Швейное дело 5 класс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 8.1.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение - основная
общеобразовательная школа № 8
(МКОУ-ООШ №8)
ПРИЛОЖЕНИЕ к АООП ООО
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа
учебного предмета «Швейное дело»
адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования
Уровень образования: 5 класс.
Срок реализации: 1 год
Составители:
Скворцова Л.Н.

г. Тавда, 2024г.

Пояснительная записка 5 класс
Настоящая программа составлена на основании:
Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях»;
Устава МАОУ-ООШ № 8;
Положения о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), утвержденного приказом №65 от 15.07.2016.
Программы Министерства образования РФ для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида: 5-9 кл,
под ред. В.В.Воронковой.
Количество часов по учебному плану - 6 часов в неделю
Количество часов в год по программе - 204 ч
Рабочая программа реализует следующие цели и задачи, предусмотренные федеральным компонентом государственного
стандарта и программой основного общего образования по швейному делу:
 -воспитание положительных качеств личности обучающихся: трудолюбия, настойчивости, умение работать в
коллективе;
 - уважение к людям труда;
 - получение элементарных знаний по видам труда.
С учетом уровня знаний обучающихся основными задачами являются:
 - формирование трудовых качеств;
 - обучение доступным приемам труда;
 - развитие самостоятельности в труде;
 - привитие интереса к труду;
 -формирование организационных умений в труде – работать только на своем рабочем месте, правильно
располагать на нем инструменты и материалы, убирать их по окончании работы;
 - знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.

Наряду с этими задачами на занятиях труда в коррекционном образовательном учреждении VIII вида решаются и специальные
задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности обучающихся. Коррекционная работа выражается в
формировании умений:
 - ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
 -предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность
изготовления изделий, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
 - контролировать свою работу (определять правильность действий, оценивать качество готовых изделий).

Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторику
мышц пальцев рук у аномальных детей. Кроме того, выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления,
благотворно сказывается на становлении их личностей, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в
определенной степени самостоятельность в быту.

Учебно – тематический план

№

Тема
Всего

Количество часов
Теоретически Лабораторных
х
работ
4

Практических
работ
6

1

Вводное занятие

10

2

Швейная машина

18

6

12

3

15

6

9

4

Работа с тканью. Изделие: головной или
носовой платок, обработанный краевым
швом вподгибку с закрытым срезом.
Ремонт одежды. Пуговица на стойке.

13

4

9

5

Практическое повторение.

5

1

4

6

23

3

20

11

4

7

8

Работа с тканью. Изделие: мешочек для
хранения изделия. Повязка для дежурного.
Ремонт одежды. Изделие вешалка к одежде.
Заплата в виде аппликации.
Самостоятельная работа.

23

3

20

9

Швейная машинка с ножным приводом.

12

5

7

10

Построение чертежа изделия в
натуральную величину.
Шитьё на швейной машине по прямым
срезам ткани.
Двойной шов.

25

8

17

3

1

2

Построение чертежа по заданным
размерам.
Пошив однодетального изделия с
применением двойного шва.

12

4

8

7

11
12

13

Накладной шов.

14

5

8

14

Построение чертежа прямоугольного
изделия по заданным размерам.
Применение двойного и накладного швов.
ВСЕГО:

