Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение - основная
общеобразовательная школа № 8
(МКОУ-ООШ №8)
ПРИЛОЖЕНИЕ к АООП НОО
обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа
учебного предмета «Математика»
основной общеобразовательной программы начального общего образования
Уровень образования: 2 класс.
Срок реализации: 1 год
Составители:
Наумова О.М.
г. Тавда, 2024г.
Математика
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по математике для детей 2 класса с легкой
умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных
документов:
– Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
– Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)»
–Адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
школы
Рабочая программа ориентирована на учебник для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную
программу
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). – Алышева Т.В. Математика. 2
класс. В 2-х ч.
Рабочая программа реализуется
в классе совместно с другими
обучающимися. В основу разработки данной рабочей программы заложены
дифференцированный и деятельностный подходы.
Цель: социальная реабилитация и адаптация учащихся с интеллектуальными
нарушениями в современном обществе.
Исходя из основной цели, задачами обучения математике являются:
– формирование доступных умственно обучающимся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и
умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебнопрактических, житейских и профессиональных задач и развитие способности
их использования при решении соответствующих возрасту задач;
– коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;
– формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности,
настойчивости,
трудолюбия,
самостоятельности,
терпеливости,
любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить
начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.
–
Место предмета в учебном плане
На изучение предмета «Математика» во 2 классе отводится 136 часов в год (34
недели по 4 часа в неделю),
Результаты освоения учебного предмета
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего
образования. Оно закладывает основы для формирования приемов умственной
деятельности: обучающие учатся проводить анализ, сравнение, классификацию
объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности,
выстраивать определенные обобщенные знания и способы действий.
Универсальные математические способы познания способствуют целостному
восприятию, мира, а также является основой формирования базовых учебных
действий. Базовые учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и
интеллектуальное
развитие
обучающихся,
формируют
способность
к
самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и
способов действий, что составляет умения учиться.
Реализация программы обеспечивает формирование базовых учебных действий у
учащихся 2 класса с интеллектуальными нарушениями.
Личностные учебные действия
-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением,
занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
- понимание личной ответственности за свои поступки.
Метапредметные результаты:
Коммуникативные учебные действия
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик– ученик,
ученик–класс, учитель−класс);
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- доброжелательно относиться, сопереживать, взаимодействовать с людьми;
- договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным
мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с
окружающими.
Регулятивные учебные действия
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т. д.);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность
- соотносить свои действия и результаты одноклассников с заданными образцами,
принимать оценку деятельности,
- корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Предметные результаты:.
минимальный уровень:
- образовывать, читать, записывать, откладывать на счётах числа второго десятка;
- считать по единице и равными числовыми группами (по 2, по 3, по 5, по 4) в
пределах 20 в прямом и обратном порядке;
- сравнивать числа в пределах 20, использовать при сравнении нужные знаки;
- пользоваться таблицей состава чисел второго десятка из десятков и единиц;
- записывать числа, выраженные одной единицей измерения (стоимости, длины,
времени);
- определять время по часам с точностью до часа;
- складывать и вычитать числа в пределах 20 без перехода через разряд;
- решать простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение числа на
несколько единиц;
- решать задачи в два действия;
- показывать, называть стороны, углы, вершины в треугольнике, квадрате,
прямоугольнике;
- измерять отрезки и строить отрезки заданной длины;
- строить луч, произвольные углы, прямой угол с помощью чертёжного угольника;
- строить треугольники, квадраты, прямоугольники по точкам (вершинам).
