Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение- основная
общеобразовательная школа №8
(МКОУ-ООШ №8)
Принята на заседании
педагогического совета
протокол от 02.07.2024 №6
Утверждена приказом
директора МКОУ-ООШ №8
от 03.07.2024 №109
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа
физкультурно – спортивной направленности
«Легкая атлетика»
Возраст детей от 7 до 16 лет
Срок реализации программы 2 года
1
СОДЕРЖАНИЕ
1.
2.
3.
4.
4.1
4.2
4.3
5.
5.1
5.2
6.
7.
8.
9.
Пояснительная записка………………………………………..
Порядок зачисления в спортивно-оздоровительные группы
3
Учебно-тематический план………………………………………………
6
7
Методическая часть…………………………………………..
Теоретическая подготовка…………………………………….
Практическая подготовка……………………………………..
Рекомендации по планированию общей, специальной,
технической и тактической физической подготовки……….
Методическое обеспечение…………………………………..
Основные морфологические и психолого-педагогические
особенности ………………………………………………….
Педагогический мониторинг эффективности учебнотренировочного процесса …………………………………….
Воспитательная работа………………………………………..
Требования мер безопасности в процессе реализации
программы………………………………………………………
Материально-техническое обеспечение тренировочного
процесса ……………………………………………………….
Литература …………………………………………………….
5
7
8
10
11
11
13
14
14
16
17
1
2
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по
легкой атлетике (далее – программа) для Муниципального казенного
общеобразовательного учреждения – основной общеобразовательной школы
№8 (далее – МКОУ-ООШ №8) разработана в соответствии с частью 4 статьи
84 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», Концепцией развития дополнительного образования
детей,
утвержденной
распоряжение
Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022г. №678-р, приказом
Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам», СанПиН 2.4.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденный
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года № 28, Порядком применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816.
Легкая атлетика – один из основных и наиболее массовых видов спорта.
Основой легкой атлетики являются естественные движения человека. Занятия
легкой атлетикой способствуют всестороннему физическому развитию,
укреплению здоровья детей. Популярность и массовость легкой атлетики
объясняются общедоступностью и большим разнообразием легкоатлетических
упражнений, простотой техники выполнения, возможностью варьировать
нагрузку и проводить занятия в любое время года не только на спортивных
площадках, но и в естественных условиях.
Занятия легкой атлетикой развивают силу, быстроту, выносливость,
позволяют приобрести широкий круг двигательных навыков, воспитывают
волевые качества. Они имеют также большое оздоровительное значение и
способствуют достижению совершенства.
Разнообразие
легкоатлетических
упражнений
и
возможность
варьировать нагрузку в ходьбе, беге, прыжках позволяют успешно
использовать их в занятиях с детьми разного возраста и пола. Многие из этих
упражнений не сложны по технике, просты для обучения и могут выполняться
на простейших площадках и местности.
Легкая атлетика требуют от спортсмена развития физических качеств,
специфических антропометрических особенностей, высокой психической
устойчивости, умения качественно реализовывать эти потенциальные
способности в конкретных и очень разнохарактерных видах спортивных
упражнений.
Актуальность заключается в том, что она направлена на удовлетворение
потребностей детей в активных формах двигательной деятельности,
обеспечивает физическое, психическое и нравственное оздоровление учащихся.
Направленность: физкультурно – спортивная.
3
Новизна программы состоит в том, что она учитывает специфику
дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих
заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе
обучения. А также уделяет большое внимание вопросу воспитания здорового
образа жизни и всестороннего подхода к воспитанию гармоничного человека.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что у
учащихся, при ее освоении, повышается мотивация к занятиям спортом,
развиваются физические качества, формируются личностные и волевые
качества.
Отличительной
особенностью
данной
программы
является
удовлетворение индивидуальных потребностей, самовыражения и личностного
роста учащихся, оздоровление и разностороннее физическое развитие
учащихся, на выявление и поддержку одаренных детей.
Целью программы организация свободного времени обучающихся,
укрепление здоровья, формирование общих понятий в области физической
культуры и спорта, творческое самоопределение. Сформировать у детей
потребность в здоровом образе жизни и самосовершенствовании.
Для достижения цели решаются следующие задачи:
-содействие
гармоничному
развитию,
всесторонней
физической
подготовленности и укреплению здоровья учащихся;
-формирование стойкого интереса к занятиям легкой атлетикой;
-обучение основным приемам технических и тактических действий;
-обучение правильному обращению с инвентарем и оборудованием в
соответствии с правилами техники безопасности;
-формирование здорового образа жизни;
-воспитание
нравственных
качеств
(патриотизм,
честность,
доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость,
коллективизм);
-развитие самостоятельности, трудолюбия, воли, ответственности.