20

7

13

204

Содержание рабочей программы и требования к уровню подготовки обучающихся
1. Вводное занятие
Знакомство с предметом швейного дела и задачи предстоящего учебного года. Первичный инструктаж по охране труда.
Знать: правила безопасной работы в мастерской.
Уметь: применять правила безопасной работы при выполнении трудовых приемов.
2. Швейная машина
Ознакомление со швейной машиной и видами выполняемых работ, с основными механизмами. Изучение правил безопасной
работы на швейных машинах.
Знать: назначение швейной машины, основные механизмы, правила безопасной работы.
Уметь: выполнять технологические операции на швейной машине.
3. Работа с тканью
Знакомство с изделием головной или носовой платок, обработанный краевым швом вподгибку с закрытым срезом.
Знать: виды волокон, сферу их применения, виды ручных и машинных швов, названия тканей.
Уметь: подбирать ткани для платков, выполнять ручные и машинные швы.
4. Ремонт одежды. Пуговица на стойке
Овладение приемами пришивания пуговицы на стойке..
Знать: виды пуговиц, правила подготовки белья к ремонту.
Уметь: подбирать нитки, определять место ремонта, пришивать пуговицы,
5. Практическое повторение
Закрепление ЗУН по изготовлению носового платка.
Знать: последовательность пошива изделия, контролировать качество выполняемых операций.
Уметь: выполнять пошив выбранного изделия, проводить самоконтроль качества.
6. Работа с тканью
Знакомство с изделием (мешочек для хранения мелких предметов, повязка для дежурного).
Знать: название используемых тканей, применяемые швы, способы обработки изделий.
Уметь: технологически грамотно выполнять трудовые приемы по изготовлению мешочка и повязки для дежурного.
7. Ремонт одежды
Изготовление вешалки к одежде. Выполнение заплаты в виде аппликации.
Знать: о способах ремонта одежды, назначении заплат.
Уметь: выполнять ремонт одежды с помощью заплаты, пришивать вешалку к одежде.

8. Самостоятельная работа
Пошив изделия по готовому крою.
Знать: последовательность изготовления изделия.
Уметь: технологически грамотно выполнять пошив изделия.
9. Швейная машинка с ножным приводом
Знакомство с швейной машинкой с ножным приводом.
Знать: назначение и устройство машинки с ножным приводом, приемы работы на швейной машине.
Уметь: выполнять машинные строчки с закрепкой, изменять длину стежка.
10. Построение чертежа изделия в натуральную величину. Шитьё на швейной машине по прямым срезам ткани
Пошив салфетки квадратной и прямоугольной формы.
Знать: название тканей для салфеток и технологию их изготовления.
Уметь: выполнять раскрой и пошив салфеток.
11. Двойной шов
Знакомство с соединительными швами, конструкцией и применением.
Знать: назначение и конструкцию двойного шва.
Уметь: выполнять двойной шов, проверять качество выполнения.
12. Построение чертежа по заданным размерам. Пошив однодетального изделия с применением двойного шва
Знакомство с изделием (наволочка), назначением.
Знать: назначение наволочки, название тканей для наволочки, используемые швы.
Уметь: выбирать ткань, выполнять расчеты, технологически грамотно выполнять пошив наволочки.
13. Накладной шов.
Знакомство с соединительными швами.
Знать: виды, назначение и технику выполнения накладных швов .
Уметь: выполнять накладные швы.
14. Построение чертежа прямоугольного изделия по заданным размерам. Применение двойного и накладного швов.
Знакомство с изделием (сумка хозяйственная хлопчатобумажная с ручками их двух слоёв ткани).
Знать: правила построения чертежа выкройки, технологию изготовления хозяйственной сумки.
Уметь: выполнять расчет и раскрой ткани, пошив хозяйственной сумки.

Календарно – тематическое планирование 5 класс
Кол
№
часов уро
по
ка по
теме теме

Дата проведения
Тема программы

2

1 четверть (54 ч)
Вводное занятие
Беседа о профессии швеи. Ознакомление с задачами обучения и планами работы
на год и четверть.
Правила поведения и безопасной работы в швейной мастерской.

3

Организация рабочего места. Распределение рабочих мест.

3
1

Швейная машина

18
1

Хлопчатобумажное волокно.

2

Получение ткани.

3

Лицевая и изнаночные стороны, долевая и поперечные нити в ткани.

4

Определение лицевой и изнаночной стороны ткани.

5

Инструменты и приспособления для ручных работ.

6

Характеристика швейной машины, заправка верхней и нижней ниток.

