Основы социальной жизни 5- 8 класс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 8.1.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение - основная
общеобразовательная школа № 8
(МКОУ-ООШ №8)
ПРИЛОЖЕНИЕ к АООП ООО
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа
учебного предмета «Основы социальной жизни»
адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего
образования
Уровень образования: 5-8 класс.
Срок реализации: 4 года

Составители:
Артюхова Т.А.

г. Тавда, 2024г.

Рабочая программа учебного предмета «Основы социальной жизни» составлена на
основании нормативно-правовых документов:
Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
МАОУ-ООШ №8, разработанной на основе федеральной адаптированной основной
общеобразовательной
программы
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Положения о рабочей программе учебных предметов МАОУ-ООШ № 8
1. Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной
общеобразовательной программы (вариант 1)
К личностным результатам освоения рабочей программы относятся:
1)
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2)
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
3)
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
4)
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5)
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6)
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия, в том числе владение вербальным и невербальными коммуникативными
компетенциями, использование доступных информационных технологий для
коммуникации;
7)
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8)
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социальн о
значимых мотивов учебной деятельности;
9)
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10)
способность к осмыслению
картины мира, ее временно-пространственной
организации; формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в
его органичном единстве природной и социальной частей;
11)
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
12)
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей;
13)
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
14)
проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты:

5 класс
освоения рабочей программы включают освоенные обучающимися знания и
умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения.
Предметные
результаты
обучающихся
с
легкой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии
решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из
составляющих при оценке итоговых достижений.
Рабочая программа определяет два уровня овладения предметными результатами:
минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие
достижения этого уровня отдельными обучающимися
не является препятствием к
получению ими образования по этому варианту программы. В том случае, если
обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами
по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медикопедагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) Организация
может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на АООП
(вариант 2).
Минимальный уровень:
представления о разных группах продуктов питания; знание отдельных видов
продуктов питания, относящихся к различным группам; понимание их значения для
здорового образа жизни человека;
приготовление несложных видов блюд под руководством учителя;
представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления
пищи; соблюдение требований техники безопасности при приготовлении пищи;
знание отдельных видов одежды и обуви, некоторых правил ухода за ними;
соблюдение усвоенных правил в повседневной жизни;
знание правил личной гигиены и их выполнение под руководством взрослого;
знание названий предприятий бытового обслуживания и их назначения; решение
типовых практических задач под руководством педагога посредством обращения в
предприятия бытового обслуживания;
знание названий торговых организаций, их видов и назначения;
совершение покупок различных товаров под руководством взрослого;
первоначальные представления о статьях семейного бюджета;
представления о различных видах средств связи;
знание и соблюдение правил поведения в общественных местах (магазинах,
транспорте, музеях, медицинских учреждениях);
знание названий организаций социальной направленности и их назначения;
Достаточный уровень:
знание способов хранения и переработки продуктов питания;
составление ежедневного меню из предложенных продуктов питания;
самостоятельное приготовление несложных знакомых блюд;
самостоятельное совершение покупок товаров ежедневного назначения;
соблюдение правил личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами, кожей
рук и т.д.;
соблюдение правила поведения в доме и общественных местах; представления о
морально-этических нормах поведения;
некоторые навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья, мытье
посуды и т. п.);
навыки обращения в различные медицинские учреждения (под руководством
взрослого);

пользование различными средствами связи для решения практических житейских
задач;
знание основных статей семейного бюджета; коллективный расчет расходов и
доходов семейного бюджета;
составление различных видов деловых бумаг под руководством учителя с целью
обращения в различные организации социального назначения.
6 класс
Личностные результаты:
1. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов.
2. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении.
3. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире.
4. Овладение социально – бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни.
5. Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия.
6. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
7. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых
мотивов учебной деятельности.
8. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях.
9. Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств.
10. Развитие эстетических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально –
нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей.
11. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
12. Формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты:
Минимальный уровень
 представление о разных группах продуктов питания; знание отдельных видов
продуктов питания, относящихся к различным группам; понимание их значения для
здорового образа жизни человека;
 приготовление несложных видов блюд под руководством педагогического работника;
 представление о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления
пищи, соблюдение требований техники безопасности при приготовлении пищи;
 знание отдельных видов одежды и обуви, некоторых правил ухода за ними;
соблюдение усвоенных правил в повседневной жизни; знание правил личной гигиены и их
выполнение под руководством взрослого;
 первоначальные сведения о различных средствах связи;
Достаточный уровень:
 знание способов хранения и переработки продуктов питания;
 составление ежедневного меню из предложенных продуктов питания;
 самостоятельное приготовление несложных знакомых блюд;
 соблюдение правил гигиены по уходу за полостью рта, волосами, кожей рук;
 соблюдение правил поведения в доме и общественных местах;

 некоторые навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья, мытье
посуды);
 пользование различными средствами связи для решения практических житейских
задач;
 выполнять повседневный уход за одеждой: чистка, ручная и машинная стирка под
контролем взрослого;
 виды доврачебной и врачебной помощи;
 правила пользования автобусами и электричками пригородного сообщения.
Планируемые результаты освоения программы.
Предметные результаты представлены 2 уровнями овладения знаниями: минимальным и
достаточным.
Минимальный уровень
Обучающиеся получат возможность
Обучающиеся получат возможность
научиться
узнать
Транспорт
Оплачивать проезд, приобретать билеты
Правила пользования автобусами и
электричками пригородного сообщения
Личная гигиена и здоровье
Ухаживать за телом, руками и ногами.
Основные правила ухода за телом, руками
Выполнять утреннюю гимнастику,
и ногами. Основные способы закаливания,
принимать водные процедуры
комплекс утренней гимнастики
Одежда и обувь
Выполнять повседневный уход за
Правила ручной и машинной стирки и
одеждой: чистку, ручную и машинную
приемы повседневного ухода за одеждой
стирку под контролем взрослых
Питание
Выполнять первичную обработку яиц,
Виды жиров, яиц, муки, круп, мяса,
овощей, плодов, ягод, муки и круп, уметь способы их хранения
готовить их для хранения. Размораживать Приемы первичной обработки овощей,
мясо при помощи микроволновки
плодов, ягод и грибов, муки и круп
Жилище
Производить элементарный уход за
Виды комнатных растений, элементарные
комнатными растениями, кухонной
способы ухода за ними. Виды кухонной
посудой и утварью, мебелью и бельем
утвари и правила ухода за ней. Предметы
для сервировки стола. Кухонную мебель,
название и назначение
Семья
Выполнять свои обязанности в семье
Близких родственников, свои обязанности в
семье
Охрана здоровья
Измерять температуру тела,
Виды медицинской помощи, способы
обрабатывать раны, порезы и ссадины.
измерения температуры тела, способы
обработки ран, порезов и ссадин. Средства
для предупреждения вирусных и
простудных заболеваний
Средства связи

