Программа внеурочной деятельности Сложности русского языка 9 класс

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение - основная
общеобразовательная школа № 8
(МКОУ-ООШ №8)

ПРИЛОЖЕНИЕ к ООП ООО
39-РП-ООО

Рабочая программа
внеурочной деятельности «Сложности русского языка»
Уровень образования: 9 класс
Срок реализации: 1 год

Составители:
Дроздова Л.М.

г. Тавда, 2024г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Сложности русского языка» для учащихся 9
класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, разработана на основе
действующих образовательных стандартов по русскому языку, кодификатора, развивает
элемент содержания базового курса «Русский язык», позволяет удовлетворить
познавательные потребности учащихся и создает условия для подготовки к ОГЭ.
Содержание программы представляет собой отбор такого материала из разных разделов
русского языка, который может вызвать у учащихся познавательный интерес, позволит
сформировать у них целостный взгляд на науку о русском языке, представление о языке
как системе. На этой основе учащиеся смогут лучше овладеть и практической
грамотностью, усвоить правила орфографии и пунктуации и повысить речевую
грамотность. Данная программа позволит расширить знания учащихся по таким разделам,
как орфоэпия, орфография, лексика, морфология, синтаксис; активизировать их внимание
к собственной письменной и устной речи. Курс позволит обобщить полученные знания и
применять их в практической ситуации.
Цель изучения курса: формирование языковой и лингвистической компетенции при
подготовке к ОГЭ, что соответствует цели программы основного общего образовании по
русскому языку в 5-9 классах основной школы:
- освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении,
его устройстве, развитии и функционировании;
- овладение основными нормами русского литературного языка;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов,
необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах;
- умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Задачи изучения спецкурса:
- обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;
- применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;
- углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Достижение указанных выше цели и задач осуществляется в процессе формирования
ключевых компетенций
языковой
и
лингвистической
(языковедческой),
коммуникативной и культуроведческой.
Механизм формирования лингворечевой компетенции:
- использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительнореферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе
представленных в электронном виде;
- анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;

- анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;
- анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;
- тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами
русского языка;
- создание сочинения-рассуждения по данному тексту;
- редактирование собственного текста;
- применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка,
использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;
- соблюдение в практике письма основных норм языка;
- использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и
письменного текста.
В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивнокоммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким
образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению
русского языка в 9 классе.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт
условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в
системе школьного образования.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования являются ключевой составляющей Стандарта, которые расширяют
представление об образовательных результатах и ориентируют не только на
нормирование предметных результатов, но и на достижение метапредметных и
личностных результатов. Эти требования сформулированы на основе обобщения и
согласования ожидаемых перспектив и запросов личности, семьи, общества и государства
к
сфере
образования.
Они
представляют
собой
конкретизированные
и
операционализированные цели образования.
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
русскому языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных,
творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе
получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному
языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления
национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными
результатами освоения
выпускниками
программы по русскому (родному) языку являются:

основной

школы

1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения
(коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной
информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным,
изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными
видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе
и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение
вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и
передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания,
стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и
коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и
адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью
свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с
учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность,
соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям
окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога повествование, описание, рассуждение,
сочетание разных видов монолога и диалога и этикетный, диалог-расспрос, диалогпобуждение, диалог - обмен мнениями и другие, сочетание разных видов диалога;
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного
общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в
повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки
зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и

речевые ошибки, недочеты,
собственные тексты;

исправлять их;

совершенствовать

и

редактировать

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,
докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием
различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим
учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа
языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы
и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе
речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах,
обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого
поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и
межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального
языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в
жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании
в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и
единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики и ее основных разделов: язык и речь, речевое
общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого
общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили,
язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официальноделового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи
(повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их
признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского
языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами
речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и
письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка,
уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный,
словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа
словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его
основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным
разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования
выразительных средств языка;

8)
понимание
коммуникативно-эстетических
возможностей
лексической
грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

и

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую
сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема 1. Построение сжатого изложения
Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение
сжатого изложения. Редактирование изложения. Основные правила работы с текстом.
Определение круга предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
авторский замысел; главное в информации; сокращение текста различными способами;
использование языковых средств обобщенной передачи содержания.
Контроль знаний: построение сжатого изложения.
Тема 2. Средства выразительности речи
Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические
(синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически
окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически
окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические
варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных
членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные
изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические – тропы, средства
экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств
выразительности.
Тема 3. Стилистика русского языка
Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический,
разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов:
функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация
языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Тема 4. Нормы русской орфографии
Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов.
Правописание н – нн в различных частях речи. Текстовые иллюстрации орфографических
норм.
Тема 5. Морфемика и словообразование.
Виды
морфем.
Корень.
Однокоренные
слова.
Словообразовательные
и
словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как
словообразовательные морфемы. Морфемный и словообразовательный анализы слова.
Основные способы образования слов.
Тема 6. Морфология.

Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее
грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Самостоятельные и служебные части речи.
Тема 7. Синтаксические и пунктуационные нормы
Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное
предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания
в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом
предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.
Тема 8. Построение сочинения-рассуждения
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор
обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования
лингвистического положения. Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания
текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие
правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое
оформление сочинения. Правила построения рассуждения на лингвистическую тему и
рассуждения на основе анализа текста.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Тема

Количество
часов

1

Построение сжатого изложения

4

2

Средства выразительности речи

4

3

Морфология и орфография

12

4

Синтаксис и пунктуация

8

5

Построение сочинения-рассуждения

6

Итого 34 часа

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Дата
по

Дата
по

Колво

Тема занятия

плану факту часов
Построение сжатого изложения
1

02.09

1

Содержание темы занятия

2

09.09

1

Микротема. Абзацное членение текста.

3

16.09

1

Приёмы сжатия текста.

4

23.09

1

Приёмы сжатия текста

Средства выразительности речи
5

30.19

1

Синонимы, антонимы

6

07.10

1

Средства выразительности

7

14.10

1

Средства выразительности

8

21.10

1

Фразеологизмы.

Морфология и орфография
9

28.10

1

Словосочетание.
словосочетаний

Замена

10

04.11

1

Повторяем правописание корней.

11

11.11

1

Повторяем правописание приставок

12

18.11

1

Повторяем правописание суффиксов
существительных и прилагательных

13

25.11

1

Грамматическая основа предложения

14

02.12

1

Написание наречий и их омонимов

15

09.12

1

Синтаксический
предложения

16

16.12

1

Повторяем правописание суффиксов
глаголов и причастий

17

23.12

1

Повторяем правописание окончаний

18

13.01

1

Правописание не с разными частями
речи

19

20.01

1

Правописание не с разными частями
речи

20

27.01

1

Дефисное написание слов

разбор

простого

Синтаксис и пунктуация
21

03.02

1

Знаки препинания при однородных
членах

22

10.02

1

Тест " Знаки препинания
однородных членах

23

17.02

1

Знаки препинания при обособленных
определениях и приложениях

24

02.03

1

Знаки препинания при обособленных
обстоятельствах

25

16.03

1

Тест " Знаки препинания
обособленных членах"

26

23.03

1

Синтаксический разбор осложнённых

при

при

предложений
27

30.03

1

Знаки препинания
конструкциях

при

вводных

28

06.04

1

Тест " Знаки препинания при вводных,
вставных конструкциях"

Построение сочинения-рассуждения
29

13.04

1

Работа с текстом.
сочинению

30

27.04

1

Структура
сочинения
лингвистическую тему.

31

05.05

1

Структура сочинения по финальным
строкам.

32

12.05

1

Структура
слова.

33

18.05

1

Пробный ОГЭ

34

19.05

1

Анализ пробного
занятие.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Подготовка

сочинения

И

к
на

по

значению

ОГЭ.

Итоговое

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

Литература для учителя:
1. Государственная итоговая аттестация: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс:
Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной
итоговой аттестации в новой форме / ФИПИ, авт.сост.: И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова.
М.: "Астрель".
2. Сычева В.П. Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация: Типовые
тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. М.:
"Экзамен".
3. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по
новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. 9 класс. М.:
"Экзамен".
4. Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2009: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс
(по новой форме). Государственная итоговая аттестация. М.: "Эксмо".
5. Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная
итоговая аттестация (в новой форме). М.: "Экзамен".
6. Антонова
Е.С. Методика
преподавания
деятельностный подход. М.: КНОРУС, 2010.

русского

языка:

коммуникативно

7. Нарушевич А.Г. Сочинение на ЕГЭ. Формулировки, аргументы, комментарии. М.:
Просвещение, 2011.

9. Опыты анализа художественного текста / Сост. Н.А. Шапиро. М.: МЦНМО, 2010.
10. Материалы сайта ФИПИ www.fipi.ru.
Материально-техническое обеспечение:
1. Компьютер.
2. Интерактивная приставка.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».