Музыка 5-8 кл ФГОС 2021 (ФОП)

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение - основная общеобразовательная школа № 8
(МКОУ-ООШ №8)

ПРИЛОЖЕНИЕ к ООП ООО
13-РП-ООО

Рабочая программа
учебного предмета «Музыка»
основной общеобразовательной программы основного общего образования
Уровень образования: 5-8 класс.
Срок реализации: 4 года

Составители:
Артюхова Т.А.

г. Тавда, 2024г.

Рабочая программа по предмету «Музыка» на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения
программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования по предмету «Музыка», Программы Воспитания
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка — универсальный антропологический феномен, неизменно присутствующий во всех культурах и цивилизациях на протяжении всей истории
человечества. Используя интонационно-выразительные средства, она способна порождать эстетические эмоции, разнообразные чувства и мысли,
яркие художественные образы, для которых характерны, с одной стороны, высокий уровень обобщённости, с другой — глубокая степень
психологической вовлечённости личности. Эта особенность открывает уникальный потенциал для развития внутреннего мира человека,
гармонизации его взаимоотношений с самим собой, другими людьми, окружающим миром через занятия музыкальным искусством. Музыка
действует на невербальном уровне и развивает такие важнейшие качества и свойства, как целостное восприятие мира, интуиция, сопереживание,
содержательная рефлексия. Огромное значение имеет музыка в качестве универсального языка, не требующего перевода, позволяющего понимать и
принимать образ жизни, способ мышления и мировоззрение представителей других народов и культур. Музыка, являясь эффективным способом
коммуникации, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, в том числе является средством сохранения и передачи идей и
смыслов, рождённых в предыдущие века и отражённых в народной, духовной музыке, произведениях великих композиторов прошлого. Особое
значение приобретает музыкальное воспитание в свете целей и задач укрепления национальной идентичности. Родные интонации, мелодии и ритмы
являются квинтэссенцией культурного кода, сохраняющего в свёрнутом виде всю систему мировоззрения предков, передаваемую музыкой не только
через сознание, но и на более глубоком — подсознательном — уровне. Музыка — временное искусство. В связи с этим важнейшим вкладом в
развитие комплекса психических качеств личности является способность музыки развивать чувство времени, чуткость к распознаванию причинно
следственных связей и логики развития событий, обогащать индивидуальный опыт в предвидении будущего и его сравнении с прошлым.
Музыка обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение,
формирует умения и навыки в сфере эмоционального интеллекта, способствует самореализации и само принятию личности. Таким образом
музыкальное обучение и воспитание вносит огромный вклад в эстетическое и нравственное развитие ребёнка, формирование всей системы ценностей.
Рабочая программа разработана с целью оказания методической помощи учителю музыки в создании рабочей программы по учебному предмету
«Музыка».
Она позволит учителю:
1) реализовать в процессе преподавания музыки современные подходы к формированию личностных, метапредметных и предметных результатов
обучения, сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования;
2) определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета «Музыка» по годам обучения в соответствии с
ФГОС ООО (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897, с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014
г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.); Примерной основной образовательной программой основного общего обра-зования (в редакции протокола
№ 1/20 от 04.02.2020 Федерального учебно-методического объединения по общему обра-зованию); Примерной программой воспитания (одобрена
решением Федерального учебно -методического объединения по общему образованию, протокол от 2 июня 2020 г. №2/20);
3) разработать календарно-тематическое планирование с учётом особенностей конкретного региона, образовательного учреждения, класса, используя
рекомендованное в рабочей программе примерное распределение учебного времени на изучение определённого раздела/темы, а также предложенные
основные виды учебной деятельности для освоения учебного материала.

ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка жизненно необходима для полноценного образования и воспитания ребёнка, развития его психики, эмоциональной и интеллектуальной сфер,
творческого потенциала. Признание самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и воспитание делает
неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным
содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса
эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, интонационно-смысловое
обобщение, содержательный анализ произведений, моделирование художественно-творческого процесса, самовыражение через творчество).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям:
1) становление системы ценностей обучающихся, развитие целостного миропонимания в единстве эмоциональной и познавательной сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсальной формы
невербальной коммуникации между людьми разных эпох и народов, эффективного способа автокоммуникации;
3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к интонационно-содержательной деятельности.
Важнейшими задачами изучения предмета «Музыка» в основной школе являются:
1. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через личный психологический опыт эмоционально-эстетического переживания.
2. Осознание социальной функции музыки. Стремление понять закономерности развития музыкального искусства, условия разнообразного
проявления и бытования музыки в человеческом обществе, специфики её воздействия на человека.
3. Формирование ценностных личных предпочтений в сфере музыкального искусства. Воспитание уважительного отношения к системе культурных
ценностей других людей. Приверженность парадигме сохранения и развития культурного многообразия.
4. Формирование целостного представления о комплексе выразительных средств музыкального искусства. Освоение ключевых элементов
музыкального языка, характерных для различных музыкальных стилей.
5. Развитие общих и специальных музыкальных способностей, совершенствование в предметных умениях и навыках, в том числе:
а) слушание (расширение приёмов и навыков вдумчивого, осмысленного восприятия музыки; аналитической, оценочной, рефлексивной деятельности
в связи с прослушанным музыкальным произведением);
б) исполнение (пение в различных манерах, составах, стилях; игра на доступных музыкальных инструментах, опыт исполнительской деятельности на
электронных и виртуальных музыкальных инструментах);
в) сочинение (элементы вокальной и инструментальной импровизации, композиции, аранжировки, в том числе с использованием цифровых
программных продуктов);
г) музыкальное движение (пластическое интонирование, инсценировка, танец, двигательное моделирование и др.);
д) творческие проекты, музыкально-театральная деятельность (концерты, фестивали, представления);
е) исследовательская деятельность на материале музыкального искусства.
6. Расширение культурного кругозора, накопление знаний о музыке и музыкантах, достаточное для активного, осознанного восприятия лучших
образцов народного и профессионального искусства родной страны и мира, ориентации в истории развития музыкального искусства и современной
музыкальной культуре.
Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает вариативный подход к очерёдности изучения
модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов освоения содержания.