Отправлять письма различного вида

Основные средства связи, виды почтовых
отправлений и виды писем

Достаточный уровень
Транспорт
Ориентироваться в расписании,
Основные средства пригородного
оплачивать проезд, приобретать билеты
сообщения, стоимость проезда до
ближайших населенных пунктов
Личная гигиена и здоровье
Ухаживать за телом, руками и ногами,
Основные косметические средства для
подбирать косметические средства.
ухода за телом, рукам и ногами и правила
Выбирать способы закаливания и
их использования.
выполнять их
Основные способы закаливания, их выбор
и правила выполнения
Одежда и обувь
Выбирать вид ухода за одеждой в
Значение опрятного вида человека,
зависимости от обозначения на этикетке
правила и приемы ухода за одеждой в
и выполнять их
зависимости от обозначения на этикетке
Питание
Выполнять первичную обработку яиц,
Виды жиров, яиц, муки, круп, мяса,
овощей, плодов, ягод, муки и круп, уметь способы их хранения. Приемы первичной
выбирать место для их хранения.
обработки овощей, плодов, ягод и грибов,
Производить глубокую заморозку мяса и муки и круп
способы его размораживания
Жилище
Ухаживать за комнатными растениями,
Виды комнатных растений. Особенности
соблюдать правила гигиены и хранить
ухода, правила полива, подкормки, выбора
кухонное белье, посуду и утварь.
горшков и кашпо для комнатных растений.
Подбирать предметы для сервировки
Правила гигиены и хранения кухонного
стола в зависимости от меню
белья, посуды, утвари и мебели.
Кухонную и столовую посуду
Семья
Распределять обязанности в семье,
Взаимоотношения между родственниками,
помогать младшим и выполнять свои
распределение обязанностей в семье
обязанности
Охрана здоровья
Обрабатывать раны, порезы и ссадины,
Виды доврачебной и врачебной помощи,
применять профилактические средства
способы измерения температуры тела,
для предупреждения вирусных и
обработки ран, порезов и ссадин.
простудных заболеваний
Профилактические средства для
предупреждения вирусных и простудных
заболеваний
Средства связи
Составлять и отправлять письма
Основные средства связи, их назначение и
различного вида
особенности использования. Виды
почтовых отправлений, порядок
составления и отправления писем
различного вида

7 класс.
Личностные результаты
 воспитание у обучающихся навыков целенаправленной деятельности, трудолюбия,
самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности, умения принимать
решение, устанавливать адекватные деловые, производственные и общечеловеческие
отношения в современном обществе.
 осознание обучающимися ценности человеческой жизни, формирование умения
противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим
угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности
личности;
 формирование у обучающихся первичных навыков успешной социализации,
представлений об общественных приоритетах и ценностях, ориентированных на эти
ценности образцах поведения через практику общественных отношений с
представителями различными социальных и профессиональных групп;
 формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для
конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;
 формирование у обучающихся первоначальных профессиональных намерений и
интересов;
 усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на
транспорте и на дорогах;
 формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
 формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать
в нѐм взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
 осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
 формирование потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно
выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Предметные результаты
Достаточный уровень:
Обучающиеся получат возможность узнать:
 виды питания и их особенности, значение первых и вторых блюд.
 виды косметических средств оправила ухода за волосами и кожей лица и рук.
 особенности стирки цветного и белого белья.
 устройство стиральной машины и способы пользования ею;
 назначение прачечной и виды её услуг, последовательность и особенность глажения
одежды из разных тканей;
 последовательность проведения регулярной и сезонной уборки помещения;
 функции железнодорожного транспорта, типы пассажирских вагонов, виды
справочных служб и камер хранения, о сроках и месте возврата билетов;
 назначение и различие универмага и универсама;
 виды телефонной связи, правила пользования телефонным справочником, виды
междугородней связи, способы оплаты;
 адрес местной администрации, её назначение и услуги, названия отделов.
Обучающиеся получат возможность научиться:
 правилам безопасности при использовании механических и электрических бытовых
приборов при приготовлении пищи;
 правилам личной гигиены девушки и юноши;

 правилам пользования моющими средствами;
 правилам ухода за младшими детьми, различные, тихие и подвижные игры, стишки,
песенки;
 правилам поведения при встрече и расставании, правилам поведения при вручении и
получении подарков;
 способам подготовки жилья к зиме, весне и лету, способам ухода за полом в
зависимости от покрытия;
 мерам по предупреждению несчастных случаев, правилам оказания первой
медицинской помощи при несчастных случаях.
Минимальный уровень.
Обучающиеся получат возможность узнать:
 виды питания и их особенности, значение первых и вторых блюд;
 виды косметических средств о правила ухода за волосами и кожей лица и рук;
 особенности стирки цветного и белого белья.
Обучающиеся получат возможность научиться:
 пользоваться механическими и электрическими бытовыми приборами, готовить
первое и второе блюдо по рецепту, составлять меню завтрака, обеда и ужина на день;
 определять тип кожи и волос, подбирать средства по уходу в соответствии с этим,
правильно ухаживать за кожей лица и волосами;
 ремонтировать разорванные места одежды, штопать, пришивать пуговицу и петельку;
стирать белое бельё вручную и с помощью стиральной машины.
 ухаживать за младшими детьми, объяснять им правила игры и играть с ними.
 культурно вести себя в гостях, выбирать подарки, изготавливать простые сувениры.
 убирать жилые помещения, мыть зеркала и стёкла, утеплять окна.
 ориентироваться в расписании, приобретать билеты, обращаться за справкой в
справочное бюро вокзала.
 приобретать товары с учетом их необходимости и своих финансовых возможностей.
 оказать первую помощь при ожоге, обморожении, утопающему.
8 класс.
Личностные результаты
 воспитание у обучающихся навыков целенаправленной деятельности, трудолюбия,
самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности, умения принимать
решение, устанавливать адекватные деловые, производственные и общечеловеческие
отношения в современном обществе.
 осознание обучающимися ценности человеческой жизни, формирование умения
противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим
угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности
личности;
 формирование у обучающихся первичных навыков успешной социализации,
представлений об общественных приоритетах и ценностях, ориентированных на эти
ценности образцах поведения через практику общественных отношений с
представителями различными социальных и профессиональных групп;
 формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для
конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;
 формирование у обучающихся первоначальных профессиональных намерений и
интересов;
 усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на
транспорте и на дорогах;

 формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
 формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать
в нѐм взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
 осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
 формирование потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно
выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Предметные результаты
Достаточный уровень:
Обучающиеся получат возможность узнать:
 Виды теста, способы приготовления изделий из теста, способы заготовки продуктов
впрок.
 Виды предприятий по химической очистке одежды, предоставляемые услуги.
 Санитарно - гигиенические требования к содержанию детской посуды, постельки,
игрушек.
 Моющие средства для уборки; санитарно - гигиенические требования к данным
помещениям.
 Основные автобусные маршруты.
 Рынок, его виды и отличия от магазина, права покупателя.
 Представления о различных видах связи.
 Меры по предупреждению несчастных случаев в быту.
 Основные составные части бюджета, статьи расходов и доходов, правила экономии и
сбережения.
2.
Обучающиеся получат возможность научиться:
 Правилам ухода за кожей лица, приёмам нанесения косметических средств на лицо,
шею, руки.
 Правилам стирки и сушки изделий из шерстяных и синтетических тканей; правилам и
последовательности глажения белья.
 Правилам ухода за грудным ребёнком, - Правила поведения юноши и девушки при
встрече, знакомстве и расставании, требования к внешнему виду.
 Правилам и периодичности уборки кухни, санузла, ванной комнаты.
 Правилам безопасной поездки.
 Правилам поведения на рынке.
 Правилам и приёмам оказания первой медицинской помощи.
Минимальный уровень.
Обучающиеся получат возможность узнать:
 Представления о разных группах продуктов питания; знание отдельных видов
продуктов питания, относящихся к различным группам: понимание их значения для
здорового образа жизни человека;
 знание правил личной гигиены и их выполнение под руководством взрослого;
 знание названий торговых организаций, их видов и назначения;
 знания названий предприятий бытового обслуживания и их назначения;

 знание и соблюдение правил поведения в общественных местах (магазинах,
транспорте, музеях, медицинских учреждениях);
 Санитарно - гигиенические требования к содержанию детской посуды, постели,
игрушек.
 Основные автобусные маршруты.
Обучающиеся получат возможность научиться:
 решать под руководством педагогических работников, родителей (законных
представителей) посредством обращения в предприятия бытового обслуживания;
 Правильно ухаживать за кожей лица, шеи, рук, ног, использовать подручные средства
к имеющимся косметическим средствам.
 Стирать и сушить изделия из шерстяных и синтетических тканей, гладить рубашки и
блузки.
 Купать, одевать, пеленать ребёнка, содержать в порядке его вещи.
 Правилам поведения при знакомстве в общественных местах.
 Выбирать косметические средства, украшения и духи.
 Покупать билет, пользоваться расписанием, обращаться за справкой.
 Находить нужные товары, выбирать продукцию в соответствии с её качеством.
 Кратко объяснять причину звонка по телефону, получать справку, узнавать время,
культурно и вежливо разговаривать по телефону.
 Оказывать первую помощь при ожоге, обморожении, утопающему.
 Обращаться с вопросами и. просьбами к работникам префектуры.
 Составлять бюджет семьи, составлять доверенность, снимать показания счетчика,
соблюдать правила экономии и порядок помещений сбережений в сбербанке.