достаточный уровень:
- образовывать, читать, записывать, откладывать на счётах числа второго десятка;
- считать по единице и равными числовыми группами (по 2, по 4) в пределах 20 в
прямом и обратном порядке;
- сравнивать числа в пределах 20, использование знаков необязательно;
- пользоваться таблицей состава чисел второго десятка из десятков и единиц;
- записывать числа, выраженные одной единицей измерения (стоимости, длины,
времени);
- определять время по часам с точностью до часа;
- складывать и вычитать числа в пределах 20 без перехода через разряд (возможно
с помощью счётного материала);
- решать простые текстовые задачи на нахождение суммы и разности;
- решать простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение числа на
несколько единиц ( с помощью учителя);
- показывать стороны, углы, вершины в треугольнике, квадрате, прямоугольнике;
- измерять отрезки и строить отрезки заданной длины;
- строить луч, произвольные углы, прямой угол с помощью чертёжного угольника
(возможна помощь учителя);
- строить треугольники, квадраты, прямоугольники по точкам (вершинам) с
помощью учителя.
Содержание учебного предмета
Повторение. Первый десяток
Решение примеров на +и- в пределах 10. Задача и ее основные части.
Счет двойками, тройками, пятёрками.
Отношения «больше», «меньше», «равно». Сравнение чисел. Знаки <, >, =.
Отрезок. Решение простых задач на сравнение. Сложение и вычитание в пределах
10. Задачи на «+» и «-».
Сравнение чисел. Сравнение чисел первого десятка. Знаки <,>, =
Сравнение равных отрезков по длине. Построение отрезков равных по длине.
Сравнение отрезков по длине.
Второй десяток. Нумерация.
Знакомство с десятками, единицами
Устная нумерация чисел в пределах 20.Письменная нумерация чисел в пределах
20. Числа от 11 до 20.Простые и составные задачи.
Мера длины.
Понятие «дециметр». Сравнение отрезков. Построение отрезков заданной длины.
Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.
Увеличение числа на несколько единиц.
Задача, содержащая отношение «больше на».Уменьшение числа на несколько
единиц. Решение и сравнение задач, содержащих отношения «больше на»,
«меньше на».
Луч.
Знать понятие «луч».
Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток.
Компоненты при сложении. Нахождение суммы. Сложение двузначного числа с
однозначным числом. Компоненты при вычитании. Нахождение разности.
Увеличение двузначного числа на несколько единиц. Приемы вычитания типа: 20 –
3, 17– 12, 20–14.
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин.
Действия с числами, полученными при измерении стоимости. Действия с числами,
полученными при измерении длины. Действия с числами, полученными при
измерении массы. Действия с числами, полученными при измерении ёмкости.
Меры времени. Сутки, неделя. Действия с числами, полученными при измерении
времени.
Сложение однозначных чисел с переходом через десяток.
Прибавление чисел. Состав чисел до 20. Решение примеров с помощью рисунка.
Решение примеров с помощью счётных палочек. Переместительное свойство
сложения. Четырёхугольники: квадрат. Свойства углов, сторон.
Вычитание однозначных чисел из двузначных с переходом через десяток.
Разложение двузначного числа на десятки и единицы. Вычитание из двузначного
числа всех единиц. Сложение и вычитание с переходом через десяток.
Треугольник: вершины, углы, стороны. Деление предметных совокупностей на 2
равные части.
Повторение.
Числовой ряд 1 – 20. Способы образования двузначных чисел. Сравнение
чисел. Сложение и вычитание чисел. Нахождение неизвестного.
Тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Содержание
Повторение.
Первый десяток.
Второй десяток.
Мера длины - дециметр
Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.
Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода
через десяток.
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении
величин.
Сложение однозначных чисел с переходом через десяток.
Геометрические фигуры
Вычитание однозначных чисел из двузначных с переходом
через десяток
Повторение.
Итого
Кол- во
часов
13
20
2
10
25
20
14
9
20
3
136ч
Календарно-тематическое планирование по математике для 2 класса
№
п/п
Наименование раздела, темы
Кол -во
часов
Дата проведения
по
плану
I - четверть. 35 ч.
факт
Примечан
ие
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
Первый десяток. Повторение. - 13ч
Числовой ряд 1-10. Прямой и обратный
1
01.09
счет.
Прибавление и вычитание 1 в пределах 10.