Содержание предмета «Музыка» структурно представлено девятью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с
образовательной программой начального образования и непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на протяжении
всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыка моего края»;
модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»;
модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Европейская классическая музыка»;
модуль № 5 «Русская классическая музыка»;
модуль № 6 «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»;
модуль № 7 «Современная музыка: основные жанры и направления»;
модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»;
модуль № 9 «Жанры музыкального искусства».
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Музыка» входит в
предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в основной школе с 5 по 8 класс, включительно.
Предлагаемые варианты тематического планирования могут служить примерным образцом при составлении рабочих программ по предмету.
Образовательная организация может выбрать один из них либо самостоятельно разработать и утвердить иной вариант тематического планирования, в
том числе с учётом возможностей внеурочной и внеклассной деятельности, эстетического компонента Программы воспитания образовательного
учреждения. При этом необходимо руководствоваться принципом регулярности занятий и равномерности учебной нагрузки, которая должна
составлять не менее 1 академического часа в неделю. Общее количество — не менее 136 часов (по 34 часа в год).
При разработке рабочей программы по предмету «Музыка» образовательная организация вправе использовать возможности сетевого взаимодействия,
в том числе с организациями системы дополнительного образования детей, учреждениями культуры, организациями культурно-досуговой сферы
(театры, музеи, творческие союзы).
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социокультурную деятельность обучающихся, участие в исследовательских и творческих
проектах, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное искусство»,
«Литература», «География», «История», «Обществознание», «Иностранный язык» и др.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов:
личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для основного общего образования достигаются во взаимодействии учебной и
воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой
позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
1. Патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; знание Гимна России и традиций его
исполнения, уважение музыкальных символов республик Российской Федерации и других стран мира; проявление интереса к освоению музыкальных
традиций своего края, музыкальной культуры народов России; знание достижений отечественных музыкантов, их вклада в мировую музыкальную
культуру; интерес к изучению истории отечественной музыкальной культуры; стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей
страны, своего края.
2. Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; осознание
комплекса идей и моделей поведения, отражённых в лучших произведениях мировой музыкальной классики, готовность поступать в своей жизни в
соответствии с эталонами нравственного самоопределения, отражёнными в них; активное участие в музыкально-культурной жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в качестве участников творческих конкурсов и фестивалей,
концертов, культурно-просветительских акций, в качестве волонтёра в дни праздничных мероприятий.
3. Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность воспринимать музыкальное искусство с учётом
моральных и духовных ценностей этического и религиозного контекста, социально-исторических особенностей этики и эстетики; придерживаться
принципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности, при
подготовке внеклассных концертов, фестивалей, конкурсов.
4. Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе,
людям, самому себе; осознание ценности творчества, таланта; осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства.
5. Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества,
взаимосвязях человека с природной, социальной, культурной средой; овладение музыкальным языком, навыками познания музыки как искусства
интонируемого смысла; овладение основными способами исследовательской деятельности на звуковом материале самой музыки, а также на
материале искусствоведческой, исторической, публицистической информации о различных явлениях музыкального искусства, использование
доступного объёма специальной терминологии.
6. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт восприятия произведений искусства; соблюдение правил личной
безопасности и гигиены, в том числе в процессе музыкально-исполнительской, творческой, исследовательской деятельности; умение осознавать своё
эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные интонационные средства для выражения своего состояния, в
том числе в процессе повседневного общения; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого
человека.
7. Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей;
интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
8. Экологического воспитания:

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; участие в экологических
проектах через различные формы музыкального творчества.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
 освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни,
включая семью, группы, сформированные в учебной исследовательской и творческой деятельности, а также в рамках социального взаимодействия
с людьми из другой культурной среды;
 стремление перенимать опыт, учиться у других людей — как взрослых, так и сверстников, в том числе в разнообразных проявлениях творчества,
овладения различными навыками в сфере музыкального и других видов искусства;
 смелость при соприкосновении с новым эмоциональным опытом, воспитание чувства нового, способность ставить и решать нестандартные
задачи, предвидеть ход событий, обращать внимание на перспективные тенденции и направления развития культуры и социума;
 способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный интонационный и
эмоциональный опыт, опыт и навыки управления своими психо-эмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации, воля к победе.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении предмета «Музыка»:
1. Овладение универсальными познавательными действиями
Базовые логические действия:
 устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений, выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения
отдельных интонаций, мелодий и ритмов, других элементов музыкального языка;
 сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков произведения, жанры и стили музыкального и других видов искусства;
 обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей музыки друг на друга, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
 выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе выразительных средств, используемых при создании музыкального
образа конкретного произведения, жанра, стиля;
 выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного музыкального звучания;
 самостоятельно обобщать и формулировать выводы по результатам проведённого слухового наблюдения-исследования.
Базовые исследовательские действия:
 следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса, «наблюдать» звучание музыки;
 использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
 формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием учебной ситуации, восприятия,
исполнения музыки;
 составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных, в том числе исполнительских и творческих задач;
 проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей музыкально-языковых единиц,
сравнению художественных процессов, музыкальных явлений, культурных объектов между собой;
 самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, слухового исследования.
Работа с информацией:
 применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных
критериев;





понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными записями;
использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных произведений;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в аудио- и видеоформатах, текстах,
таблицах, схемах;
 использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом
поставленных целей;
 оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
 различать тексты информационного и художественного содержания, трансформировать, интерпретировать их в соответствии с учебной задачей;
 самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, таблица, схема, презентация, театрализация и др.) в
зависимости от коммуникативной установки.
Овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков обучающихся, в том числе
развитие специфического типа интеллектуальной деятельности — музыкального мышления.