2. Содержание учебного предмета
5 класс.
Личная гигиена и здоровье
Значение личной гигиены для здоровья и жизни человека.
Утренний и вечерний туалет: содержание, правила и приемы выполнения,
значение. Личные (индивидуальные) вещи для совершения туалета (зубная щетка,
мочалка, расческа, полотенце): правила хранения, уход. Правила содержания личных
вещей.
Гигиена тела. Уход за телом. Уход за кожей рук и ногтями: значение чистоты рук;
приемы обрезания ногтей на руках. Косметические средства для ухода кожей рук. Уход за
кожей ног: необходимость ежедневного мытья ног; приемы обрезания ногтей на ногах.
Гигиенические требования к использованию личного белья (нижнее белье, носки,
колготки).
Закаливание организма. Значение закаливания организма для поддержания
здоровья человека. Способы закаливания. Воздушные и солнечные процедуры. Водные
процедуры для закаливания. Способы и приемы выполнения различных видов процедур,
физических упражнений. Утренняя гимнастика. Составление комплексов утренней
гимнастики.
Уход за волосами. Средства для ухода за волосами: шампуни, кондиционеры,
ополаскиватели. Виды шампуней в зависимости от типов волос. Средства для борьбы с
перхотью и выпадением волос.

Гигиена зрения. Значение зрения в жизни и деятельности человека. Правила
бережного отношения к зрению при выполнении различных видов деятельности: чтения,
письма, просмотре телепередач, работы с компьютером.
Правила и приемы ухода за органами зрения. Способы сохранения зрения.
Гигиенические правила письма, чтения, просмотра телепередач
Особенности соблюдения личной гигиены подростком. Правила и приемы
соблюдения личной гигиены подростками (отдельно для девочек и мальчиков).
Негативное влияние на организм человека вредных веществ: табака, алкоголя,
токсических и наркотических веществ. Вредные привычки и способы предотвращения их
появления. Табакокурение и вред, наносимый здоровью человека. Наркотики и их
разрушительное действие на организм человека.
Охрана здоровья
Виды медицинской помощи: доврачебная и врачебная.
Виды доврачебной помощи. Способы измерения температуры тела. Обработка ран,
порезов и ссадин с применением специальных средств (раствора йода, бриллиантового
зеленого («зеленки»). Профилактические средства для предупреждения вирусных и
простудных заболеваний.
Лекарственные растения и лекарственные препараты первой необходимости в
домашней аптечке. Виды, названия, способы хранения. Самолечение и его негативные
последствия.
Первая помощь. Первая помощь при ушибах и травмах. Первая помощь при
обморожениях, отравлениях, солнечном ударе. Меры по предупреждению несчастных
случаев в быту.
Уход за больным на дому: переодевание, умывание, кормление больного.
Виды врачебной помощи на дому. Вызов врача на дом. Медицинские показания для
вызова врача на дом. Вызов «скорой» или неотложной помощи. Госпитализация.
Амбулаторный прием.
Документы, подтверждающие нетрудоспособность: справка и листок
нетрудоспособности.
Жилище
Общее представление о доме. Типы жилых помещений в городе и сельской
местности. Виды жилья: собственное и государственное. Домашний почтовый адрес.
Коммунальные удобства в городе и сельской местности.
Комнатные растения. Виды комнатных растений. Особенности ухода: полив,
подкормка, температурный и световой режим.
Домашние животные. Содержание животных (собак, кошек, птиц) в городской
квартире: кормление, выгул, уход за внешним видом и здоровьем домашнего питомца.
Домашние животные и птицы в сельской местности: виды домашних животных,
особенности содержания и уход. Наиболее распространенные болезни некоторых
животных. Ветеринарная служба.
Планировка жилища. Виды жилых комнат: гостиная, спальня, детская комната.
Виды нежилых помещений: кухня, ванная комната, санузел. Назначение жилых комнат и
нежилых (подсобных) помещений.
Кухня. Нагревательные приборы: виды плит в городской квартире; печь и плита в
сельской местности; микроволновые печи. Правила техники безопасности пользования
нагревательными приборами. Электробытовые приборы на кухне (холодильник,
морозильник, мясорубка, овощерезка и др.): назначение, правила использования и ухода,
техника безопасности.
Кухонная утварь. Правила гигиены и хранения. Деревянный инвентарь. Уход за
деревянными изделиями. Кухонная посуда: виды, функциональное назначение, правила

ухода. Предметы для сервировки стола: назначение, уход. Посуда для сыпучих продуктов
и уход за ней.
Кухонное белье:полотенца, скатерти, салфетки. Материал, из которого изготовлено
кухонное белье (льняной, хлопчатобумажный, смесовая ткань). Правила ухода и
хранения.
Кухонная мебель: названия, назначение.
Санузел и ванная комната. Оборудование ванной комнаты и санузла, его
назначение. Правила безопасного поведения в ванной комнате.
Электробытовые приборы в ванной комнате: стиральные машины, фены для
сушки волос. Правила пользования стиральными машинами; стиральные средства для
машин (порошки, отбеливатели, кондиционеры), условные обозначения на упаковках.
Правила пользования стиральными машинами. Техника безопасности.
Ручная стирка белья: замачивание, кипячение, полоскание. Стиральные средства
для ручной стирки. Техника безопасности при использовании моющих средств.
Мебель в жилых помещениях.Виды мебели в жилых помещениях и их назначение
(мягкая, корпусная). Уход за мебелью: средства и правила ухода за различными видами
мебели. Магазины по продаже различных видов мебели.
Убранство жилых комнат: зеркала, картины, фотографии; ковры, паласы;
светильники. Правила ухода за убранством жилых комнат.
Уход за жилищем. Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их
обеспечению. Виды уборки жилища (сухая, влажная), инвентарь, моющие средства,
электробытовые приборы для уборки помещений. Правила техники безопасности
использования чистящих и моющих средств. Уборка санузла и ванной комнаты. Правила
техники безопасности использования бытовых электроприборов по уборке жилого
помещения. Уход за различными видами напольных покрытий. Ежедневная уборка.
Сезонная уборка жилых помещений. Подготовка квартиры и дома к зиме и лету.
Насекомые и грызуны в доме: виды; вред, приносимый грызунами и насекомыми.
Профилактика появления грызунов и насекомых в доме. Виды химических средств для
борьбы с грызунами и насекомыми. Правила использования ядохимикатов и аэрозолей
для профилактики и борьбы с грызунами и насекомыми. Предупреждение отравлений
ядохимикатами.
Городские службы по борьбе с грызунами и насекомыми.
Одежда и обувь
Одежда. Виды одежды в зависимости от пола и возраста, назначения (деловая,
праздничная, спортивная и т.д.), способа ношения (верхняя, нижняя), сезона (летняя,
зимняя, демисезонная), вида тканей. Особенности разных видов одежды. Головные уборы:
виды и назначение. Роль одежды и головных уборов для сохранения здоровья человека.
Магазины по продаже различных видов одежды.
Значение опрятного вида человека.
Уход за одеждой. Хранение одежды: места для хранения разных видов одежды;
правила хранения. Предупреждение появление вредителей на одежде (моли). Правила и
приемы повседневного ухода за одеждой: стирка, глажение, чистка, починка. Ручная и
машинная стирка изделий. Чтение условных обозначений на этикетках по стирке белья.
Правила сушки белья из различных тканей.
Электробытовые приборы для глажения: виды утюгов, правила использования.
Глажение изделий из различных видов тканей. Правила и приемы глажения белья, брюк,
спортивной одежды. Правила и приемы глажения блузок и рубашек. Правила пришивания
пуговиц, крючков, петель; зашивание распоровшегося шва Продление срока службы
одежды: штопка, наложение заплат. Выведение пятен в домашних условиях. Виды
пятновыводителей. Правила выведение мелких пятен в домашних условиях. Санитарногигиенические требования и правила техники безопасности при пользовании средствами
для выведения пятен.