Возрастная категория. Данная программа разработана и используется в
практике для работы с обучающимися от 7 до 16 лет.
Сроки реализации: программа рассчитана на период обучения с сентября
по май (136 часов).
Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительностью 2
академических часа.
3
4
Ожидаемый конечный результат освоения общеобразовательной
общеразвивающей программы по легкой атлетике
К завершению программы обучающиеся узнают:
-основные понятия, термины легкой атлетики;
-историю развития легкой атлетики;
-технику безопасности при занятиях легкой атлетикой;
-основные виды движений и правила их выполнения
-правила соревнований в избранном виде спорта.
В результате обучения по программе, обучающиеся научатся:
-выполнять упражнения, предназначенные для улучшения основных
физических качеств;
- владеть техникой базовых упражнений легкой атлетики:
-применять правила безопасности на занятиях;
-владеть основами гигиены;
-соблюдать режим дня;
-владеть техникой выполнения упражнений, предусмотренных программой.
Формы подведения итогов: Наблюдения тренера-преподавателя за
обучающимися во время занятий: общая культура, аккуратность, содержание в
порядке инвентаря и личных вещей, реакция на замечания и поощрения,
выполнение санитарных норм и правил техники безопасности, трудолюбие,
коммуникабельность.
Формы занятий при подведении итогов: зачеты, игры, эстафеты.
Выполнение норм по общей физической подготовке: контрольные тесты.
Ведение документации при подведении итогов: протоколы контрольных
нормативов.
2. ПОРЯДОК ЗАЧИСЛЕНИЯ В СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНУЮ
ГРУППУ
К спортивно–оздоровительной подготовке допускаются все
лица, желающие заниматься легкой атлетикой с 7 до 16 лет,
не имеющие медицинских
противопоказаний
по
данному
виду
спорта
(имеющих медицинскую справку установленного образца).
Продолжительность этапа не ограничена, охватывает весь период занятий
в объединении. В группах спортивно-оздоровительной подготовки
осуществляется
физкультурно-спортивная и воспитательная
работа,
направленная
на
разностороннюю физическую подготовку
преимущественно оздоровительной направленности и овладение основами
технико-тактической подготовки в легкой атлетике.
В данную программу включены - учебный план и распределение
программного материала.
Максимальный
состав
спортивно-оздоровительных
групп
не
должен превышать
25 обучающихся
с
учетом
соблюдения
правил
техники
безопасности
на
тренировочных занятиях. Возраст обучающихся от 7 до 16 лет.
Критерии оценки деятельности спортивно-оздоровительных
групп: стабильность состава обучающихся и посещаемость
тренировочных занятий; динамика индивидуальных показателей развития
физических качеств; уровень освоения знаний гигиены и самоконтроля.
5
3. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
Наименование разделов, тем
Всего часов
Из них
теория
136
4
В процессе
обучения
В процессе
обучения
-
4
4
-
4
4
12
12
6
В процессе
обучения
-
6
-
6
12
12
2
В процессе
обучения
-
2
-
2
6
-
6
2
-
2
64
В процессе
обучения
-
64
В процессе
обучения
-
12
В процессе
обучения
-
12
1.
Бег на короткие дистанции
12
1.1
1.2
1.3
2
Техника выполнения высокого старта
Техника выполнения низкого старта
Стартовый разгон и бег по дистанции
Прыжки в длину с разбега «согнув
ноги», прыжки в длину с места
Техника отталкивания в прыжках в
длину с разбега «согнув ноги»
Техника приземления
Техника отталкивания в прыжках в
длину с места
Прыжки в высоту с разбега способом
«перешагивание»
Техника отталкивания с места и
небольшого разбега, а также правильному
выполнению маховых движений ногой и
руками при отталкивании
Постановка толчковой ноги на место
отталкивания
Метание малого мяча
4
4
4
12
6.
Техника выполнения хлесткому движению
метающей руки в финальном усилии
Техника выхода в положение "натянутого
лука" в финальном усилии
Метание малого мяча с одного шага, стоя
боком в направлении метания.
Метание малого мяча в горизонтальную и
вертикальную цель (1*1м) с расстояния 68м.