2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Невербальная коммуникация:
воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания,
понимать ограниченность словесного языка в передаче смысла музыкального произведения;
передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому
произведению;
осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном
общении;
эффективно использовать интонационно-выразительные возможности в ситуации публичного выступления;
распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты), расценивать их как полноценные элементы коммуникации, адекватно
включаться в соответствующий уровень общения.
Вербальное общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;
выражать своё мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных и письменных текстах;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, поддерживать благожелательный тон диалога;
публично представлять результаты учебной и творческой деятельности.
Совместная деятельность (сотрудничество):
Развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия, сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки;
понимать ценность такого социальнопсихологического опыта, экстраполировать его на другие сферы взаимодействия;
понимать и использовать преимущества коллективной, групповой и индивидуальной музыкальной деятельности, выбирать наиболее эффективные
формы взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать























процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать
результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к представлению отчёта перед группой.
3.Овладение универсальными регулятивными действиями Самоорганизация:
ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию, в том числе в части творческих, исполнительских навыков
и способностей, настойчиво продвигаться к поставленной цели;
планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного характера;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;
выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
делать выбор и брать за него ответственность на себя.
Самоконтроль (рефлексия):
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности; понимать причины неудач и уметь предупреждать их, давать оценку
приобретённому опыту;
использовать музыку для улучшения самочувствия, сознательного управления своим психоэмоциональным состоянием, в том числе
стимулировать состояния активности (бодрости), отдыха (релаксации), концентрации внимания и т. д.
Эмоциональный интеллект:
чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей, использовать возможности музыкального искусства для
расширения своих компетенций в данной сфере;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других как в повседневной жизни, так и в ситуациях музыкальноопосредованного общения;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя коммуникативно-интонационную
ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций.
Принятие себя и других:
уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим предпочтениям и вкусам;
признавать своё и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться не на ней самой, а на способе улучшения результатов
деятельности;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя
позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного
равновесия и т. д.).
Предметные результаты
Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной
деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством во всех доступных формах, органичном включении музыки в актуальный контекст своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»:
— осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида искусства, неразрывную связь музыки и жизни человека, всего
человечества, могут рассуждать на эту тему;
— воспринимают российскую музыкальную культуру как целостное и самобытное цивилизационное явление; знают достижения отечественных
мастеров музыкальной культуры, испытывают гордость за них;
— сознательно стремятся к укреплению и сохранению собственной музыкальной идентичности (разбираются в особенностях музыкальной
культуры своего народа, узнают на слух родные интонации среди других, стремятся участвовать в исполнении музыки своей национальной традиции,
понимают ответственность за сохранение и передачу следующим поколениям музыкальной культуры своего народа);
— понимают роль музыки как социально значимого явления, формирующего общественные вкусы и настроения, включённого в развитие
политического, экономического, религиозного, иных аспектов развития общества.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать
сформированность умений.
Модуль № 1 «Музыка моего края»:
Знать музыкальные традиции своей республики, края, народа;
характеризовать особенности творчества народных и профессиональных музыкантов, творческих коллективов своего края;
исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора и сочинения композиторов своей малой родины.
Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»:
определять на слух музыкальные образцы, относящиеся к русскому музыкальному фольклору, к музыке народов Северного Кавказа; республик
Поволжья, Сибири (не менее трёх региональных фольклорных традиций на выбор учителя);
различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки;
определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударношумовых инструментов;
объяснять на примерах связь устного народного музыкального творчества и деятельности профессиональных музыкантов в развитии общей
культуры страны.
Модуль № 3 «Музыка народов мира»:
определять на слух музыкальные произведения, относящиеся к западно-европейской, латино-американской, азиатской традиционной музыкальной
культуре, в том числе к отдельным самобытным культурно-национальным традициямI;
различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки;
определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударношумовых инструментов;
I

На выбор учителя. Например: Испания, Китай, Индия или: Франция, США, Япония и т. п. — не менее трёх национальных культур, значимых в мировом масштабе.