7

Правила безопасности при работе на швейной машине.

8

Организация рабочего места.

9

Правильная посадка во время работы на машине. Практическая работа.

10

Пуск и остановка швейной машины. Практическая работа.

11

Рабочий и свободный ход машины. Практическая работа.

12

Наматывание нитки на шпульку. Практическая работа.

13

Заправка верхней и нижней ниток. Практическая работа.

План

Факт

14

Подготовка машины к работе. Практическая работа.

15

Строчка на бумаге и ткани по прямым, закруглённым и зигзагообразным линиям.

16

Выполнение машинных строчек с ориентиром на лапку. Практическая работа.

17

Выполнение машинных строчек на образце.

18

Положение изделия на рабочем месте. Практическая работа.

1

Работа с тканью.
Изделие: головной или носовой платок, обработанный краевым швом вподгибку с
закрытым срезом.
Представление о волокне: внешний вид, употребление.

2

Виды волокон.

3

Виды волокон. Лабораторная работа.

4

Назначение тканей, используемых для изготовления изделия (ситец, батист).

5

Ручные и машинные работы при пошиве изделия.

6

Замётывание поперечного среза.

7

Замётывание долевого среза швом вподгибку с закрытым срезом.

8

Подготовка машины к работе. Практическая работа.

9

Машинные швы: виды (краевой, вподгибку с закрытым срезом),

10

Машинные швы: виды, конструкция, применение. Практическая работа.

11
12

Выполнение шва вподгибку с закрытым и открытым срезами.
Застрачивание подогнутых краёв платка. Практическая работа.

13

Закрепление машинной строчки вручную. Практическая работа.

14

Обработка углов косынки стежками. Практическая работа.

15

Утюжка изделия. Практическая работа.

15

Ремонт одежды. Пуговица на стойке.

13
1

Виды пуговицы.

2

Способы пришивания пуговицы в зависимости от вида пуговицы, нитки.

3

Подготовка белья и одежды к ремонту.

4

Определение места для оторванной пуговицы. Практическая работа.

5

Пришивание пуговиц на стойке. Практическая работа.

6

Закрепление нити несколькими стежками на одном месте. Практическая работа.

7

Подбор ниток в соответствии с тканью . Практическая работа.

8

Складывание ткани по цвету, толщине, качеству изделия. Практическая работа.

9

Складывание ткани по разрыву или распоровшемуся шву. Практическая работа.

10

Швы, применяемые для ремонта белья и одежды.

11

Ремонт распоровшегося шва ручными стачными стежками. Практическая работа.

12

Обработка срезов косыми стежками . Практическая работа.

13

Приутюживание места ремонта. Практическая работа.
Практическое повторение

5
1

Подшив головного и носового платков, вышивка монограммы.

2

Вышивка монограммы. Практическая работа.

3
4

Выполнение на образце шва вподгибку с закрытым срезом. Практическая работа.
Пришивание на образце пуговиц ы на стойке.

5

Анализ выполненной работы.

1

II четверть (42 ч)
Вводное занятие
План работы на четверть. Правила поведения учащихся в мастерской.

3

2

Правила безопасной работы в швейное мастерской.

3

Организация рабочего места.

1

Работа с тканью.
Изделие: мешочек для хранения изделия. Повязка для дежурного.
Ткани для пошива мешочка.

2

Ручные и машинные работы.

3

Выполнение стачного шва на образце.

4

Оформление в альбоме листа «Мешочек для хранения работ».

5

Составление плана работы.

6

Отделка мешочка отделочными стежками или аппликацией.

7

Используемые машинные швы.

8

Стачивание боковых срезов.

9

Обработка срезов шва.

10

Обработка верхнего среза швом вподгибку с закрытым срезом.

11

Продергивание тесьмы.

12

Утюжка изделия.

13

Оформление в альбоме листа «Повязка для дежурного».

14

Повязка для дежурного, назначение.