Предприятия бытового обслуживания. Прачечная. Виды услуг. Правила
пользования прачечной. Прейскурант. Химчистка. Услуги химчистки. Правила приема
изделий и выдачи изделий. Стоимость услуг в зависимости от вида одежды.
Выбор и покупка одежды. Выбор одежды при покупке в соответствии с
назначением и необходимыми размерами. Подбор одежды в соответствии с
индивидуальными особенностями.
Магазины по продаже одежды. Специализированные магазины по продаже
одежды. Правила возврата или обмена купленного товара (одежды). Хранение чека.
Гарантийные средства носки.
Обувь. Виды обуви: в зависимости от времени года; назначения (спортивная,
домашняя, выходная и т.д.); вида материалов (кожаная, резиновая, текстильная и т.д.).
Магазины по продаже различных видов обуви. Порядок приобретения обуви в
магазине: выбор, примерка, оплата. Гарантийный срок службы обуви; хранение чека или
его копии.
Уход за обувью. Хранение обуви: способы и правила. Чистка обуви. Использование
кремов для чистки обуви. Виды кремов для чистки обуви; их назначение. Сушка обуви.
Правила ухода за обувью из различных материалов.
Предприятия бытового обслуживания. Ремонт обуви. Виды услуг. Прейскурант.
Правила подготовки обуви для сдачи в ремонт. Правила приема и выдачи обуви.
Обувь и здоровье человека. Значение правильного выбора обуви для здоровья
человека.
Питание
Организация питания семьи. Значение питания в жизни и деятельности людей.
Влияние правильного питания на здоровье человека. Режим питания. Разнообразие
продуктов, составляющих рацион питания.
Приготовление пищи. Место для приготовления пищи и его оборудование. Гигиена
приготовления пищи.
Виды продуктов питания. Молоко и молочные продукты: виды, правила хранения.
Значение кипячения молока. Виды блюд, приготовляемых на основе молока (каши,
молочный суп).
Хлеб и хлебобулочные изделия. Виды хлебной продукции. Правила хранения
хлебобулочных изделий. Вторичное использование черствого хлеба. Приготовление
простых и сложных бутербродов и канапе.
Мясо и мясопродукты; первичная обработка, правила хранения. Глубокая
заморозка мяса. Размораживание мяса с помощью микроволновой печи.
Яйца, жиры. Виды жиров растительного и животного происхождения. Виды
растительного масла (подсолнечное, оливковое, рапсовое). Правила хранения. Места для
хранения жиров и яиц.
Овощи, плоды, ягоды и грибы. Правила хранения. Первичная обработка: мытье,
чистка, резка. Свежие и замороженные продукты.
Мука и крупы. Виды муки (пшеничная, ржаная, гречневая и др.); сорта муки
(крупчатка, высший, первый и второй сорт). Правила хранения муки и круп. Виды круп.
Вредители круп и муки. Просеивание муки.
Соль, сахар, пряности и приправы. Соль и ее значение для питания. Использование
соли при приготовлении блюд. Сахар: его польза и вред. Виды пряностей и приправ.
Хранение приправ и пряностей.
Чай и кофе. Виды чая. Способы заварки чая. Виды кофе. Польза и негативные
последствия чрезмерного употребления чая и кофе.
Магазины по продаже продуктов питания. Основные отделы в продуктовых
магазинах. Универсамы и супермаркеты (магазины в сельской местности).
Специализированные магазины. Виды товаров: фасованные, на вес и в разлив. Порядок
приобретения товаров в продовольственном магазине (с помощью продавца и

самообслуживание). Срок годности продуктов питания (условные обозначения на
этикетках). Стоимость продуктов питания. Расчет стоимости товаров на вес и разлив.
Рынки. Виды продовольственных рынков: крытые и закрытые, постоянно
действующие и сезонные. Основное отличие рынка от магазина.
Прием пищи. Первые, вторые и третьи блюда: виды, значение.
Завтрак. Блюда для завтрака; горячий и холодный завтраки. Бутерброды. Каши.
Блюда из яиц (яйца отварные; яичница-глазунья). Напитки для завтрака. Составление
меню для завтрака. Отбор необходимых продуктов для приготовления завтрака.
Приготовление некоторых блюд для завтрака. Стоимость и расчет продуктов для завтрака.
Посуда для завтрака. Сервировка стола.
Обед. Питательная ценность овощей, мяса, рыбы, фруктов. Овощные салаты: виды,
способы приготовления. Супы (виды, способы приготовления). Мясные блюда (виды,
способы приготовления). Рыбные блюда (виды, способы приготовления). Гарниры:
овощные, из круп, макаронных изделий. Фруктовые напитки: соки, нектары. Составление
меню для обеда. Отбор необходимых продуктов для приготовления обеда. Стоимость и
расчет продуктов для обеда. Посуда для обедов. Праздничный обед. Сервирование стола
для обеда. Правила этикета за столом.
Ужин. Блюда для ужина; холодный и горячий ужин. Составление меню для
холодного ужина. Отбор продуктов для холодного ужина. Приготовление несложных
салатов и холодных закусок. Стоимость и расчет продуктов для холодного ужина.
Составление меню для горячего ужина. Отбор продуктов для горячего ужина. Стоимость
и расчет продуктов для горячего ужина.
Изделия из теста. Виды теста: дрожжевое, слоеное, песочное. Виды изделий из
теса: пирожки, булочки, печенье и др. приготовление изделий из теста. Составление и
запись рецептов. Приготовление изделий из замороженного теста. Приготовление
Домашние заготовки. Виды домашних заготовок: варка, сушка, соление,
маринование. Глубокая заморозка овощей и фруктов. Меры предосторожности при
употреблении консервированных продуктов. Правила первой помощи при отравлении.
Варенье из ягод и фруктов.
Транспорт
Городской транспорт. Виды городского транспорта. Оплата проезда на всех видах
городского транспорта. Правила поведения в городском транспорте.
Проезд из дома в школу. Выбор рационального маршрута проезда из дома в разные
точки населенного пункта. Расчет стоимости проезда.
Пригородный транспорт. Виды: автобусы пригородного сообщения, электрички.
Стоимость проезда. Расписание.
Междугородний железнодорожный транспорт. Вокзалы: назначение, основные
службы. Платформа, перрон, путь. Меры предосторожности по предотвращению
чрезвычайных ситуаций на вокзале. Расписание поездов. Виды пассажирских вагонов.
Междугородний автотранспорт. Автовокзал, его назначение. Основные
автобусные маршруты. Расписание, порядок приобретения билетов, стоимость проезда.
Водный транспорт. Значение водного транспорта. Пристань. Порт.
Авиационный транспорт. Аэропорты, аэровокзалы.
Средства связи
Основные средства связи: почта, телефон, телевидение, радио, компьютер.
Назначение, особенности использования.
Почта. Работа почтового отделения связи «Почта России». Виды почтовых
отправлений: письмо, бандероль, посылка.
Письма. Деловые письма: заказное, с уведомлением. Личные письма. Порядок
отправления писем различного вида. Стоимость пересылки.
Бандероли. Виды бандеролей: простая, заказная, ценная, с уведомлением. Порядок
отправления. Упаковка. Стоимость пересылки.