различать на слух и узнавать признаки влияния музыки разных народов мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных
культурно-национальных традиций и жанров).
Модуль № 4 «Европейская классическая музыка»:
различать на слух произведения европейских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав;
определять принадлежность музыкального произведения к одному из художественных стилей (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм);
исполнять (в том числе фрагментарно) сочинения композиторов-классиков;
характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального
произведения;
характеризовать творчество не менее двух композиторов- классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений.
Модуль № 5 «Русская классическая музыка»:
различать на слух произведения русских композиторов- классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав;
характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального
произведения;
исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения русских композиторов;
характеризовать творчество не менее двух отечественных композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений.
Модуль № 6 «Образы русской и европейской духовной музыки»:
различать и характеризовать жанры и произведения русской и европейской духовной музыки;
исполнять произведения русской и европейской духовной музыки;
приводить примеры сочинений духовной музыки, называть их автора.
Модуль № 7 «Современная музыка: основные жанры и направления»:
определять и характеризовать стили, направления и жанры современной музыки;
различать и определять на слух виды оркестров, ансамблей, тембры музыкальных инструментов, входящих в их состав;
исполнять современные музыкальные произведения в разных видах деятельности.
Модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»:
определять стилевые и жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
различать и анализировать средства выразительности разных видов искусств;
импровизировать, создавать произведения в одном виде искусства на основе восприятия произведения другого вида искусства (сочинение, рисунок
по мотивам музыкального произведения, озвучивание картин, кинофрагментов и т. п.) или подбирать ассоциативные пары произведений из разных
видов искусств, объясняя логику выбора;
высказывать суждения об основной идее, средствах её воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях музыкального
произведения.
Модуль № 9 «Жанры музыкального искусства»:
различать и характеризовать жанры музыки (театральные, камерные и симфонические, вокальные и инструментальные и т. д.), знать их
разновидности, приводить примеры;
рассуждать о круге образов и средствах их воплощения, типичных для данного жанра;
выразительно исполнять произведения (в том числе фрагменты) вокальных, инструментальных и музыкально-театральных жанров

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Каждый модуль состоит из нескольких тематических блоков, рассчитанных на 3—6 часов учебного времени. Для удобства вариативного
распределения в рамках календарно-тематического планирования они имеют буквенную маркировку (А, Б, В, Г). Модульный принцип допускает
перестановку блоков (например: А, В, Б, Г); перераспределение количества учебных часов между блоками. Могут быть полностью опущены
отдельные тематические блоки в случае, если данный материал был хорошо освоен в начальной школе.
Вариативная компоновка тематических блоков позволяет существенно расширить формы и виды деятельности за счёт внеурочных и внеклассных
мероприятий — посещений театров, музеев, концертных залов; работы над исследовательскими и творческими проектами. В таком случае количество
часов, отводимых на изучение данной темы, увеличивается за счёт внеурочной деятельности в рамках часов, предусмотренных эстетическим
направлением плана внеурочной деятельности образовательной организации (п. 25.3 ФГОС ООО).
Виды деятельности, которые может использовать в том числе (но не исключительно) учитель для планирования внеурочной, внеклассной работы,
обозначены в подразделе «На выбор или факультативно».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс. Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»
Модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»
№
Тематический
Основное содержание
п/п
блок, тема
Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»(17 час)
Россия — наш общий дом ( 4 ч)
1. Россия — наш
Богатство и разнообразие фольклорных
общий дом
традиций народов нашей страны.
2.

Русская
народная музыка

Богатство и разнообразие фольклорных
традиций народов нашей страны.

3.

Музыка народов
Урала (татары,
башкиры,
ненцы)
Фольклор и
народное
искусство

Музыка наших соседей, музыка других
регионов

4.

Музыка наших соседей, музыка других
регионов

Воспитательный
компонент
содержания
программы
Формирование осознания российской
гражданской идентичности;
Воспитание интереса к освоению музыкальных
традиций своего края, музыкальной культуры
народов России;
Восприятие музыкального искусства с учётом
моральных и духовных ценностей этического и
религиозного контекста, социально-исторических
особенностей этики и эстетики;
Овладение основными способами
исследовательской деятельности на звуковом
материале самой музыки, а также на материале

Электронный
(цифровой)
образовательный
ресурс
РЭШ
http://fcior.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
http://orpheusmusic.ru
/dir
http://libnotes.orpheusmusic.ru
/

русских
Европейского
севера

искусствоведческой, исторической,
публицистической информации

Фольклорные жанры (4 ч )
5.

Фольклорные
жанры

6.
7.

Былина
Сказка

8.

Предание

Общее и особенное в фольклоре народов
России: лирика, эпос, танец

Фольклор в творчестве профессиональных композиторов ( 4 ч )
9. Фольклор в
Народные истоки композиторского
творчестве протворчества: обработки фольклора, цитаты;
фессиональных
композиторов
10. Исторические
Народные истоки композиторского
события в
творчества: обработки фольклора, цитаты;
фольклоре и
творчестве
композиторов
11. Картины родной картины родной природы и отражение
природы в
типичных образов, характеров, важных
фольклоре и
исторических событий.
творчестве
композиторов.
12. Родство
Внутреннее родство композиторского и
композиторского народного творчества на интонационном
и народного
уровне.
творчества
На рубежах культур ( 5 ч )
13. На рубежах
Взаимное влияние фольклорных традиций

Формирование интереса к изучению истории
отечественной музыкальной культуры;
Формирование осознания российской
гражданской идентичности
Понимание ценности отечественного и мирового
искусства, роли этнических культурных традиций
и народного творчества;
Стремление к самовыражению в разных видах
искусства;
Формирование
осознания
российской
гражданской идентичности
Восприятие музыкального искусства с учётом
моральных и духовных ценностей этического и
религиозного контекста, социально-исторических
особенностей этики и эстетики;
Овладение основными способами
исследовательской деятельности на звуковом
материале самой музыки, а также на материале
искусствоведческой, исторической,
публицистической информации

http://ldv.metodcenter.
edusite.ru/p59aa1.htm
l
http://www.muzzal.ru/
index.htm

http://www.kindermus
ic.ru/index.htm
http://virartech.ru/coll
ege.php
http://www.21israelmusic.com/index.htm

Восприятие музыкального искусства с учётом РЭШ

культур

друг на друга.