15

Выполнение эмблемы.

16

Обработка срезов деталей.

17

Понятие обтачать.

18

Обтачивание деталей, обрезка углов, вывёртывание повязки.

19

Выметочные стежки.

23

20

Вымётывание канта.

21

Выполнение отделочной строчки с одновременным застрачиванием отверстия.

22

Утюжка изделия.

23

Анализ выполненной работы.

1

Ремонт одежды.
Изделие: вешалка к одежде. Заплата в виде аппликации.
Виды ремонты одежды.

2

Подбор ткани для вешалки и заплаты.

3

Выкраивание вешалки.

4

Обработка вешалки косыми стежками или машинной строчкой.

5

Пришивание вешалки к изделию.

6

Изготовление заплаты - аппликации на образце.

7

Определение места наложения и размеров заплаты.

8

Раскрой заплаты с прибавкой на швы.

9

Замётывание срезов заплаты.

10

Наложение и закрепление заплаты.

11

Утюжка готового изделия.

11

Самостоятельная работа.

5
1

Раскрой детали вешалки.

2

Обработка детали вешалки косыми стежками.

3

Соединение вешалки с полотенцем косыми стежками.

4

Втачивание вешалки в шов вподгибку с закрытым срезом.

5

Анализ выполненной работы.

1

III четверть ( 60ч)
Вводное занятие
Задачи обучения и план работы на четверть.

2

Правила безопасной работы в мастерской.

2

Швейная машинка с ножным приводом.

12
1

Характеристика швейной машины с ножным приводом.

2

Регулятор строчки: устройство и назначение.

3

Машинная закрепка.

4

Работа на швейной машине с ножным приводом.

5

Выполнение строчек с различной длинной стежка.

6

Выполнение машинной закрепки.

7

Устройство машинной иглы.

8

Установка иглы в игловодитель.

9

Закрепление иглы винтом.

10

Подбор иглы в зависимости от толщины ткани.

11

Подбор ниток в зависимости от иглы и ткани.

12

Выполнение машинных строчек на тонких и толстых тканях.
Построение чертежа изделия в натуральную величину.
Шитьё на швейной машине по прямым срезам ткани.

5

Изделие: салфетка квадратной и прямоугольной формы, обработанные швом вподгибку с
закрытым срезом шириной более 1 см.

1

Инструменты и материалы для изготовления выкройки.

2

Измерительные инструменты.

3

Понятия прямая и кривая линии, прямой угол.

3

4

Построение прямых углов.

5

Линии для выполнения чертежей выкройки швейного изделия.

6

Вертикальные и горизонтальные линии.

7

Правила оформления чертежей.

8

Построение чертежа и раскрой изделия.

9

Выполнение чертежа салфетки.

10

Раскрой салфетки.

11

Проверка выкройки измерением, сложением сторон и углов.

12

Электроутюги: устройство, правила безопасности при пользовании.

13

Ткани для изготовления салфеток.

14

Определение долевой и поперечной нити.

15

Определение лицевой и изнаночной стороны ткани.

16

Ткань: ширина, кромка, долевые и поперечные срезы.

17

Раскладывание выкройки на ткани.

18

Закрепление выкройки.

19

Раскрой деталей.

20

Подготовка кроя к пошиву.

21

Положение детали при пошиве вручную на столе.

22

Положение детали при пошиве на платформе швейной машины.

23

Обработка углов салфетки.

24

Подгиб угла по диагонали и обработка косыми стежками вручную.

25

Утюжка изделия.
Двойной шов.

1

Соединительные швы.

2

Двойной шов, назначение и применение.

3

Выполнение двойного шва на образце.

1

Построение чертежа по заданным размерам.
Пошив однодетального изделия с применением двойного шва.
Наволочка: ткани, фасоны, стандартные размеры, швы.

2

Расчет размера наволочки.

3

Определение размера наволочки по подушке.

4

Расчет ткани.