1
02.09
Состав числа 5.
1
03.09
Состав числа 6.
1
07.09
Состав числа 7.
1
08.09
Состав числа 8.
1
09.09
Состав числа 9.
1
10.09
Состав числа 10.
1
14.09
Сравнение чисел.
1
15.09
Решение примеров на сложение и
1
16.09
вычитание в пределах 10.
Сравнение отрезков по длине.
1
17.09
Контрольная работа. Первый десяток.
1
21.09
Работа над ошибками. Таблицы сложения
1
22.09
и вычитания чисел в пределах 10.
Второй десяток. Нумерация
20ч.
Число 11. Название, обозначение,
1
23.09
десятичный состав.
Число 12. Название, обозначение,
1
24.09
десятичный состав.
Число 13. Название, обозначение,
1
28.09
десятичный состав.
Сравнение чисел в числовом ряду 11-13
1
29.09
Число 14. Название, обозначение,
1
30.09
десятичный состав.
Число 15. Название, обозначение,
1
01.10
десятичный состав.
Число 16. Название, обозначение,
1
05.10
десятичный состав.
Сравнение чисел в числовом ряду 14-16.
1
06.10
Число 17. Название, обозначение,
1
07.10
десятичный состав.
Число 18. Название, обозначение,
1
08.10
десятичный состав.
Число 19. Название, обозначение,
1
12.10
десятичный состав.
Десяток. Соотношение 10 ед. – 1 дес.
1
13.10
Сравнение чисел в числовом ряду 17-19.
Решение примеров и задач на сложение и
вычитание в пределах 19.
Число 20. Название, обозначение,
десятичный состав.
Сравнение чисел в пределах 20.
Вычитание единицы и десятка из
двузначного числа в пределах 20.
Контрольная работа. Нумерация 11-20.
Работа над ошибками. Решение примеров
и задач.
Присчитывание и отсчитывание по 1, 2, 3,
4, 5, 6 в пределах 20. Прямой и обратный
1
1
14.10
15.10
1
19.10
1
1
20.10
21.10
1
1
22.10
26.10
1
27.10
счет.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
Меры длины - дециметр.
2ч.
Мера длины – дециметр. Соотношение
1
между единицами длины: 1 дм = 10 см.
Сравнение чисел, полученных при
1
измерении мерой длины.
II - четверть 31 ч
Увеличение и уменьшение числа на
10ч.
несколько единиц.
Увеличение числа на несколько единиц.
1
Увеличение числа на несколько единиц.
1
Составление и решение примеров.
Составление задач на увеличение числа на
1
несколько единиц по рисунку.
Уменьшение числа на несколько единиц.
1
Уменьшение числа на несколько единиц.
1
Составление и решение примеров.
Составление задач на уменьшение числа
1
на несколько единиц по рисунку.
Увеличение и уменьшение числа на
1
несколько единиц. Решение примеров.
Увеличение и уменьшение числа на
1
несколько единиц. Решение задач.
Контрольная работа. Увеличение и
1
уменьшение числа на несколько единиц.
Работа над ошибками. Луч.
1
Сложение и вычитание чисел в
25 ч.
пределах 20 без перехода через десяток.
Название компонентов и результата
1
сложения. Решение примеров.
Сложение
двузначного
числа
с
1
однозначным числом.
Решение примеров и задач на нахождение
1
разности.
Переместительное свойство сложения
1
Название компонентов и результата
1
вычитания. Решение примеров.
Вычитание
однозначного
числа
из
1
двузначного числа.
Решение примеров и задач на нахождение
1
разности.
Получение суммы 20.
1
Решение примеров и задач, когда в сумме
1
20.
Вычитание из 20 однозначных чисел.
1
Составление и решение примеров и задач
1
по рисунку на вычитание из 20.
Вычитание
двузначного
числа
из
1
двузначного числа.
Решение примеров и задач на вычитание.
1
Составление
задач
на
вычисление
1
стоимости по рисунку.