14. Взаимное
Взаимное влияние фольклорных традиций
влияние
друг на друга.
фольклорных
традиций друг на
друга.
15. Этнографически Этнографические экспедиции и фестивали.
е экспедиции и
фестивали.
16. Современная
жизнь
фольклора.
17. Современная
жизнь
фольклора.

Современная жизнь фольклора.
Современная жизнь фольклора.

моральных и духовных ценностей этического и http://fcior.edu.ru/
религиозного контекста, социально-исторических http://schoolособенностей этики и эстетики;
collection.edu.ru/
Формирование интереса к изучению истории
отечественной музыкальной культуры;
Формирование осознания российской
гражданской идентичности

http://orpheusmusic.ru
/dir
http://libnotes.orpheusmusic.ru
/

Понимание ценности отечественного и мирового
искусства, роли этнических культурных традиций
и народного творчества;
Овладение основными способами
исследовательской деятельности на звуковом
материале самой музыки, а также на материале
искусствоведческой, исторической,
публицистической информации

Модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства» (17 час)
Музыка и литература ( 4 ч)
18. Музыка и
Единство слова и музыки в вокальных
литература
жанрах (песня, романс, кантата, ноктюрн,
баркарола, былина и др.).
19. Песня, романс

Единство слова и музыки в вокальных
жанрах (песня, романс, кантата, ноктюрн,
баркарола, былина и др.).

20. Повествования в Интонации рассказа, повествования в
инструментально инструментальной музыке (поэма, баллада
й музыке
и др.).
21. Программная
музыка

Программная музыка

Осознание важности музыкального искусства как
средства коммуникации и самовыражения;
Ориентация на моральные ценности и нормы в
ситуациях нравственного выбора
Понимание ценности отечественного и мирового
искусства, роли этнических культурных традиций
и народного творчества

РЭШ
http://fcior.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
http://orpheusmusic.ru
/dir
http://libnotes.orpheusmusic.ru
/

Музыка и живопись (4 ч)
22. Музыка и
живопись
23. Выразительные
средства
искусства
24. Программная
музыка
25. Импрессионизм

Музыка и театр ( 4 ч)
26. Музыка и театр

Выразительные средства музыкального и
изобразительного искусства.
Аналогии: ритм, композиция, линия —
мелодия, пятно — созвучие, колорит —
тембр, светлотность — динамика и т. д.
Программная музыка.
Импрессионизм (на примере творчества
французских клавесинистов, К. Дебюсси, А.
К. Лядова и др.)

Музыка к драматическому спектаклю (на
примере творчества Э. Грига, Л. ван Бетховена

27. Музыка к драматическому
спектаклю

Музыка к драматическому спектаклю (на
примере творчества А. Г. Шнитке, Д. Д.
Шостаковича и др.).

28. Единство видов
искусства

Единство музыки, драматургии, сценической живописи, хореографии

29. Музыка и
хореография

Единство музыки, драматургии, сценической живописи, хореографии

Музыка кино и телевидения ( 5 ч)
30. Музыка кино и
Музыка в немом и звуковом кино.
телевидения
Внутрикадровая и закадровая музыка
31. Жанры фильмаоперы.

Жанры фильма- оперы, фильма-балета,
фильма-мюзикла, музыкального
мультфильма (на примере произведений Р.

Стремление к самовыражению в разных видах
искусства
http://ldv.metodcenter.
Понимание ценности отечественного и мирового edusite.ru/p59aa1.htm
искусства, роли этнических культурных традиций l
и народного творчества;
http://www.muzzal.ru/
Формирование интереса к изучению истории
index.htm
отечественной музыкальной культуры;
Формирование осознания российской
http://www.kindermus
гражданской идентичности
ic.ru/index.htm

Осознание важности музыкального искусства как
средства коммуникации и самовыражения;
Ориентация на моральные ценности и нормы в
ситуациях нравственного выбора
Стремление к самовыражению в разных видах
искусства
Понимание ценности отечественного и мирового
искусства, роли этнических культурных традиций
и народного творчества;

Восприятие музыкального искусства с учётом
моральных и духовных ценностей этического и
религиозного контекста, социально-исторических
особенностей этики и эстетики;
Стремление к самовыражению в разных видах
искусства

РЭШ
http://fcior.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
http://orpheusmusic.ru
/dir

РЭШ
http://fcior.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
http://orpheusmusic.ru
/dir

32. Жанры фильмабалета.
33. Жанры фильмамюзикла и
музыкального
мультфильма

34. Обобщающий
урок - концерт

Роджерса, Ф. Лоу, Г. Гладкова, А. Шнитке)
Жанры фильма- оперы, фильма-балета,
фильма-мюзикла, музыкального
мультфильма (на примере произведений Р.
Роджерса, Ф. Лоу, Г. Гладкова, А. Шнитке)
Жанры фильма- оперы, фильма-балета,
фильма-мюзикла, музыкального
мультфильма (на примере произведений Р.
Роджерса, Ф. Лоу, Г. Гладкова, А. Шнитке)

Овладение основными способами
исследовательской деятельности на звуковом
материале самой музыки, а также на материале
искусствоведческой, исторической,
публицистической информации
Ориентация на моральные ценности и нормы в
ситуациях нравственного выбора
Понимание ценности отечественного и мирового
искусства, роли этнических культурных традиций
и народного творчества

http://libnotes.orpheusmusic.ru
/
http://ldv.metodcenter.
edusite.ru/p59aa1.htm
l
http://www.muzzal.ru/
index.htm
http://www.kindermus
ic.ru/index.htm
http://virartech.ru/coll
ege.php
ttp://www.21israelmusic.com/index.htm