Подвижные игры с элементами легкой
атлетикой
Развитие физических способностей в
подвижных играх с элементами легкой
атлетики
Бег на длинные дистанции
6.1.
6.2.
Техника бега на длинные дистанции
Основы кроссового бега
12
12
7.
Бег на средние дистанции
12
7.1.
Техника бега на средние дистанции
12
2.1
2.2
2.3
3.
3.1
3.2
4.
4.1
4.2
4.3
4.4
5.
5.1
6
Практика
136
12
64
12
4
4
4
12
4
6
2
64
12
12
12
4.МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
4.1. Теоретическая подготовка
Теоретическая подготовка - элемент практических знаний, тесно
связанный с физической, технической и волевой подготовкой. Она может
проводиться не только в очной, но и в дистанционной форме в виде
теоретических занятий: лекций, бесед, видеолекций, консультаций, семинаров,
вебинаров и т.д.
Теоретические знания должны иметь определённую целевую
направленность:
-вырабатывать у обучающихся умение использовать, полученные знания
на практике в условиях тренировочного занятия;
-вырабатывать навыки самостоятельной работы с компьютерной техникой
и программным обеспечением, со средствами телекоммуникаций (системами
навигации в сети Интернет, навыками поиска информации в сети Интернет,
электронной почтой и т.п.).
Учебный материал распределяется на весь период обучения по программе.
При проведении теоретических занятий в группах спортивно-оздоровительной
подготовки, следует учитывать возраст обучающихся и излагать теоретический
материал в доступной им форме, без сложных специальных терминов. В
зависимости от конкретных условий работы в план теоретической подготовки
можно вносить коррективы.
В содержании учебного материала для групп спортивно-оздоровительной
подготовки выделено 5 основных тем:
Тема №1: История развития легкой атлетики.
История развития легкой атлетики.
Выдающиеся отечественные спортсмены (чемпионы и призеры
Олимпийских игр, чемпионатов мира и Европы, рекордсмены мира и Европы,
края, района).
Тема №2: Гигиена, режим тренировочных занятий и отдыха.
Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви.
Правильный режим дня для спортсмена. Значение сна, утренней
гимнастики в режиме юного спортсмена. Режим дня во время соревнований.
Рациональное чередование различных видов деятельности.
Тема №3: Правила организации учебного процесса, нормы безопасного
поведения.
Требования к инвентарю для проведения учебного процесса.
Тема №4: Самоконтроль
Дневник самоконтроля. Объективные и субъективные
показатели: пульс, дыхание, вес тела, сон, работоспособность,
самочувствие.
8
7
Тема №5: Врачебный контроль. Оказание первой медицинской помощи.
Понятие о травмах. Травматические повреждения, характерные для
легкоатлета, меры их профилактики.
4.2. Практическая подготовка
Общая физическая подготовка включает упражнения, знакомство с
которыми начинается в спортивно-оздоровительных группах и продолжается
на протяжении всех лет обучения. Одно из основных требований, которое
следует учитывать в процессе планирования тренировочных занятий,
заключается в том, чтобы средства, вводимые в тренировку, постепенно
обновлялись и усложнялись. Это необходимо для того, чтобы обеспечить
расширение и пополнение запаса двигательных умений и навыков,
необходимых в легкой атлетике. Оттого, какими средствами и методами и
насколько своевременно будут развиваться эти качества, зависит и овладение
рациональной и эффективной техникой выполнения видов легкой атлетики.
4.2.1.Общая физическая подготовка
Строевая подготовка;
общеразвивающие упражнения, выполняемые на месте и в
движении;
подвижные игры, эстафеты;
бег;
метания, прыжки;
акробатические и гимнастические элементы;
силовые упражнения с отягощениями и с весом собственного тела.
4.2.2.Развитие выносливости
Бег на средние и длинные дистанции,;
подвижные спортивные игры (баскетбол, футбол,
волейбол);
круговая тренировка.
4.2.3.Развитие ловкости
Выполнение упражнений, требующих тонкой координации движений;
выполнение упражнений из непривычного /несвойственного/
положения;
подвижные и спортивные игры.
4.2.4.Развитие гибкости
Выполнение упражнений на растяжение, увеличение амплитуды
степени подвижности в суставах, упражнение из других видов спорта
имнастика, акробатика
4.2.5.Специальная физическая подготовка.
Специальные беговые упражнения на месте и в
движении.
специальные прыжковые упражнения на
месте в движении;
9
8
специальные упражнения на тренажёрах (для развития
силы, скоростно – силовых способностей);
специальные упражнения для овладения техники: бега, прыжков
и метаний.