Посылки. Виды упаковок. Правила и стоимость отправления.
Телефонная связь. Виды телефонной связи: проводная (фиксированная),
беспроводная (сотовая). Влияние на здоровье излучений мобильного телефона. Культура
разговора по телефону. Номера телефонов экстренной службы. Правила оплаты
различных видов телефонной связи. Сотовые компании, тарифы.
Интернет-связь. Электронная почта. Видео-связь (скайп). Особенности, значение в
современной жизни.
Денежные переводы. Виды денежных переводов. Стоимость отправления.
Предприятия, организации, учреждения
Образовательные учреждения. Дошкольные образовательные учреждения.
Учреждения дополнительного образования: виды, особенности работы, основные
направления работы. Посещение образовательных организаций дополнительного
образования.
Местные и промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Названия
предприятия, вид деятельности, основные виды выпускаемой продукции, профессии
рабочих и служащих.
Исполнительные
органы
государственной
власти
(города,
района).
Муниципальные власти. Структура, назначение.
Семья
Родственные отношения в семье. Состав семьи. Фамилии, имена, отчества
ближайших родственников; возраст; дни рождения. Место работы членов семьи,
должности, профессии. Взаимоотношения между родственниками. Распределение
обязанностей в семье. Помощь старших младшим: домашние обязанности.
Семейный досуг. Виды досуга: чтение книг, просмотр телепередач, прогулки и др.
правильная, рациональная организация досуга. Любимые и нелюбимые занятия в
свободное время.
Досуг как источник получения новых знаний: экскурсии, прогулки, посещения
музеев, театров и т. д.
Досуг как средство укрепления здоровья: туристические походы; посещение
спортивных секций и др.
Досуг как развитие постоянного интереса к какому либо виду деятельности
(хобби): коллекционирование чего-либо, фотография и т. д.
Отдых. Отдых и его разновидности. Необходимость разумной смены работы и
отдыха. Отдых и бездеятельность. Летний отдых. Виды проведения летнего отдыха, его
планирование. Бюджет отдыха. Подготовка к летнему отдыху: выбор места отдыха,
определение маршрута, сбор необходимых вещей.
Экономика домашнего хозяйства. Бюджет семьи. Виды и источники дохода.
Определение суммы доходов семьи на месяц. Основные статьи расходов. Планирование
расходов на месяц по отдельным статьям. Планирование дорогостоящих покупок.
Основы социальной жизни. 6 класс
Содержание
Транспорт
Пригородный транспорт. Виды: автобусы пригородного сообщения, электрички.
Стоимость проезда. Расписание
Личная гигиена и здоровье
Гигиена тела. Уход за телом, кожей рук и ногтями: значение чистоты рук; приемы
обрезания ногтей на руках. Косметические средства для ухода кожей рук. Уход за кожей ног:
необходимость ежедневного мытья ног; приемы обрезания ногтей на ногах.
Закаливание организма. Значение закаливания организма для поддержания здоровья
человека. Способы закаливания. Воздушные и солнечные процедуры. Водные процедуры для

закаливания. Способы и приемы выполнения различных видов процедур, физических
упражнений. Утренняя гимнастика. Составление комплексов утренней гимнастики. Вредные
привычки и способы предотвращения их появления.
Одежда и обувь
Значение опрятного вида человека. Правила и приемы повседневного ухода за
одеждой: стирка, глажение, чистка, починка. Ручная и машинная стирка изделий. Чтение
условных обозначений на этикетках по стирке белья. Правила сушки белья из различных
тканей. Чтение условных обозначений на этикетках.
Питание
Мясо и мясопродукты; первичная обработка, правила хранения. Глубокая заморозка
мяса. Размораживание мяса с помощью микроволновой печи.
Яйца, жиры. Виды жиров растительного и животного происхождения. Виды
растительного масла (подсолнечное, оливковое, рапсовое). Правила хранения. Места для
хранения жиров и яиц.
Овощи, плоды, ягоды и грибы. Правила хранения. Первичная обработка: мытье, чистка,
резка. Свежие и замороженные продукты.
Мука и крупы. Виды муки (пшеничная, ржаная, гречневая и др.); сорта муки
(крупчатка, высший, первый и второй сорт). Правила хранения муки и круп. Виды круп.
Вредители круп и муки. Просеивание муки.
Жилище
Комнатные растения. Виды комнатных растений. Особенности ухода: полив,
подкормка, температурный и световой режим. Горшки и кашпо для комнатных растений.
Кухонная утварь. Правила гигиены и хранения. Деревянный инвентарь. Уход за
деревянными изделиями. Кухонная посуда: виды, функциональное назначение, правила
ухода. Предметы для сервировки стола: назначение, уход. Посуда для сыпучих продуктов и
уход за ней.
Кухонное белье:полотенца, скатерти, салфетки. Материал, из которого изготовлено
кухонное белье (льняной, хлопчатобумажный, смесовая ткань). Правила ухода и хранения.
Кухонная мебель: названия, назначение.
Семья
Взаимоотношения между родственниками. Распределение обязанностей в семье. Помощь
старших младшим: домашние обязанности.
Охрана здоровья
Виды медицинской помощи: доврачебная и врачебная. Виды доврачебной помощи.
Способы измерения температуры тела. Обработка ран, порезов и ссадин с применением
специальных
средств
(раствора
йода,
бриллиантового
зеленого
(«зеленки»).
Профилактические средства для предупреждения вирусных и простудных заболеваний.
Средства связи
Основные средства связи: почта, телефон, телевидение, радио, компьютер.
Назначение, особенности использования.
Почта. Работа почтового отделения связи «Почта России». Виды почтовых
отправлений: письмо, бандероль, посылка.
Письма. Деловые письма: заказное, с уведомлением. Личные письма. Порядок
отправления писем различного вида. Стоимость пересылки.
Основы социальной жизни. 7 класс.
№ п/п
1.

Название темы
Вводное занятие. ТБ на уроках СБО.

Кол-во часов
1

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

«Личная гигиена»
«Одежда и обувь»
«Питание»
«Семья»
«Культура поведения»
«Жилище»
«Транспорт»
«Торговля»
«Средства связи»
«Медицинская помощь»
«Учреждения, организации и предприятия»
«Экономика домашнего хозяйства»

4
8
16
5
4
8
3
5
2
6
2
4

Личная гигиена
Особенности личной гигиены в жизни подростка. Правила и приемы сохранения
чистоты и здоровья тела. Особенности ухода за кожей лица и волосами. Пользование
шампунем в соответствии с типом волос. Средства борьбы с перхотью.
Одежда и обувь
Значение продления срока службы одежды. Виды штопки, наложение заплат.
использование бытовой техники при стирке белья из х/б ткани, стирка изделий из шелка в
ручную. Правила и приемы глажения белья, брюк, спортивной одежды. Прачечная.
Питание
Виды питания. Значение первых и вторых блюд и их приготовление. Использование
механических и электробытовых приборов для экономии сил и времени при
приготовлении пищи. Составление меню завтрака, обеда, ужина на день, неделю.
Семья
Помощь родителям и воспитателям в уходе за младшими детьми и в соблюдении чистоты
и порядка дома, в школе.
Культура поведения
Правила приглашения в гости и формы отказа. Подготовка к походу в гости, подарки
Жилище
Регулярная и сезонная уборка жилого помещения. Подготовка квартиры к лету и зиме.
Санитарная обработка помещения в случае необходимости. Уход за полом в зависимости
от покрытия, средства по уходу за полом.
Транспорт
Междугородний железнодорожный транспорт. Вокзалы. Их назначение и основные
службы. Справочная служба вокзалов. Расписание поездов. Виды пассажирских вагонов.
Примерная стоимость проезда до разных пунктов. Формы приобретения ж/д билетов.
порядок сдачи и получения его.
Торговля
Универмаги и универсамы, их назначение. Сельмаг и сельпо, их назначение. Отделы
магазинов, стоимость некоторых товаров. Порядок приобретения и выбор товара,
хранение чека и его копии. Отделы распродаж товаров по сниженным ценам, прием
товаров у населения.
Средства связи
Виды бандеролей, порядок их отправления. Упаковка и стоимость пересылки. Посылки.
Виды упаковки, правила отправления и стоимость.
Медицинская помощь
Виды доврачебной помощи. Лекарственные растения в домашней аптечке. Первая
медицинская помощь при травмах. Меры по предупреждению переломов.
Учреждения, организации и предприятия