5

Подготовка ткани к раскрою.

6

Раскладка выкройки на ткани.

7

Раскрой наволочки.

8

Обработка поперечных срезов швом вподгибку с закрытым срезом.

9

Закладывание клапана.

10

Обработка боковых срезов.

11

Выполнение двойного шва.

12

Утюжка готового изделия.

12

Самостоятельная работа.

6
1

Изготовление салфетки или наволочки.

2

Построение квадрата по заданным размерам.

3

Вырезание и проверка построения квадрата.

4

Выполнение на образце двойного шва.

5

Выполнение шва вподгибку шириной 3см.

6

Анализ выполненной работы.
IV четверть (48 ч)
Вводное занятие.

2
1

План работы на четверть.

2

Правила безопасной работы на швейной машине.
Накладной шов.

14

20

1

Виды соединительных швов.

2

Накладной шов с открытыми срезами.

3

Накладной шов с закрытым срезом.

4

Места измерения ширины шва.

5

Выполнение накладного шва с открытыми срезами.

6

Выполнение накладного шва с закрытым срезом.

7

Сравнительная характеристика швов.

8

Анализ выполненной работы.

9

Выполнение шва вподгибку с открытым срезом.

10

Анализ выполненной работы.

11

Выполнение шва вподгибку с закрытым срезом.

12

Анализ выполненной работы.

13

Выполнение обтачного шва на образце.

14

Анализ выполненной работы.
Построение чертежа прямоугольного изделия по заданным размерам.
Применение двойного и накладного швов.
Изделие: сумка хозяйственная хлопчатобумажная с ручками их двух слоёв
ткани.

1

Растительные волокна (хлопок).

2

Общее представление о хлопчатнике.

3

Общее представление о прядении.

4

Получение пряжи из волокон хлопка.

5

Сумка: фасоны, размеры, швы.

6

Расчёт ткани.

7

Определение ширины и длины прямоугольной сумки и её ручек.

8

Построение чертежей сумки и ручек в натуральную величину.

9

Расчёт расхода ткани.

10

Подготовка ткани к раскрою.

11

Раскладка выкройки на ткани.

12

Раскрой деталей сумки.

13

Соединение боковых срезов двойным швом.

14

Обработка ручек.

15

Разметка мест прикрепления и примётывание ручек.

16

Обработка верхнего среза сумки.

17

Образование дна и боковых сторон сумки.

18

Отделка сумки.

19

Утюжка готового изделия.

20

Анализ выполненной работы.
Самостоятельная работа.

12
1

Изготовление по выбору наволочки, хозяйственной сумки, прихватки для кухни.

2

Изготовление наволочки.

3

Раскрой наволочки по выкройке.

4

Обработка поперечных срезов.

5

Обработка боковых срезов.

6

Окончательная отделка изделия.

7

Анализ выполненной работы.

8

Изготовление прихватки для кухни, изготовление выкройки .

9

Соединение лоскутов ткани.

10

Раскрой деталей прихватки.

11

Пошив и отделка прихватки.

12

Анализ выполненной работы.

Литература и средства обучения
Для учащихся:
1. Технология. Швейное дело. 5 класс. . Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида. /Г.Б.Картушина, Г.Г.Мозговая.-М.: Просвещение, 2010г.
2. Учись шить. Книга для учащихся среднего школьного возраста /Р.И.Егорова, В.П.Монастырская,-М.:
Просвещение,2010.
Для учителя:
1.Программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида:5-9 классы / под ред. В.В.Воронковой,
-М,:Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2010.
2.Развернутое тематическое планирование. Трудовое обучение. Швейное дело. Для образовательных учреждений 7-8
видов,

5 – 9 классы;/Автор-составитель О.В. Павлова,- Волгоград,:изд.»Учитель».2010г.
2.Иголка – волшебница: кн. для учащихся 5-9кл. средней школы / Т.И.Еременко,-М,: Просвещение,2009.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».