специальные упражнения в парах (с партнёром).
4.2.6.Обучение и совершенствование техники.
В процессе тренировок юные спортсмены начинают знакомство с технической
стороной видов лёгкой атлетики:
бег на короткие, средние и длинные
дистанции;
барьерный бег;
прыжки в длину;
метание теннисного
мяча. На этом этапе необходимо:
создать общее представление о двигательном действии и установку
на овладение им;
научить частям (фазам или элементам) техники действия,
не освоенным ранее;
предупредить или устранить ненужные движения и грубые
искажения техники.
Процесс обучение техники строится следующим образом:
рассказ;
показ;
опробование.
4.3.Рекомендации по планированию общей, специальной, технической и
тактической физической подготовки
Целью общей физической подготовки (ОФП) является достижение
высокой работоспособности организма, и направлена она на общее развитие и
укрепление организма спортсмена: повышение функциональных возможностей
внутренних органов, развитие мускулатуры, улучшение координационных
способностей.
Общеразвивающие упражнения, применяемые для всестороннего
физического развития: ходьба, бег, прыжки в длину и высоту, переползания,
упражнения без предметов и с предметами.
Ходьба: лицом вперед, спиной вперед, на носках, на пятках, с наклонами
вперед на каждый шаг, с махами вперед, в приседе и т.д.
Бег: на короткие дистанции из различных исходных положений, на
средние и длинные дистанции, по пересеченной местности, с преодолением
различных препятствий, по песку, вперед, назад, боком, с высоким
подниманием бедра, с захлестом голени, семенящий, с изменением темпа, с
ускорением.
Прыжки: в длину с места, вверх, согнув колени, выпрыгивания вверх из
положения упор присев.
10
9
Упражнения без предметов: сгибание, разгибание, отведение, вращение
вперед и внутрь рук; круговые движения в лучезапястных, локтевых, плечевых,
голеностопных, коленных, тазобедренных суставах; наклоны туловища вперед,
назад, в сторону; повороты головы и туловища.
Упражнения с предметами: скакалками, гимнастическими палками,
набивными мячами, гантелями, резиновым амортизатором, гирями, штангой и
другими отягощениями.
Упражнения на гимнастических снарядах и тренажерах: на
гимнастической стенке, канате, перекладине, гимнастической скамейке.
Метания: теннисного мяча в цель и на дальность.
Спортивные игры подходят только для очной (контактной) формы
обучения: баскетбол, футбол, регби.
Подвижные игры и эстафеты с элементами бега, прыжков, в парах, с
расстановкой и собиранием предметов, переноской груза, с применением
перечисленных элементов в различных сочетаниях.
Упражнения для развития гибкости: махи, шпагаты-полушпагаты,
мост, упражнения на гимнастической стенке, наклоны стоя и сидя, упражнения
с резиной.
Упражнения для развития силы: упражнения со штангой, с
прорезиненными дисками, с гирей, с резиной; подтягивание на перекладине,
сгибание-разгибание рук в упоре лежа на полу; сгибание-разгибание туловища,
лежа на спине, сгибание–разгибание ног в висе на перекладине, поднимание
прямых ног до хвата руками в висе на гимнастической стенке, лазание по
канату.
Упражнения для развития быстроты: бег 30 м. с высокого старта,
прыжки со скакалкой до 10 с.
Упражнения для развития выносливости: кроссовый бег, езда на
велосипеде 2 -3 км. и более.
Развитие общей и специальной выносливости достигается длительными
и специальными упражнениями. Общая выносливость - способность
спортсмена к длительной работе. Специальная выносливость – способность в
течение определенного времени выполнять конкретную работу с наибольшей
интенсивностью.
Специальная физическая подготовка (СФП) – это процесс развития
двигательных
способностей
и
комплексных
качеств,
отвечающих
специфическим требованиям соревновательной деятельности в избранном виде
спорта. Основные средства СФП – соревновательные и специальные
подготовительные упражнения.
Специальная
физическая
подготовка
основывается на общей подготовке.
Упражнения для развития физических качеств: силы, быстроты,
выносливости, гибкости, ловкости.
Упражнения для развития силы: метание набивных мячей весом от 1 до
4 кг, выпрыгивания вверх со штангой, выпады вперед со штангой – 30-60 м.,
«разножка» со штангой, толкание набивных мячей.