Промышленные и сельскохозяйственные предприятия местности, их назначение для
жителей города.
Экономика домашнего хозяйства
Бюджет семьи. Основные статьи расходов. Составление доверенности.
8 класс.
Название темы
Вводное занятие по ТБ на уроках СБО.
«Личная гигиена»
«Одежда и обувь»
«Питание»
«Семья»
«Культура поведения»
«Жилище»
«Транспорт»
«Торговля»
«Средства связи»
«Медицинская помощь»
«Учреждения, организации и предприятия»
«Экономика домашнего хозяйства»

№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

Темы
«Личная гигиена»

«Одежда и обувь»

«Питание»
«Семья»
«Культура поведения»
«Жилище»
«Транспорт»

«Торговля»
«Средства связи»

Кол-во часов
1
6
5
16
6
3
3
5
3
6
6
2
6

Краткое содержание тем
Значение косметики для девушки и юноши. Правила и
приемы ухода за кожей лица с использованием средств
косметики. Значение здоровья для жизни и деятельности
человека. Средства и способы сохранения здоровья.
Особенности ухода за одеждой из шерстяных и
синтетических тканей, стирка их в домашних условиях. Правила
и приемы глажения блузок, рубашек. Химчистка – знакомство с
предприятием и правилами пользования его услугами.
Виды теста. Приготовления изделия из теста. Заготовка
продуктов впрок. Запись рецептов.
Грудной ребенок в семье. Правила содержания в чистоте
детской постели, посуды, игрушек
Культура общения юноши и девушки. Внешний вид молодых
людей.
Уборка кухни, санузла, ванны. Моющие средства,
используемые при уборки кухни, ванной, санузла.
Междугородний автотранспорт, автовокзал. Его назначение,
основные автобусные маршруты, расписание, порядок
приобретение билета и его стоимость до разных пунктов.
Значение водного транспорта. Пристань. Порт. Основные
службы.
Рынки. Виды рынков. Различия рынка от магазина.
Виды телефонной связи. Правила пользования телефономавтоматом, таксофоном, квартирным телефоном. Правила
пользования телефонным справочником. Культура разговора по
телефону.
Получение
справок
по
телефону.
Вызов
специализированных служб помощи населению (01, 02, 03, 04,

«Медицинская
помощь»
«Учреждения,
организации и
предприятия»
«Экономика
домашнего хозяйства»

911 и т.п.). междугородняя телефонная связь. Порядок
пользования
автоматической
связью.
Виды
заказов
междугороднего телефонного разговора
Первая помощь при несчастных случаях. Первая помощь
утопающему. Меры по предупреждению несчастных случаев.
Департамент, муниципалитет, префектура, милиция, их
назначение.
Бюджет семьи. виды источников дохода, основные статьи
расходов. Сбережение. значение и способы экономии расходов.
Виды хранения сбережений. Виды вкладов в сбербанк.

3. Тематическое планирование
5 класс ( 68 часов)
№
Тема урока
урока
Личная гигиена и здоровье

Содержание урока

1.

Значение личной гигиены
для здоровья и жизни
человека

Утренний и вечерний туалет: содержание, правила и
приемы выполнения, значение. Личные (индивидуальные) вещи
для совершения туалета (зубная щетка, мочалка, расческа,
полотенце): правила хранения, уход. Правила содержания
личных вещей.

2.

Гигиена тела

Гигиена тела. Уход за телом. Уход за кожей рук и
ногтями: значение чистоты рук; приемы обрезания ногтей на
руках. Косметические средства для ухода кожей рук. Уход за
кожей ног: необходимость ежедневного мытья ног; приемы
обрезания ногтей на ногах.
Гигиенические требования к использованию личного
белья (нижнее белье, носки, колготки).

3.

Закаливание организма

Закаливание организма. Значение закаливания организма
для поддержания здоровья человека. Способы закаливания.
Воздушные и солнечные процедуры. Водные процедуры для
закаливания. Способы и приемы выполнения различных видов
процедур, физических упражнений. Утренняя гимнастика.
Составление комплексов утренней гимнастики.

4.

Уход за волосами

Уход за волосами. Средства для ухода за волосами:
шампуни, кондиционеры, ополаскиватели. Виды шампуней в

зависимости от типов волос. Средства для борьбы с перхотью и
выпадением волос.
5.

Гигиена зрения

Гигиена зрения. Значение зрения в жизни и деятельности
человека. Правила бережного отношения к зрению при
выполнении различных видов деятельности: чтения, письма,
просмотре телепередач, работы с компьютером.
Правила и приемы ухода за органами зрения. Способы
сохранения зрения. Гигиенические правила письма, чтения,
просмотра телепередач

6.

Особенности
соблюдения личной
гигиены подростком

Особенности соблюдения личной гигиены подростком.
Правила и приемы соблюдения личной гигиены подростками
(отдельно для девочек и мальчиков).

7.

Влияние на организм
человека вредных
веществ

Негативное влияние на организм человека вредных
веществ: табака, алкоголя, токсических и наркотических
веществ. Вредные привычки и способы предотвращения их
появления. Табакокурение и вред, наносимый здоровью
человека. Наркотики и их разрушительное действие на организм
человека.

Охрана здоровья
8.

Виды доврачебной
помощи

Способы измерения температуры тела. Обработка ран,
порезов и ссадин с применением специальных средств (раствора
йода, бриллиантового зеленого («зеленки»). Профилактические
средства для предупреждения вирусных и простудных
заболеваний.

Лекарственные
растения и
лекарственные
препараты
10. Первая помощь

Лекарственные растения и лекарственные препараты
первой необходимости в домашней аптечке. Виды, названия,
способы хранения. Самолечение и его негативные последствия.

11. Виды врачебной помощи
на дому.

Виды врачебной помощи на дому. Вызов врача на дом.
Медицинские показания для вызова врача на дом. Вызов
«скорой»
или
неотложной
помощи.
Госпитализация.
Амбулаторный прием.

9.

12. Документы,
подтверждающие
нетрудоспособность
Жилище
13. Общее представление о
доме

Первая помощь. Первая помощь при ушибах и травмах.
Первая помощь при обморожениях, отравлениях, солнечном
ударе. Меры по предупреждению несчастных случаев в быту.
Уход за больным на дому: переодевание, умывание,
кормление больного.

Документы, подтверждающие
справка и листок нетрудоспособности.

нетрудоспособность:

Общее представление о доме. Типы жилых помещений в городе
и сельской местности. Виды жилья: собственное и

14. Комнатные растения.

государственное. Домашний почтовый адрес. Коммунальные
удобства в городе и сельской местности.
Комнатные растения. Виды комнатных растений.
Особенности ухода: полив, подкормка, температурный и
световой режим.

15. Домашние животные.

Домашние животные. Содержание животных (собак,
кошек, птиц) в городской квартире: кормление, выгул, уход за
внешним видом и здоровьем домашнего питомца. Домашние
животные и птицы в сельской местности: виды домашних
животных, особенности содержания и уход. Наиболее
распространенные болезни некоторых животных. Ветеринарная
служба.

