Природоведение для детей с умственной отсталостью 5 класс

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение - основная общеобразовательная школа № 8
(МКОУ-ООШ №8)

ПРИЛОЖЕНИЕ к АООП ООО обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа
учебного предмета «Природоведение»
адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования
Уровень образования: 5 класс.
Срок реализации: 1 год

Составители:

Сафронова В.В.

г. Тавда, 2024г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Природоведение» для учащихся с умственной отсталостью разработана на основе
адаптированной основной общеобразовательной программы обучения учащихся с умственной отсталостью общего
образования (далее – АООП НОО В.9.1).
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599"Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
- САНПИН 2.4.2.3286-15 от 10 июля 2015 г. N 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.»
- учебный план образовательного учреждения.
Основная цель изучения природоведения в 5 классе предусматривает изучение элементарных сведений, доступных
обучающимся, о неживой природе, формирование представления о мире, который окружает человека.
Для достижения поставленных целей изучения биологии в коррекционной школе необходимо решение следующих
основных задач:
-сообщение элементарных знаний о живой и неживой природе;
-демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
-формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
-воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной
работы;
-воспитание социально значимых качеств личности.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Данный учебный предмет способствует усвоению и обобщению знаний об окружающем мире, полученных при
ознакомлении с предметами и явлениями, которые встречаются в окружающей действительности, позволяет в дальнейшем
лучше усваивать элементарные естествоведческие, биологические, географические и исторические сведения.
Согласно учебного плана ГБОУ ТРОЦ «Солнышко» на изучение природоведения в 5 классе отводится 2 часа в неделю,
68 часов в год. При этом большое внимание уделяется практической направленности предмета, для чего программой
предусмотрено проведение практических занятий и проведение экскурсий. Такая деятельность учащихся имеет
непосредственно большое значение для коррекции недостатков психофизического развития умственно отсталых школьников,
их познавательных возможностей и интересов.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Курс природоведения продолжает одноименный курс начальной школы и является пропедевтическим по отношению к
биологическому курсу и курсу физической географии в основной школе.
Изложенный в программе материал соответствует трем основным содержательным разделам стандарта основного общего
образования по природоведению — «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы»,
«Здоровье человека и безопасность жизни» — и распределен по соответствующим темам. Кроме системы знаний о природе,
программа предусматривает формирование как общеучебных, так и специальных умений и навыков, направленных на работу с
различными литературными источниками, наблюдения за природными объектами, постановку с ними опытов, измерений, на
конструирование моделей, разработку экологических проектов и т. д.
В процессе изучения природоведческого материала у учащихся развивается наблюдательность, память, воображение,
речь и, главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинноследственные связи и зависимости.
Пятиклассники должны учиться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные
причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений. Такая деятельность имеет большое значение
для коррекции недостатков психофизического развития школьников с нарушением интеллекта, их познавательных
возможностей и интересов
Природоведческие знания помогут обучающимся с интеллектуальными нарушениями лучше понимать отношение
человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремиться охранять. Это
обусловит значительную воспитательную роль природоведения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ФГОС НОО для детей с УО устанавливает требования к результатам освоения учебного предмета: личностные и
предметные.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они
обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели
современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в
культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты освоения АООП образования включают
индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные
установки.
Личностные (планируемые) результаты для учащихся 5 класса:
- осознанное принятие следующих базовых ценностей: «добро», «терпение», «Родина», «природа», «семья».

- уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям;
- осознание своих достижений и способность к самооценке;
- установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений;
- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
- овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- проявление социально-значимых мотивов учебной деятельности;
- формирование представления о здоровом образе жизни;
-формирование навыков доброжелательного отношения ко взрослым и сверстниками, проявление сопереживания к чувствам
других людей.
Результаты освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью оцениваются как итоговые достижения на момент
завершения образования (предметные результаты).
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Минимальный уровень для учащихся 5 класса:
- узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;
- отнесение изученных объектов к определенным группам (осина –лиственное дерево леса);
- называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);
- соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значение в жизни человека;
- соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);
- выполнение несложных заданий под контролем учителя;
- адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога.
Достаточный уровень для учащихся 5 класса:
должны знать:
- обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства;
- расположение России, ее столицы, природные богатства и хозяйственная деятельность человека;
- основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней;
- основные отделы тела человека, значение и взаимосвязь органов, бережного отношения к своему здоровью. Основные
приемы укрепления и сохранения своего здоровья;
- обобщенные названия предметов и явлений природы, их основные свойства;

должны уметь:
-называть конкретные предметы и явления в окружающей обстановке; давать им обобщенные названия; устанавливать
простейшие связи;
-связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;
-выполнять рекомендуемые практические работы с некоторой помощью учителя;
-соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности в труде;
-соблюдать правила поведения в природе.
Основная форма организации учебного процесса – урок. В планировании учебного материала, а также в зависимости от
цели урока используются следующие типы и формы проведения уроков.
1.Уроки «открытия» нового знания (ОНЗ)
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
2. Уроки рефлексии(УР)
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации
коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и
реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий.
3. Урок общеметодологической направленности(ОМН)
Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и
систематизации изучаемого предметного содержания.
Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития
содержательно- методических линий курсов.
3.Урок развивающего контроля(РК)
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции. Содержательная цель:
контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Технологии обучения:
-здоровьесберегающие технологии;
-личностно-ориентированное обучение;
-ИКТ-технологии;
-игровые технологии;
-объяснительно-иллюстративные;
-группового взаимодействия.

ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЙ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Оценка предметных результатов проводится с помощью устных ответов и тестового контроля, направленных на
определение уровня освоения темы учащимися. Критериями оценивания являются:
- соответствие достигнутых предметных, личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения
адаптированной общеобразовательной программы;
- динамика результатов предметной обученности, формирования базовых учебных действий.
Оценивание устных ответов:
Оценка «5»:
- обнаруживает понимание материала;
- самостоятельно формулирует ответы;
- умеет привести примеры;
- допускает единичные ошибки и сам исправляет.
Оценка «4»:
- обнаруживает понимание материала;
- самостоятельно формулирует ответы;
- допускает ошибки в подтверждении ответов примерами и исправляет их с помощью учителя (1-2 ошибки);
- допускает ошибки в речи (1-2 ошибки).
Оценка «3»:
- обнаруживает знание и понимание основных положений темы;
- излагает материал недостаточно полно и последовательно;
- допускает ряд ошибок в речи;
- затрудняется самостоятельно подтвердить пример;
- нуждается в постоянной помощи учителя.
Тестовый контроль
Все тестовые задания разработаны с учётом групп обученности учащихся и предназначены для выявления уровня знаний
по заданной теме. 1 группа – выполняет все задания тестов. 2 группа – сокращённый объём заданий. 3 группа – задания
выбираются индивидуально для каждого ребенка. Оценка уровня знаний проводится после изучения темы.
Критерии оценивания
1 группа
Оценка 5 ставится, если все ответы правильные и работа выполнена самостоятельно.
Оценка 4 ставится, если допущена 1 - 2 ошибки.
Оценка 3 ставится, если допущены более 2 ошибок.