11
10
Упражнения для развития быстроты: бег 10 м с высокого старта, бег
30 м. сходу и по движению, бег с высоким подниманием бедра за 10 с., бег с
ускорением до 60 м., семенящий бег, переходящий в ускорение.
Упражнения для развития гибкости: «барьерный шаг» сидя на полу,
наклоны вперед к прямой ноге, стоящей на возвышенности (80-110 см.), махи
вперед–назад в сочетании с подскоками,
Упражнения для комплексного развития качеств: круговая
тренировка, полоса препятствий.
Упражнения для развития ловкости: челночный бег 3x10м.,
эстафетный бег 4х 30-60 м, ловля теннисного мяча, подброшенного вверх на
различную высоту, точный прыжок в длину с места.
Упражнения для развития выносливости: прыжки со скакалкой от 300
до 2000 р., бег на 800 м., 1500 м.
Техническая подготовка легкоатлетов направлена на овладение и
совершенствование техники в избранном виде спорта. Она базируется на
овладении техникой выполнения комплекса специальных подводящих
упражнений, используемых в тренировке. Технику вспомогательных
упражнений следует рассматривать с позиций единства формы и содержания,
как целостную деятельность. Освоение техники является непрерывным
процессом.
5.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
5.1. Основные морфологические и психолого-педагогические
особенности
Все дети школьного возраста согласно физиологической периодизации делятся
на 3 возрастные группы: 7 лет – конец первого периода детства; 8-11 лет
(девочки) и 8-12 лет (мальчики) – период второго детства. Подростковый
возраст наступает с 12 лет у девочек и с 13 лет у мальчиков. С 16 лет у девочек
и 17 лет у мальчиков наступает юношеский возраст.
В детском и особенно в подростковом возрасте отмечаются высокие темпы
роста тела в длину, увеличивается вес, мышечная масса. Максимальный рост
силы на 1 кг собственного веса наблюдается до 14 лет.
В возрасте от 7 до 12 лет наблюдается интенсивный рост темпа движений.
Быстрота и частота движений, а также способность поддерживать их
максимальный темп к 14-15 годам достигают значение, близких к предельным.
Напряжённая мышечная работа предъявляет высокие требования к ресурсам
систем дыхания и кровообращения, и так как сердце раньше, чем скелетные
мышцы достигает границ работоспособности, то именно пределы его
функциональных возможностей определяют способность человека к работе
большой мощности. Уровень сердечной производительности имеет важное
значение в обеспечении энергетических потребностей организма, связанных с
мышечной работой. В процессе развития человека ЧСС уменьшается, достигая
к подростковому возрасту величин, близких к показателям взрослых. ЧСС с 8590 уд/мин в 7 лет снижается до 70-76 уд/ мин к 14-15 годам.
Развивая физические качества ребёнка в начальном тренировочном периоде,
следует руководствоваться обобщениями отечественных и зарубежных учёных,
11
определивших наиболее оптимальные сроки для развития тех или иных
физических качеств:
Сила – Рост силы мышц относительно незначителен до 11 лет и только с
12 до 14 лет темпы её роста заметно увеличиваются.
Быстрота - Развитие быстроты наблюдается с 7 до 20 лет, однако
интенсивное развитие этого качества происходит от 9 до 11 лет и в момент
полового созревания, начиная с 11-12 до 14-15 лет, а у мальчиков продолжается
и позже.
Скоростно-силовые качества начинают расти с 7-8 лет. Наибольший
естественный прирост приходится на возраст от 10-12 лет до 13-14 лет. После
этого возраста рост продолжается, но в основном под влиянием тренировки.
Выносливость - Аэробная мощность характеризуется абсолютным МПК,
увеличивающимся с возрастом у мальчиков и девочек. В пубертатном периоде
этот показатель имеет тенденцию росту у детей, занимающихся спортом.
Наиболее интенсивно растёт аэробная мощность в период полового созревания
и замедляется только после 18 лет. При этом относительное МПК мл/мин/кг
почти не изменяется в возрасте от 10 до 17 лет.
Анаэробная выносливость – По утверждению многих учёных дети
гораздо легче переносят соревнования в беге на длинные дистанции (3000м),
нежели на 200-800м. Это связано с тем, что до 12-13 лет наблюдается
незначительный рост анаэробной выносливости, более значительный - после 16
лет, т.е. в период достижения биологической зрелости.
Гибкость - Общеизвестно мнение, что дети более гибкие, чем взрослые.