16. Планировка жилища.

Планировка жилища. Виды жилых комнат: гостиная,
спальня, детская комната. Виды нежилых помещений: кухня,
ванная комната, санузел. Назначение жилых комнат и нежилых
(подсобных) помещений.

17. Кухня.

Кухня. Нагревательные приборы: виды плит в городской
квартире; печь и плита в сельской местности; микроволновые
печи.
Правила
техники
безопасности
пользования
нагревательными приборами. Электробытовые приборы на
кухне (холодильник, морозильник, мясорубка, овощерезка и др.):
назначение, правила использования и ухода, техника
безопасности.

18. Кухонная утварь.

Кухонная утварь. Правила гигиены и хранения. Деревянный
инвентарь. Уход за деревянными изделиями. Кухонная посуда:
виды, функциональное назначение, правила ухода. Предметы
для сервировки стола: назначение, уход. Посуда для сыпучих
продуктов и уход за ней
Кухонное белье:полотенца, скатерти, салфетки. Материал,
из
которого
изготовлено
кухонное
белье
(льняной,
хлопчатобумажный, смесовая ткань). Правила ухода и хранения.

19. Кухонное белье

20. Кухонная мебель
21. Санузел и ванная
комната
22. Электробытовые
приборы в ванной
комнате

23. Мебель в жилых

Кухонная мебель: названия, назначение.
Санузел и ванная комната. Оборудование ванной комнаты и
санузла, его назначение. Правила безопасного поведения в
ванной комнате
Электробытовые приборы в ванной комнате: стиральные
машины, фены для сушки волос. Правила пользования
стиральными машинами; стиральные средства для машин
(порошки, отбеливатели, кондиционеры), условные обозначения
на упаковках. Правила пользования стиральными машинами.
Техника безопасности.
Ручная
стирка
белья:
замачивание,
кипячение,
полоскание. Стиральные средства для ручной стирки. Техника
безопасности при использовании моющих средств.
Мебель в жилых помещениях.Виды мебели в жилых

помещениях

помещениях и их назначение (мягкая, корпусная). Уход за
мебелью: средства и правила ухода за различными видами
мебели. Магазины по продаже различных видов мебели.

24. Убранство жилых
комнат

Убранство
жилых
комнат:
зеркала,
картины,
фотографии; ковры, паласы; светильники. Правила ухода за
убранством жилых комнат.

25. Уход за жилищем

Уход за жилищем. Гигиенические требования к жилому
помещению и меры по их обеспечению. Виды уборки жилища
(сухая, влажная), инвентарь, моющие средства, электробытовые
приборы для уборки помещений. Правила техники безопасности
использования чистящих и моющих средств. Уборка санузла и
ванной комнаты. Правила техники безопасности использования
бытовых электроприборов по уборке жилого помещения. Уход
за различными видами напольных покрытий. Ежедневная
уборка. Сезонная уборка жилых помещений. Подготовка
квартиры и дома к зиме и лету.

26. Насекомые и грызуны в
доме

Насекомые и грызуны в доме: виды; вред, приносимый
грызунами и насекомыми. Профилактика появления грызунов и
насекомых в доме. Виды химических средств для борьбы с
грызунами и насекомыми. Правила использования ядохимикатов
и аэрозолей для профилактики и борьбы с грызунами и
насекомыми. Предупреждение отравлений ядохимикатами.
Городские службы по борьбе с грызунами и насекомыми.

Одежда и обувь
27. Одежда.

Одежда. Виды одежды в зависимости от пола и возраста,
назначения (деловая, праздничная, спортивная и т.д.), способа
ношения (верхняя, нижняя), сезона (летняя, зимняя,
демисезонная), вида тканей. Особенности разных видов одежды.
Головные уборы: виды и назначение. Роль одежды и головных
уборов для сохранения здоровья человека. Магазины по продаже
различных видов одежды.

28. Уход за одеждой

Значение опрятного вида человека.
Уход за одеждой. Хранение одежды: места для хранения
разных видов одежды; правила хранения. Предупреждение
появление вредителей на одежде (моли). Правила и приемы
повседневного ухода за одеждой: стирка, глажение, чистка,
починка. Ручная и машинная стирка изделий. Чтение условных
обозначений на этикетках по стирке белья. Правила сушки белья
из различных тканей.

29. Уход за одеждой

Электробытовые приборы для глажения: виды утюгов,
правила использования. Глажение изделий из различных видов
тканей. Правила и приемы глажения белья, брюк, спортивной
одежды. Правила и приемы глажения блузок и рубашек. Правила
пришивания
пуговиц,
крючков,
петель;
зашивание
распоровшегося шва Продление срока службы одежды: штопка,

наложение заплат. Выведение пятен в домашних условиях. Виды
пятновыводителей. Правила выведение мелких пятен в
домашних условиях. Санитарно-гигиенические требования и
правила техники безопасности при пользовании средствами для
выведения пятен.
30. Предприятия бытового
обслуживания.

Предприятия бытового обслуживания. Прачечная. Виды
услуг. Правила пользования прачечной. Прейскурант.
Химчистка. Услуги химчистки. Правила приема изделий и
выдачи изделий. Стоимость услуг в зависимости от вида
одежды.

31. Выбор и покупка
одежды

Выбор и покупка одежды. Выбор одежды при покупке в
соответствии с назначением и необходимыми размерами.
Подбор одежды в соответствии с индивидуальными
особенностями.

32. Магазины по продаже
одежды

Магазины по продаже одежды. Специализированные
магазины по продаже одежды. Правила возврата или обмена
купленного товара (одежды). Хранение чека. Гарантийные
средства носки.

33. Обувь.

Обувь. Виды обуви: в зависимости от времени года;
назначения (спортивная, домашняя, выходная и т.д.); вида
материалов (кожаная, резиновая, текстильная и т.д.).

34. Магазины по продаже
различных видов обуви.

Магазины по продаже различных видов обуви. Порядок
приобретения обуви в магазине: выбор, примерка, оплата.
Гарантийный срок службы обуви; хранение чека или его копии.

35. Уход за обувью

Уход за обувью. Хранение обуви: способы и правила.
Чистка обуви. Использование кремов для чистки обуви. Виды
кремов для чистки обуви; их назначение. Сушка обуви. Правила
ухода за обувью из различных материалов.

36. Предприятия бытового
обслуживания

Предприятия бытового обслуживания. Ремонт обуви.
Виды услуг. Прейскурант. Правила подготовки обуви для сдачи
в ремонт. Правила приема и выдачи обуви.

37. Обувь и здоровье
человека
Питание

Обувь и здоровье человека. Значение правильного выбора обуви
для здоровья человека.

38. Организация питания
семьи.

Организация питания семьи. Значение питания в жизни и
деятельности людей. Влияние правильного питания на здоровье
человека.
Режим
питания.
Разнообразие
продуктов,
составляющих рацион питания.

39. Приготовление пищи.

Приготовление пищи. Место для приготовления пищи и
его оборудование. Гигиена приготовления пищи.

40. Виды продуктов

Виды продуктов питания. Молоко и молочные продукты:

питания

виды, правила хранения. Значение кипячения молока. Виды
блюд, приготовляемых на основе молока (каши, молочный суп).
Хлеб и хлебобулочные изделия. Виды хлебной
продукции. Правила хранения хлебобулочных изделий.
Вторичное использование черствого хлеба. Приготовление
простых и сложных бутербродов и канапе.
Мясо и мясопродукты; первичная обработка, правила
хранения. Глубокая заморозка мяса. Размораживание мяса с
помощью микроволновой печи.

41. Виды продуктов
питания

Яйца, жиры. Виды жиров растительного и животного
происхождения. Виды растительного масла (подсолнечное,
оливковое, рапсовое). Правила хранения. Места для хранения
жиров и яиц.
Овощи, плоды, ягоды и грибы. Правила хранения.
Первичная обработка: мытье, чистка, резка. Свежие и
замороженные продукты.