6 класс
Модуль № 9 «Жанры музыкального искусства»
Модуль № 3 «Музыка народов мира»
№
п/п

Тематический блок, тема

Основное содержание

Воспитательный
компонент
содержания
программы

Электронный
(цифровой)
образовательный
ресурс

Понимание ценности отечественного и
мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного
творчества;
Формирование интереса к изучению
истории отечественной музыкальной
культуры;
Формирование осознания российской
гражданской идентичности

РЭШ
http://fcior.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/

РЭШ
http://fcior.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/

Соната, концерт: трёхчастная форма,
контраст основных тем, разработочный
принцип развития
Соната, концерт: трёхчастная форма,
контраст основных тем, разработочный
принцип развития

Восприятие музыкального искусства с
учётом моральных и духовных
ценностей этического и религиозного
контекста,
социально-исторических
особенностей этики и эстетики;
Овладение основными способами
исследовательской деятельности на
звуковом материале самой музыки, а
также на материале
искусствоведческой, исторической,
публицистической информации

Одночастные симфонические жанры

Стремление к самовыражению в раз-

РЭШ

Модуль № 9 «Жанры музыкального искусства»
Камерная музыка ( 3 ч)
1
Жанры камерной
вокальной музыки
2
Инструментальная
миниатюра
3

Куплетная форма
музыки

Жанры камерной вокальной музыки
(песня, романс, вокализ и др .) .
Инструментальная миниатюра (вальс,
ноктюрн, прелюдия, каприс и
др .)
Одночастная, двухчастная, трёхчастная
репризная форма . Куплетная форма

Циклические формы и жанры ( 5 ч )
4
Сюита. Цикл миниатюр.
Сюита, цикл миниатюр (вокальных,
инструментальных).
5
Принцип контраста в музыке Принцип контраста
6
Прелюдия и фуга .
Прелюдия и фуга .
7

Соната, концерт

8

Принцип развития
музыки

Симфоническая музыка( 5 ч)
9
Симфония

http://orpheusmusic
.ru/dir
http://libnotes.orpheusmusic.
ru/

http://orpheusmusic
.ru/dir
http://libnotes.orpheusmusic.
ru/

10

Симфония

11

Симфония

12

Симфония

13

Симфония

Театральные жанры (3 ч)
14
Опера,балет. Либретто.
15
Строение музыкального
спектакля
16
Строение музыкального
спектакля
17
Обобщающий урок по
модулю «Жанры
музыкального искусства»

(увертюра, картина) . Симфония
Одночастные симфонические жанры
(увертюра, картина) . Симфония
Одночастные симфонические жанры
(увертюра, картина) . Симфония
Одночастные симфонические жанры
(увертюра, картина) . Симфония
Одночастные симфонические жанры
(увертюра, картина) . Симфония

ных видах искусства
Формирование интереса к изучению
истории отечественной музыкальной
культуры;
Формирование осознания российской
гражданской идентичности

http://fcior.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/

Опера, балет . Либретто .
Строение музыкального спектакля:
увертюра, действия, антракты, финал
Строение музыкального спектакля:
увертюра, действия, антракты, финал

Понимание ценности отечественного и
мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного
творчества
Ориентация на моральные ценности и
нормы в ситуациях нравственного
выбора
Осознание важности музыкального
искусства как средства коммуникации
и самовыражения;

РЭШ
http://fcior.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/

Ориентация на моральные ценности и
нормы в ситуациях нравственного
выбора
Понимание ценности отечественного и
мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного
творчества;
Восприятие музыкального искусства с
учётом моральных и духовных
ценностей этического и религиозного
контекста,
социально-исторических
особенностей этики и эстетики;

РЭШ
http://fcior.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/

http://orpheusmusic
.ru/dir
http://libnotes.orpheusmusic.
ru/

http://orpheusmusic
.ru/dir
http://libnotes.orpheusmusic.
ru/

Модуль № 3 «Музыка народов мира»
Музыка — древнейший язык человечества ( 4 ч)
Легенды и сказания о
Археологические находки, легенды и
18
музыке древних.
сказания о музыке древних.
19

20

21

Легенды и сказания о
музыке древних.
Древняя Греция —
колыбель европейской
культуры
Древняя Греция —
колыбель европейской
культуры

Археологические находки, легенды и
сказания о музыке древних.
Древняя Греция — колыбель европейской
культуры (театр, хор, оркестр, лады,
учение о гармонии и др .)
Древняя Греция — колыбель европейской
культуры (театр, хор, оркестр, лады,
учение о гармонии и др .)

http://orpheusmusic
.ru/dir
http://libnotes.orpheusmusic.
ru/

Музыкальный фольклор народов Европы (5 ч)
Интонации и ритмы
Интонации и ритмы, формы и жанры
22
европейского фольклора
Формы и жанры
Интонации и ритмы, формы и жанры
23
европейского фольклора
европейского фольклора
Стилевые особенности
Образцы типичных инструментов,
24
европейского фольклора
жанров, стилевых и культурных
особенностей (например, испанский
фольклор — кастаньеты, фламенко,
болеро; польский фольклор — мазурка,
полонез; французский фольклор —
рондо, трубадуры; австрийский
фольклор — альпийский рог, тирольское
пение, лендлер и т . д .) .
Стилевые особенности
Образцы типичных инструментов,
25
европейского фольклора
жанров, стилевых и культурных
особенностей (например, испанский
фольклор — кастаньеты, фламенко,
болеро; польский фольклор — мазурка,
полонез; французский фольклор —
рондо, трубадуры; австрийский
фольклор — альпийский рог, тирольское
пение, лендлер и т . д .) .
Отражение европейского Отражение европейского фольклора в
26
фольклора в творчестве
творчестве профессиональных
композиторов
композиторов
Музыкальный фольклор народов Азии и Африки ( 4 ч)
Африканская музыка
Африканская музыка — стихия ритма .
27
.
Музыка стран Азии
Интонационно-ладовая основа музыки
28
стран Азии, уникальные традиции,
музыкальные инструменты
Музыкальные инструменты
Интонационно-ладовая основа музыки
29
стран Азии, уникальные традиции,
музыкальные инструменты
Роль музыки в жизни людей
Представления о роли музыки в жизни
30