Рост этого качества увеличивается от 6 до 10 лет и в возрасте 10 лет
происходит большой скачок в его развитии. В детском возрасте позвоночный
столб отличается большой гибкостью и неустойчивостью изгибов. Суставносвязочный аппарат очень эластичен, но недостаточно прочен.
Из всего вышесказанного следует вывод, что в данный период подготовки
юных легкоатлетов является наиболее подходящим (сенситивным) для
развития гибкости, быстроты и общей (аэробной) выносливости, также
благоприятным для начала формирования скоростно-силовых качеств,
спортивного характера; поиск на раннем периоде жизни ребёнка талантливых в
спортивном отношении детей на основе морфологических критериев и
двигательной одарённости. Спортивно-оздоровительный этап
служит
выявлению у юных спортсменов их способностей и интереса к занятиям лёгкой
атлетикой, а также возможностей для дальнейшего формирования специальных
способностей в избранном виде лёгкой атлетики. Учитывая то, что у каждого
ребёнка свои особенности телосложения и свои особенности организма, вся
тренировочная 6 деятельность на данном этапе должна быть подчинена
развитию природных задатков и выявлению пригодности для дальнейшего
спортивного совершенствования.
Возраст обучающихся в спортивно-оздоровительных группах в отделении
легкой атлетики от 7 до 16 лет.
Максимальный состав определяется с учётом соблюдения правил техники
безопасности на тренировочных занятиях.
12
Недельный режим тренировочной работы является максимальным и
установлен в зависимости от периода и задач подготовки.
Тренировочный процесс по данной программе осуществляется в очной или
дистанционной форме обучения в виде групповых практических занятий;
самостоятельной
работы
обучающихся,
контролируемой
тренеромпреподавателем
(выполнение
индивидуального
задания,
посещение
спортивных мероприятий, лекции (видео-лекции), онлайн-консультации,
вебинары и беседы, просмотры учебных кинофильмов и соревнований).
5.2.
Педагогический
мониторинг
эффективности
учебнотренировочного процесса.
Для оценки эффективности тренировочного процесса, качества освоения
программного материала и уровня физической подготовленности используют метод
педагогического наблюдения.
Основные требования к педагогическому наблюдению: планомерность;
-целенаправленность; систематичность.
Количественные показатели освоения программы оцениваются по
журналу учета посещения тренировочных занятий.
Качественные показатели-по результатам выполнения контрольно-переводных
нормативов.
Тренировочное занятие имеет следующую структуру:
1.Подготовительная часть занятия проводится в виде бега в медленном темпе,
либо в виде игровых упражнений для повышения работоспособности организма,
общеразвивающих упражнений на месте, специальных беговых упражнений. На
подготовительную часть отводится около 15-20% общего времени занятия.
2.Основная часть. В основной части решаются задачи ознакомления и
овладения элементами техники легкой атлетики. Используются упражнения для
овладения и закрепления, а также развития физических качеств. На основную часть
отводится 70-85% общего времени.
3.Заключительная часть. В заключительной части необходимо снизить
физическое и эмоциональное напряжение. Чтобы создать у обучающихся
условия для перехода к другому виду деятельности, организм необходимо
привести в более спокойному состоянию. Поэтому в заключительную часть
входит бег в медленном темпе до 3 мин, а также упражнения на гибкость.
Заканчивается занятие подведением итогов, заданием на дом посильных
упражнений и организованным уходом. Отводится 10% от общего времени.
В ходе занятий наибольшее значение имеет применение игровых и
соревновательных методов обучения, подвижных игр, игровых и
соревновательных упражнений. Для обеспечения физической и технической
подготовки лучше применять упражнения в комплексе, что дает возможность
проводить занятие более организованно и целенаправленно.
Например, вслед за упражнениями на развитие быстроты применяют
игровые упражнения, способствующие закреплению данного навыка.
Тренеру-преподавателю
необходимо
придерживаться
13
основного
принципа
обучения «от простого – к сложному». Свои мысли тренер-преподаватель
должен излагать простым и понятным языком, избегая сложных научных
терминов и формулировок.
Для формирования личностных компетенций тренер-преподаватель
применяет такие методы, чтобы у обучающихся проявлялись нравственные черты
характера и проходил процесс самоопределения. Постановка проблемы и поиск ее
решения в ходе обучения позволяет развивать познавательность (найти решение,
применить логику) и коммуникативность (групповой поиск решения проблемы,
способность быстро и легко находить общий язык, приходить к общему мнению,
устанавливать сходство суждений.
6. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Главной задачей в занятиях легкой атлетикой, как и в других видах спорта,
является
воспитание
моральных
качеств,
чувства
коллективизма,
дисциплинированности и трудолюбия. Важную роль
в
нравственном
воспитании играет непосредственная спортивная деятельность. Формирование
чувства ответственности перед товарищами, обществом и нравственных
качеств личности должно осуществляться одновременно с развитием волевых
качеств.
Воспитание дисциплинированности следует начинать с первых занятий.
Строгое соблюдение правил тренировочного процесса и участия в
соревнованиях, четкое исполнение указаний, хорошее поведение в школе и дома на все это тренер-преподаватель должен обращать внимание. Большое
воспитательное значение имеет личный пример и авторитет тренерапреподавателя. Он должен быть особенно принципиальным и честным,
требовательными и добрым, любить свою работу, всегда доводить начатое дело до
конца.
7.
ТРЕБОВАНИЯ
МЕР
БЕЗОПАСНОСТИ
В
ПРОЦЕССЕ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Профилактика
травматизма
всегда
являлась
неотъемлемой
задачей
тренировочного процесса. Частые травмы нарушают нормальное течение
учебного процесса и свидетельствуют о нерациональном его построении.
Причины травматизма на занятиях легкой атлетики:
- Слабая подготовленность тренера-преподавателя к проведению занятий
(отсутствие
учебной
документации,
отсутствие
постепенности
и
последовательности в овладении двигательными навыками, индивидуального
подхода к занимающимся, особенно к новичкам, сложность и несоответствие их
физической и технической подготовленности, отсутствие разминки).
- Участие в соревнованиях без достаточной подготовки; нарушение правил
соревнований, инструкций, положений, методических указаний.
-Недостатки в воспитательной работе усиливают возможность
травматизма на занятиях и вызваны терпимым отношением тренерапреподавателя к нарушениям дисциплины, грубому отношению занимающихся
друг к другу,
14
невыполнением обучающимися указаний и объяснений тренера-преподавателя.
Во избежание травм рекомендуется:
1.Выполнять упражнения только после разминки с достаточным
разогреванием мышц.
2.Надевать тренировочный костюм в холодную погоду.
3.Не применять скоростные усилия с максимальной интенсивностью в ранние
утренние часы.
4.Прекращать нагрузку при появлении болей в мышцах.
5.Применять упражнения на расслабление и массаж.
6. Освоить комплекс упражнений на растягивание. Общие
требования безопасности
1. К тренировочным занятиям допускаются учащиеся только после
ознакомления с правилами техники безопасности и имеющие медицинский
допуск к занятиям.
2. Вход в зал разрешается только в присутствии тренера-преподавателя.
3. При осуществлении тренировочного процесса необходимо соблюдать
правила поведения в спортивном зале, время тренировок в соответствии с
расписанием учебно-тренировочных занятий, установленные режимы занятий и
отдыха.
4. Занятия должны проводиться в специальной спортивной форме и обуви. 5.
Перед занятием необходимо снять все украшения и предметы,
способные привести к травме: браслеты, цепочки, часы, заколки и т.д.
6.Ногти на руках должны быть коротко подстрижены.
7.При проведении занятий должна быть медицинская аптечка,
укомплектованная
необходимыми
медикаментами
и
перевязочными
средствами для оказания первой медицинской помощи при травмах.
8. О каждом несчастном случае с учащимся пострадавший или очевидец
несчастного случая обязан немедленно сообщить тренеру-преподавателю,
который сообщает о несчастном случае администрации МАОУ-ООШ №8, и
принимает меры по оказанию первой помощи пострадавшему и при
необходимости отправляет пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
9. После окончания занятия организованный выход из зала или со
стадиона обучающихся проходит под контролем тренера-преподавателя
Тренер-преподаватель должен:
- Проводить систематическую разъяснительную работу по профилактике
травматизма на занятиях; добиваться дисциплины, точного выполнения своих
указаний.
- Строго контролировать обучающихся во время тренировочных занятий, не
допуская случаев выполнения упражнений без своего разрешения.
- Немедленно прекращать занятия при применении грубых или
запрещенных приемов.
- Перед началом занятия провести тщательный осмотр места его
проведения, убедиться в исправности спортинвентаря, надежности установки и
закрепления оборудования, соответствия санитарно-гигиенических условий
требованиям, предъявляемым к месту проведения занятий, инструктировать
15
занимающихся о порядке, последовательности и мерах безопасности при
выполнении физических упражнений.