Вычитание из 20 двузначного числа.
1
28.10
29.10
09.11
10.11
11.11
12.11
16.11
17.11
18.11
19.11
23.11
24.11
25.11
26.11
30.11
01.12
02.12
03.12
07.12
08.12
09.12
10.12
14.12
15.12
16.12
17.12
21.12
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
Увеличение и уменьшение числа на
1
несколько единиц. Составление и решение
примеров.
Решение примеров и задач на сложение и
1
вычитание в пределах 20.
Сложение чисел с числом 0.
1
Составление условия задачи по рисунку.
1
Контрольная
работа.
Сложение
и
1
вычитание чисел без перехода через
десяток.
Работа над ошибками. Составление и
1
решение примеров на нахождение суммы и
разности.
III -четверть 42 ч.
Сравнение чисел и числа 0.
1
Угол.
1
Вычерчивание углов.
1
Повторение по теме «Сложение и
1
вычитание чисел в пределах 20 без
перехода через десяток (все случаи)».
Сложение и вычитание чисел,
20 ч.
полученных при измерении величин.
Сложение и вычитание чисел, полученных
1
при измерении стоимости.
Решение задач на вычисление стоимости .
1
Сложение и вычитание содержащих
понятия «дороже на», «дешевле на».
Сложение и вычитание чисел, полученных
1
при измерении длины.
Решение задач на вычисление длины,
1
содержащих понятия «короче на»,
«длиннее на».
Сложение и вычитание чисел, полученных
1
при измерении массы.
Сложение и вычитание чисел, полученных
1
при измерении ёмкости.
Меры времени. Сутки, неделя.
1
Действия с числами, полученными при
1
измерении времени.
Мера времени - час. Обозначение: 1ч.
1
Прибор для измерения времени.
Измерение времени по часам, с точностью
1
до часа.
Сложение и вычитание чисел, полученных
1
при измерении времени.
Контрольная работа. Сложение и
1
вычитание чисел, полученных при
измерении.
Работа над ошибками. Действия с числами,
1
полученными при измерении времени.
Виды углов. Прямой угол.
1
Черчение прямого угла с помощью
1
чертежного угольника.
22.12
23.12
24.12
28.12
29.12
30.12
11.01
12.01
13.01
14.01
18.01
19.01
20.01
21.01
25.01
26.01
27.01
28.01
01.02
02.02
03.02
04.02
08.02
09.02
10.02
86.
87.
88.
89.
90
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99
100.
101.
102.
103.
104.
105.
106.
107.
108.
109.
Простые задачи и их объединение в одну
составную.
Сравнение двух простых и составной
задачи.
Краткая запись составных задач и их
решение.
Дополнение задач недостающими числами
с последующим решением.
Решение составных задач на вычисление
стоимости.
Сложение однозначных чисел с
переходом через десяток.
Прибавление чисел 2, 3, 4. Разложение
второго слагаемого на два числа. Решение
примеров и задач.
Прибавление числа 5. Разложение второго
слагаемого на два числа. решение
примеров и задач.
Прибавление числа 6. Разложение второго
слагаемого на два числа. решение
примеров и задач.
Прибавление числа 7. Разложение второго
слагаемого на два числа. Решение
примеров и задач.
Прибавление числа 8. Разложение второго
слагаемого на два числа. Решение
примеров и задач.
Прибавление числа 9. Разложение второго
слагаемого на два числа. Решение
примеров и задач.
Таблица сложения однозначных чисел.
1
11.02
1
15.02
1
16.02
1
17.02
1
18.02
14
1
22.02
1
23.02
1
24.02
1
25.02
1
01.03
1
02.03
1
03.03
Контрольная
работа.
Сложение
однозначных чисел с переходом через
десяток.
Работа над ошибками. Решение примеров
и задач на сложение однозначных чисел.
Состав числа 11.
Состав числа 12.
Состав числа 13.
Состав числа 14.