Формирование интереса к изучению
истории отечественной музыкальной
культуры;
Формирование осознания российской
гражданской идентичности
Стремление к самовыражению в разных видах искусства
Ориентация на моральные ценности и
нормы в ситуациях нравственного
выбора

Стремление к самовыражению в разных видах искусства
Овладение основными способами
исследовательской деятельности на
звуковом материале самой музыки, а
также на материале
искусствоведческой, исторической,
публицистической информации

РЭШ
http://fcior.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
http://orpheusmusic
.ru/dir
http://libnotes.orpheusmusic.
ru/

РЭШ
http://fcior.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
http://orpheusmusic
.ru/dir
http://libnotes.orpheusmusic.

людей
Народная музыка Американского континента ( 3 ч)
Стили и жанры
Стили и жанры американской музыки
31
американской музыки
(кантри, блюз, спиричуэл, самба,
боссанова и др.) .
Стили и жанры
Стили и жанры американской музыки
32
американской музыки
(кантри, блюз, спиричуэл, самба,
боссанова и др.)
Смешение интонаций и
Смешение интонаций и ритмов
33
ритмов
различного происхождения
Обобщающий урок по
34
модулю «Музыка народов
мира»

ru/
Восприятие музыкального искусства с
учётом моральных и духовных
ценностей этического и религиозного
контекста,
социально-исторических
особенностей этики и эстетики;
Формирование интереса к изучению
истории отечественной музыкальной
культуры;
Формирование осознания российской
гражданской идентичности

РЭШ
http://fcior.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
http://orpheusmusic
.ru/dir
http://libnotes.orpheusmusic.
ru/

7класс
Модуль № 4 «Европейская классическая музыка»
Модуль № 5 «Русская классическая музыка»
№
п/п

Тематический блок, тема Основное содержание

Воспитательный
компонент
содержания
программы

Электронный
(цифровой)
образовательный
ресурс

Модуль № 4 «Европейская классическая музыка»
Национальные истоки классической музыки(2 ч)
Национальный
Национальный музыкальный стиль на
Восприятие музыкального искусства
1
музыкальный стиль
примере творчества Ф . Шопена, Э . Грига и с учётом моральных и духовных
др .
ценностей этического и
религиозного контекста, социальноисторических особенностей этики и
Значение и роль
Значение и роль композитора —
2
эстетики
композитора
основоположника
Национальной классической музыки.
Характерные жанры, образы, элементы
музыкального языка

РЭШ
http://fcior.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
http://orpheusmusic.ru/dir
http://libnotes.orpheusmusic.ru/

Музыкант и публика (2 ч)
Кумиры публики
3

Кумиры публики (на примере творчества
В . А . Моцарта, Н . Паганини, Ф . Листа и
др .) .
Виртуозность, талант,
Виртуозность . Талант, труд, миссия
4
труд, миссия
композитора, исполнителя . Признание
композитора и
публики . Культура слушателя . Традиции
исполнителя .
слушания музыки в прошлые века и
сегодня
Музыка - зеркало эпохи ( 3 ч)
Искусство как
Искусство как отражение, с одной стороны
5
отражение жизни и
— образа жизни, с другой — главных
главных ценностей в
ценностей, идеалов конкретной эпохи .
ней.
Стили барокко и
Стили барокко и классицизм (круг
6
классицизм
основных образов, характерных
интонаций, жанров) .
Полифонический и
гомофонно гармонический склад
Музыкальный образ ( 3 ч)
Героические образы в
8
музыке
7

РЭШ
http://fcior.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/

Восприятие музыкального искусства
с учётом моральных и духовных
ценностей этического и
религиозного контекста, социальноисторических особенностей этики и
эстетики

РЭШ
http://fcior.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/

http://orpheusmusic.ru/dir
http://libnotes.orpheusmusic.ru/

http://orpheusmusic.ru/dir
http://libnotes.orpheusmusic.ru/

Полифонический и гомофонно гармонический склад на примере творчества
И . С . Баха и Л . ван Бетховена
Героические образы в музыке. Лирический
герой музыкального произведения .