Не справился с заданием, если допущены более 3 ошибок.
2 группа
Оценка 5 ставится, если все ответы правильные и работа выполнена с небольшой помощью.
Оценка 4 ставится, если допущена 1 - 2 ошибки.
Оценка 3 ставится, если допущены более 2 ошибок
3 группа
Оценка 5 не ставится
Оценка 4 ставится, если допущена 1 - 2 ошибки.
Оценка 3 ставится, если работа выполнена небрежно и допущены более 3 ошибок.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№п/п
1
2
3
4

Название раздела
Введение.
Вселенная
Наш дом – Земля
Есть на Земле страна Россия
Итого

Количество часов
2
6
47
13
68

Учебно-методический комплект

1. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. «Природоведение» 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва «Просвещение» 2023 год.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ В 5 КЛАССЕ (УО)
№п/п

Название раздела (темы)

Тип
урока

Введение (2 часа)
1
2

Что такое природоведение?
Предметы и явления неживой и живой природы

ОНЗ
ОНЗ
Вселенная (6 часов)

3
4
5
6
7
8

9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

Небесные тела: планеты, звезды
Солнечная система. Солнце
Исследование космоса. Спутники, космические корабли
Полеты в космос
Смена дня и ночи
Смена времен года. Сезонные изменения в природе
Наш дом - Земля (47 часов)
Воздух – 9 часов
Планета Земля. Оболочки Земли
Значение воздуха для жизни на Земле
Свойства воздуха
Давление и движение воздуха
Температура воздуха
Ветер
Состав воздуха. Кислород и его значение. Углекислый газ и азот
Охрана воздуха
Практическая работа «Построение графиков температуры и розы ветров»
Полезные ископаемые -13 часов
Полезные ископаемые. Виды, значение и способы добычи
Полезные ископаемые, используемые в строительстве
Горючие полезные ископаемые. Торф. Каменный уголь
Использование каменного угля
Горючие полезные ископаемые. Нефть

ОНЗ
ОНЗ
ОНЗ
ОНЗ
ОМН
ОМН
ОНЗ
ОМН
ОМН
ОНЗ
ОМН
ОМН
ОНЗ
ОМН
УР
ОНЗ
ОНЗ
ОНЗ
ОНЗ
ОНЗ

23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55

Использование нефти
Горючие полезные ископаемые. Природный газ
Использование газа. Обращение с газом в быту
Черные металлы
Цветные металлы
Благородные (драгоценные) металлы
Охрана полезных ископаемых
Обобщение по теме «Полезные ископаемые»
Вода – 18 часов
Вода в природе
Свойства воды
Растворимые и нерастворимые вещества
Питьевая вода
Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды
Три состояния воды
Расширение и сжатие воды
Лабораторная работа «Свойства воды»
Работа воды в природе
Значение воды в природе
Использование воды в промышленности и сельском хозяйстве
Вода в природе. Осадки, воды суши
Круговорот воды в природе
Воды суши: ручьи, реки
Воды суши: озера, болота, пруды, водохранилища
Моря и океаны
Охрана вод
Обобщение по теме «Вода»
Поверхность суши. Почвы - 7 часов
Формы поверхности суши
Горы
Почва. Состав почвы
Разнообразие почв
Плодородие – основное свойство почвы.
Охрана почвы
Обобщение по теме «Почва»
Есть на земле страна Россия (13 часов)

ОМН
ОНЗ
ОМН
ОНЗ
ОНЗ
ОНЗ
ОНЗ
РК
ОНЗ
ОНЗ
ОНЗ
ОМН
ОМН
ОНЗ
ОНЗ
УР
ОМН
ОМН
ОМН
ОНЗ
ОМН
ОМН
ОМН
ОМН
УР
РК
ОМН
ОНЗ
ОНЗ
ОНЗ
ОНЗ
УР
РК

56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Место России на земном шаре
Моря и океаны, омывающие Россию
Равнины и горы
Реки и озера
Москва – столица России
Санкт - Петербург
Золотое кольцо России. Ярославль, Владимир
Ростов Великий
Города России. Многообразие городов. Нижний Новгород, Казань, Волгоград
Города России. Новосибирск, Владивосток
Население нашей страны
Экскурсия «Наш город»
Обобщение по разделу «Есть на Земле страна Россия»

ОНЗ
ОНЗ
ОМН
ОМН
ОМН
ОМН
ОНЗ
ОНЗ
ОМН
ОМН
ОМН
ОНЗ
УР


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».