покидать кабинет можно:
А) когда захочется.
Б) с разрешения педагога.
В) когда выполнил задание.
Как себя вести, если педагог обращается к тебе:
А) не обращать на него внимания и продолжать работу
Б) приостановить работу и выслушать педагога
Как хранятся инструменты и материалы во время работы.
А) на столе или парте навалом
Б) в специальном контейнере
В) в общем контейнере.
Во время работы с электроинструментом
А) можно ходить по всему кабинету.
Б) включать и выключать инструмент в любой момент
В) включать инструмент после проведения инструктажа, только с разрешения педагога.
Во время работы с колющими и режущими инструментами
А) можно положить их в любое место;
Б) пользоваться ими в соответствии с требованиями ТБ.
После окончания работы нужно:
А) все оставить на месте.
Б) убрать свое рабочее место.

Список литературы:

1. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву,

кости и рогу.- М.: Высшая школа, 1978
2. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву.- М.: Легпромбытиздат, 1997.
3. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба.- М.: Культура и традиции, 1999.
4. Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1988.
5. Внеклассная работа по труду. /Сост. Гукасова А.М./ - М.: Просвещение, 1981.
6. Домовая резьба (Технология. Материалы. Изделия.). /Сост. Рыженко В.И., Теличко
А.А./ -М.: Рипол классик, 2004.
7. Ильяев М. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Лукоморье, 2000.
8. Коротков В.И. Деревообрабатывающие станки. - М.: Высшая школа, 1986.
9. Манжулин А.В., Сафронов М.В. Прорезная резьба (альбом орнаментов. Выпуск 1).
- М.: Народное творчество, 2001.
10. Логачёва Л.А. Резчикам по дереву (альбом орнаментов. Выпуск 3). - М.: Народное
творчество, 2001.
11. Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву. - М.: Высшая школа, 1993.
12. Франк Нипель. Мастеру на все руки. Книга 1. - М.: Мир, 1993.
13. Паламошнов Ю.М. Резьба по дереву (спецкурс). - Екатеренбург, 1995.
14. Подгорный Н. Резьба. Мозаика. Гравирование. - Ростов - на - Дону.: Феникс,
2000.
15. Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских. - М.:
Просвещение, 1984.
16. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. - Минск.: Современное слово, 1998.
17. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву (новые идеи старого ремесла). - Минск.:
Современное слово, 2000.
18. Тымкив Б.М. Программа профессионального обучения учащихся VIII - IX классов
средней образовательной школы. Профиль - художественная
обработка дерева. - М.: Просвещение, 1989.
19. Хворостов А.С. Декоративно - прикладное искусство в школе.- М.:
Просвещение, 1981.
20. Шемуратов Ф.А. Выпиливание лобзиком. - М.: Легпромбытиздат, 1992.

Список литература для родителей обучающихся:
1. Выпиливание лобзиком. /Сост. Рыженко В.И./ - М.: Траст пресс, 1999.
2. Ильяев М.Д. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Экология, 1996.
3. Карабанов И.А. Технология обработки древесины 5 - 9. - М.: Просвещение, 1995.
4. Плетение из лозы. /Сост. Лисин А.С../. - С-Пб.: Корона принт, 1999.
5. Раскраски. /Сост. Вохринцова С./. - Екатеринбург.: 2000.
6. Сафроненко В.М. Вторая жизнь дерева. - Минск.: Полымя, 1990.
7. Справочник по трудовому обучению 5 - 7 /Под ред. Карабанова И.А./.- М.:
Просвещение, 1993.
8. Технология 5. /Под ред. Симоненко В.Д./. - М.: Просвещение, 1999.
9. Технология 6. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.
10. Технология 7. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.
11. Технология 8. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.
12. Художественная резьба и мозаика по дереву. /Сост. Дымковский И.П./. - Минск:
Элайда, 1999.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».