Осознание важности музыкального
искусства как средства
коммуникации и самовыражения

Судьба человека — судьба человечества (на
примере творчества Л . ван Бетховена, Ф .
Шуберта и др .) .
Стили классицизм и
Стили классицизм и романтизм (круг
10
романтизм
основных образов, характерных интонаций,
жанров)
Музыкальная драматургия (3)
Развитие
Развитие музыкальных образов. Музыкальная Осознание важности музыкального
11
музыкальных образов тема ..
искусства как средства
коммуникации и самовыражения
Принципы
Принципы музыкального развития: повтор,
12
музыкального
контраст, разработка
9

Судьба человека —
судьба человечества

Овладение основными способами
исследовательской деятельности на
звуковом материале самой музыки, а
также на материале
искусствоведческой, исторической,
публицистической информации

РЭШ
http://fcior.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
http://orpheusmusic.ru/dir
http://libnotes.orpheusmusic.ru/

РЭШ
http://fcior.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/

13

развития
Музыкальная форма

http://orpheusmusic.ru/dir
http://libnotes.orpheusmusic.ru/

Музыкальная форма — строение
музыкального произведения

Музыкальный стиль( 4 ч)
Стиль как единство
Стиль как единство эстетических
14
эстетических
идеалов, круга образов, драматургических
идеалов
приёмов, музыкального языка . (На примере
творчества В . А . Моцарта, К . Дебюсси, А .
Стиль как единство
15
Шёнберга и др .)
круга образов
Стиль как единство
16
драматургических
приёмов
Стиль как единство
17
музыкального языка
Модуль № 5 «Русская классическая музыка»
Образы родной земли (3 ч)
Вокальная музыка
Вокальная музыка на стихи русских
18
на стихи русских
поэтов, программные инструментальные
поэтов
произведения, посвящённые картинам
русской
Программные
19
природы, народного быта, сказкам,
инструментальные
легендам (на примере творчества М . И .
произведения
Глинки, С . В . Рахманинова, В . А .
Программные
20
Гаврилина и др .)
инструментальные
произведения
Золотой век русской культуры ( 3ч)
Светская музыка
21
Светская музыка российского дворянства
российского
XIX века: музыкальные салоны,
дворянства XIX века домашнее музицирование, балы, театры .
Светская музыка
22
Увлечение западным искусством,
российского
появление своих гениев . Синтез западнодворянства XIX века
европейской культуры и русских
Светская музыка
23
интонаций, настроений, образов (на
российского
дворянства XIX века примере творчества
М . И . Глинки, П . И . Чайковского, Н . А .
Римского-Корсакова

Восприятие музыкального искусства
с учётом моральных и духовных
ценностей этического и
религиозного контекста, социальноисторических особенностей этики и
эстетики

РЭШ
http://fcior.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/

Формирование интереса к изучению
истории отечественной музыкальной
культуры;
Формирование осознания
российской гражданской
идентичности

РЭШ
http://fcior.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/

Овладение основными способами
исследовательской деятельности на
звуковом материале самой музыки, а
также на материале
искусствоведческой, исторической,
публицистической информации

РЭШ
http://fcior.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/

Формирование интереса к изучению
истории отечественной музыкальной
культуры;

http://orpheusmusic.ru/dir
http://libnotes.orpheusmusic.ru/

http://orpheusmusic.ru/dir
http://libnotes.orpheusmusic.ru/

http://orpheusmusic.ru/dir
http://libnotes.orpheusmusic.ru/

и др .)

История страны и народа в музыке русских композиторов( 3 ч)
Образы народных
Образы народных героев, тема служения
24
героев в
Отечеству в крупных театральных и
произведениях
симфонических произведениях русских
русских
композиторов (на примере сочинений
композиторов
композиторов — членов «Могучей кучки»,
С . С . Прокофьева, Г . В . Свиридова и др .)
Образы народных
25
героев в
произведения С.С.
Прокофьева
Образы народных
26
героев в
произведения Г.В.
Свиридова
Русский балет (3 ч)
Мировая слава
27
русского балета.
Творчество русских
композиторов.
Творчество русских
28
балетмейстеров,
артистов балета
Дягилевские сезоны
29

Формирование осознания
российской гражданской
идентичности
Ориентация на моральные ценности
и нормы в ситуациях нравственного
выбора
Понимание ценности отечественного
и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и
народного творчества

РЭШ
http://fcior.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
http://orpheusmusic.ru/dir
http://libnotes.orpheusmusic.ru/

Формирование интереса к изучению
истории отечественной музыкальной
культуры;
Формирование осознания
российской гражданской
идентичности

Мировая слава русского балета Творчество
композиторов (П . И . Чайковский, С . С .
Прокофьев,
И . Ф . Стравинкий, Р . К . Щедрин),
балетмейстеров, артистов балета .
Дягилевские сезоны.

Формирование интереса к изучению
истории отечественной музыкальной
культуры;
Формирование осознания
российской гражданской
идентичности

РЭШ
http://fcior.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/

Русская исполнительская школа ( 3 ч)
Творчество
Творчество выдающихся отечественных
30
выдающихся
исполнителей (С . Рихтер, Л . Коган, М .
отечественных
Ростропович, Е . Мравинский и др .) .
исполнителей
Консерватории в Москве и СанктПетербурге, родном городе . Конкурс имени
Консерватории в
31
П . И . Чайковского
Москве и Санкт-

Формирование интереса к изучению
истории отечественной музыкальной
культуры;
Формирование осознания
российской гражданской
идентичности

РЭШ
http://fcior.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/

http://orpheusmusic.ru/dir
http://libnotes.orpheusmusic.ru/

http://orpheusmusic.ru/dir

Петербурге, родном
городе
Конкурс имени П . И .
32
Чайковского
Русская музыка — взгляд в будущее (2ч)
Электронная музыка.
Идея светомузыки . Мистерии А . Н .
33
Скрябина . Терменвокс, синтезатор Е .
Мурзина, электронная музыка (на примере
творчества А . Г . Шнитке,
Э . Н . Артемьева и др .)
Мистерии
34
А . Н . Скрябина

http://libnotes.orpheusmusic.ru/

Формирование интереса к изучению
истории отечественной музыкальной
культуры;
Формирование осознания
российской гражданской
идентичности

РЭШ
http://fcior.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
http://orpheusmusic.ru/dir
http://libnotes.orpheusmusic.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».