- Обучать безопасным приемам выполнения физических упражнений и
следить за соблюдением мер безопасности, при этом строго придерживаться
принципов доступности и последовательности обучения.
- По результатам медицинского осмотра знать физическую
подготовленность и функциональные возможности каждого обучающегося, в
необходимых случаях обеспечивать страховку; при появлении признаков
утомления или при жалобе легкоатлета на недомогание и плохое самочувствие,
необходимо немедленно направить его к медицинскому работнику.
- Знать способы оказания первой медицинской помощи.
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№
п/п
Наименование объектов и средств материальнотехнического оснащения
Количество
1.
Учебная, научная, научно-популярная литература
по физической культуре и спорту, олимпийскому
движению
Методические издания по физической культуре
для учителей
В составе библиотечного фонда
2.
3
3.1.
Демонстрационные учебные пособия
Плакаты методические
Методические пособия и
рекомендации, журнал «Физическая
культура в школе»
Комплекты плакатов по методике
обучения двигательным действиям,
гимнастическим комплексам,
общеразвивающим и
корригирующим упражнениям
Портреты выдающихся спортсменов, деятелей
физической культуры, спорта и олимпийского
движения
4
Технические средства обучения
4.1.
Мультимедийный компьютер
4.2.
Сканер
4.3.
Принтер лазерный
5.
Учебно-практическое оборудование
5.1.
Стенка гимнастическая
5.2.
Козел гимнастический
5.3.
Перекладина гимнастическая
5.4.
Мост гимнастический подкидной
5.5.
Маты гимнастические
5.6.
Мяч набивной (1 кг, 2 кг)
5.7.
Мяч малый (теннисный)
5.8.
Скакалка гимнастическая
5.9.
Палка гимнастическая
5.10. Обруч гимнастический
Легкая атлетика
5.11. Рулетка измерительная (10 м)
5.12 Мячи для метания
Подвижные и спортивные игры
3.2.
16
Возможность входа в Интернет. 1
1
1
2
1
1
1
8
4
5
10
10
10
1
10
Комплект щитов баскетбольных с кольцами и
сеткой
5.14. Мячи баскетбольные
5.15. Сетка волейбольная
5.16. Мячи волейбольные
5.17. Мяч футбольный
5.18 Насос для накачивания мячей
Измерительные приборы
5.19. Секундомер
Средства первой помощи
6
Аптечка медицинская
7.
Спортивные сооружения
7.1.
Спортивный зал игровой
7.2.
Кабинет учителя
5.13.
7.3.
8.
8.1.
8.2.
8.3.
8.4.
Подсобное помещение для хранения инвентаря и
оборудования
Пришкольный стадион (площадка)
Легкоатлетическая дорожка
Сектор для прыжков в длину
Игровое поле для футбола
Гимнастический городок
1
5
1
5
3
1
1
1
Включает в себя рабочий стол,
стулья, полки.
Включает в себя стеллажи.
1
1
1
1
9 ЛИТЕРАТУРА
1.Алабин В.Г.. Организационно-методические основы многолетней тренировки юных легкоатлетов:
Учебное пособие. - Челябинск, 1977.
2.Бондарчук А.П. Тренировка легкоатлета. - Киев, 1986.
3.Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса.-М., 1985.
4.Волков В.М. Восстановительные процессы в спорте.-М, Физкультура и спорт,1983.
5.Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. М, Физкультура и спорт, 1980.
6.Легкая атлетика. Бег на короткие дистанции (100,200,400 м): Поурочная программа для детскоюношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских спортивных школ
олимпийского резерва.-М., 1985.
7.Легкая атлетика/А.Н. Макаров, В.З. Сирис, В.П. Теннов. -М., 1987.
8.Легкая атлетика/ Под ред. Н.Г. Озолина, В.И. Воронкина, Ю.Н.Примакова. -М., 1989.
9.Легкая атлетика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин,
Е.В. Сидорчук -М, Издательский центр "Академия", 2003.
10.Озолин Н.Г. Настольная книга тренера, 2004.
11.Примерные программы спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮСШОР. Легкая атлетика. Бег на
средние и длинные дистанции. -М, Советский спорт, 2004.
12.Примерные программы спортивной подготовки для ДЮСШ,
СДЮСШОР. Легкая атлетика. Бег на короткие дистанции. -М, Советский спорт, 2005.
13.Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов М, Физкультура и спорт, 1974.
17
18
19
20
21