Состав чисел 15-16
Геометрические фигуры
Квадрат. Свойства углов и сторон
1
04.03
1
08.03
1
1
1
1
1
9
1
09.03
10.03
11.03
15.03
16.03
Вычерчивание
вершинам.
1
18.03
квадрата
по
заданным
IV - четверть 34 ч.
Прямоугольник. Свойства углов и сторон.
1
Вычерчивание
прямоугольника
заданным вершинам.
Четырехугольники.
Квадрат
17.03
01.04
по
1
05.04
и
1
06.04
110.
111.
112.
113
114.
115.
116.
117.
118.
119.
120.
121.
122.
123.
124.
125.
126.
127.
128.
129.
130.
131.
132.
133.
прямоугольник.
Решение примеров и задач на сложение
однозначных чисел с переходом через
разряд.
Контрольная работа. Четырехугольники.
Работа над ошибками. Вычерчивание
четырехугольников.
Повторение
по
теме
«Сложение
однозначных чисел»
Вычитание однозначных чисел из
двузначных с переходом через десяток
Вычитание чисел 2,3,4. Решение примеров
и задач.
Вычитание
числа
5.
Разложение
вычитаемого на два числа.
Вычитание
числа
6.
Разложение
вычитаемого на два числа.
Вычитание числа 7. Разложение
вычитаемого на два числа.
Вычитание числа 8. Разложение
вычитаемого на два числа.
Вычитание числа 9. Разложение
вычитаемого на два числа.
Контрольная работа. Вычитание
однозначных чисел из двузначных с
переходом через десяток.
Работа над ошибками. Вычисление остатка
с помощью таблицы сложения
однозначных чисел.
Треугольник. Вычерчивание треугольника
по заданным вершинам.
Сложение и вычитание чисел. Состав
числа 11,12.
Сложение и вычитание чисел. Состав
числа 13,14.
Решение примеров и задач на нахождение
суммы и разности.
Сложение и вычитание чисел. Состав
чисел 15,16.
Действия с числами, полученными при
измерении величин.
Меры времени: сутки, неделя, час.
Сравнение
чисел,
полученных при
измерении времени.
Сложение и вычитание чисел, полученных
при измерении времени.
Половина часа (полчаса). Направление
движения стрелок.
Деление предметных совокупностей на две
равные части.
Контрольная работа в рамках
промежуточной аттестации.
Работа над ошибками. Сложение и
1
07.04
1
1
08.04
12.04
1
13.04
20ч.
1
14.04
1
15.04
1
19.04
1
20.04
1
21.04
1
22.04
1
26.04
1
27.04
1
28.04
1
29.04
1
04.05
1
05.05
1
06.05
1
10.05
1
11.05
1
12.05
1
13.05
1
17.05
1
18.05
1
19.05
134136
вычитание чисел в пределах 20 без
перехода и с переходом через десяток
Повторение
3ч.
Учебно-методическое обеспечение
1. Учебно-методическое обеспечение:
- Алышева Т.В. Математика. 2 класс. Примерная рабочая программа для
общеобразовательных
организаций,
реализующих
адаптированную
основную
общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
- Алышева Т.В. Математика. 1-4 классы. Методические рекомендациидля
общеобразовательных
организаций,
реализующих
адаптированную
основную
общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
2. Учебники:
- Алышева Т.В. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). – Ч.1 и
Ч. 2.
3. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства:
- электронная форма учебника :Алышева Т.В. Математика. 2 класс. Учебник для
общеобразовательных
организаций,
реализующих
адаптированную
основную
общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). – В 2-х ч.
4. Технические средства:
- классная доска;
- персональный компьютер (ноутбук, планшет);
5. Учебно-практическое оборудование:
- наборы счетных палочек;
- раздаточный дидактический материал
- геометрические фигуры и тела ; трафареты и шаблоны геометрических фигур;
- набор предметных картинок;
- карточки с числами 1-10; 0; 11-201;
- наборное полотно;
1