42. Виды продуктов
питания

Мука и крупы. Виды муки (пшеничная, ржаная, гречневая
и др.); сорта муки (крупчатка, высший, первый и второй сорт).
Правила хранения муки и круп. Виды круп. Вредители круп и
муки. Просеивание муки.
Соль, сахар, пряности и приправы. Соль и ее значение для
питания. Использование соли при приготовлении блюд. Сахар:
его польза и вред. Виды пряностей и приправ. Хранение приправ
и пряностей.
Чай и кофе. Виды чая. Способы заварки чая. Виды кофе.
Польза и негативные последствия чрезмерного употребления чая
и кофе.

43. Магазины по продаже
продуктов питания.

Магазины по продаже продуктов питания. Основные
отделы в продуктовых магазинах. Универсамы и супермаркеты
(магазины в сельской местности). Специализированные
магазины. Виды товаров: фасованные, на вес и в разлив.
Порядок приобретения товаров в продовольственном магазине (с
помощью продавца и самообслуживание). Срок годности
продуктов питания (условные обозначения на этикетках).
Стоимость продуктов питания. Расчет стоимости товаров на вес
и разлив.

44. Рынки.

Рынки. Виды продовольственных рынков: крытые и
закрытые, постоянно действующие и сезонные. Основное
отличие рынка от магазина.

45. Прием пищи

Прием пищи. Первые, вторые и третьи блюда: виды,
значение.
Завтрак. Блюда для завтрака; горячий и холодный
завтраки. Бутерброды. Каши. Блюда из яиц (яйца отварные;
яичница-глазунья). Напитки для завтрака. Составление меню для
завтрака. Отбор необходимых продуктов для приготовления
завтрака. Приготовление некоторых блюд для завтрака.
Стоимость и расчет продуктов для завтрака. Посуда для

завтрака. Сервировка стола.
46. Прием пищи

Обед. Питательная ценность овощей, мяса, рыбы,
фруктов. Овощные салаты: виды, способы приготовления. Супы
(виды, способы приготовления). Мясные блюда (виды, способы
приготовления). Рыбные блюда (виды, способы приготовления).
Гарниры: овощные, из круп, макаронных изделий. Фруктовые
напитки: соки, нектары. Составление меню для обеда. Отбор
необходимых продуктов для приготовления обеда. Стоимость и
расчет продуктов для обеда. Посуда для обедов. Праздничный
обед. Сервирование стола для обеда. Правила этикета за столом.

47. Прием пищи

Ужин. Блюда для ужина; холодный и горячий ужин.
Составление меню для холодного ужина. Отбор продуктов для
холодного ужина. Приготовление несложных салатов и
холодных закусок. Стоимость и расчет продуктов для холодного
ужина. Составление меню для горячего ужина. Отбор продуктов
для горячего ужина. Стоимость и расчет продуктов для горячего
ужина.

48. Домашние заготовки.

Домашние заготовки. Виды домашних заготовок: варка, сушка,
соление, маринование. Глубокая заморозка овощей и фруктов.
Меры предосторожности при употреблении консервированных
продуктов. Правила первой помощи при отравлении. Варенье из
ягод и фруктов

Транспорт
49. Городской транспорт

Городской транспорт. Виды городского транспорта.
Оплата проезда на всех видах городского транспорта. Правила
поведения в городском транспорте.

50. Дорога из дома в школу

Проезд из дома в школу. Выбор рационального маршрута
проезда из дома в разные точки населенного пункта. Расчет
стоимости проезда.

51. Пригородный
транспорт.

Пригородный транспорт. Виды: автобусы пригородного
сообщения, электрички. Стоимость проезда. Расписание.

52. Междугородний
железнодорожный
транспорт.

Междугородний
железнодорожный
транспорт.
Вокзалы: назначение, основные службы. Платформа, перрон,
путь.
Меры
предосторожности
по
предотвращению
чрезвычайных ситуаций на вокзале. Расписание поездов. Виды
пассажирских вагонов.

53. Междугородний
автотранспорт

Междугородний автотранспорт. Автовокзал, его
назначение. Основные автобусные маршруты. Расписание,
порядок приобретения билетов, стоимость проезда.

54. Водный транспорт

Водный транспорт.
Пристань. Порт.

55. Авиационный транспорт

Значение

водного

транспорта.

Авиационный транспорт. Аэропорты, аэровокзалы.

Средства связи
56. Основные средства
связи

Основные средства связи: почта, телефон, телевидение,
радио, компьютер. Назначение, особенности использования.

57. Почта

Почта. Работа почтового отделения связи «Почта
России». Виды почтовых отправлений: письмо, бандероль,
посылка.
Письма. Деловые письма: заказное, с уведомлением.
Личные письма. Порядок отправления писем различного вида.
Стоимость пересылки.
Бандероли. Виды бандеролей: простая, заказная, ценная, с
уведомлением. Порядок отправления. Упаковка. Стоимость
пересылки.
Посылки. Виды упаковок. Правила и стоимость
отправления.

58. Телефонная связь.

Телефонная связь. Виды телефонной связи: проводная
(фиксированная), беспроводная (сотовая). Влияние на здоровье
излучений мобильного телефона. Культура разговора по
телефону. Номера телефонов экстренной службы. Правила
оплаты различных видов телефонной связи. Сотовые компании,
тарифы.

59. Интернет-связь

Интернет-связь. Электронная почта. Видео-связь
(скайп). Особенности, значение в современной жизни
Денежные переводы. Виды денежных переводов.
Стоимость отправления.

60. Денежные переводы

Предприятия, организации, учреждения
61. Образовательные
учреждения.

Образовательные
учреждения.
Дошкольные
образовательные учреждения. Учреждения дополнительного
образования: виды, особенности работы, основные направления
работы.
Посещение
образовательных
организаций
дополнительного образования.

62. Местные и
промышленные и
сельскохозяйственные
предприятия
63. Исполнительные органы
государственной власти

Местные и промышленные и сельскохозяйственные
предприятия. Названия предприятия, вид деятельности,
основные виды выпускаемой продукции, профессии рабочих и
служащих
Исполнительные органы государственной власти
(города,
района).
Муниципальные
власти.
Структура,
назначение.

Семья
64. Родственные отношения
Родственные отношения в семье. Состав семьи.
в семье.
Фамилии, имена, отчества ближайших родственников; возраст;
дни рождения. Место работы членов семьи, должности,
профессии.
Взаимоотношения
между
родственниками.

Распределение обязанностей в
младшим: домашние обязанности.

семье.

Помощь

старших

65. Семейный досуг.

Семейный досуг. Виды досуга: чтение книг, просмотр
телепередач, прогулки и др. правильная, рациональная
организация досуга. Любимые и нелюбимые занятия в свободное
время.
Досуг как источник получения новых знаний: экскурсии,
прогулки, посещения музеев, театров и т. д.
Досуг как средство укрепления здоровья: туристические
походы; посещение спортивных секций и др.
Досуг как развитие постоянного интереса к какому либо
виду деятельности (хобби): коллекционирование чего-либо,
фотография и т. д.

66. Отдых.

Отдых. Отдых и его разновидности. Необходимость
разумной смены работы и отдыха. Отдых и бездеятельность.
Летний отдых. Виды проведения летнего отдыха, его
планирование. Бюджет отдыха. Подготовка к летнему отдыху:
выбор места отдыха, определение маршрута, сбор необходимых
вещей.

67. Экономика домашнего
хозяйства

Экономика домашнего хозяйства. Бюджет семьи. Виды и
источники дохода. Определение суммы доходов семьи на месяц.
Основные статьи расходов. Планирование расходов на месяц по
отдельным статьям. Планирование дорогостоящих покупок.

68. Обобщение материала.

Обобщение пройденного материала.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».