Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение - основная общеобразовательная
школа № 8
(МКОУ-ООШ №8)
ПРИЛОЖЕНИЕ к ООП НОО
31-РП-ООО
Рабочая программа
внеурочной деятельности «Юные инспектора дорожного движения»»
Уровень образования: 5 – 6 класс
Срок реализации: 2 года
Составители:
Бушуева О.А.
г. Тавда, 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа направлена на формирование у детей и подростков культуры поведения на
дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к
жизни окружающих как к ценности, а также к активной адаптации во всевозрастающем процессе
автомобилизации страны. Программа позволяет сформировать совокупность устойчивых форм
поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также
умения и навыки пропагандисткой работы.
Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда
будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей и подростков. Поэтому школа первой
должна поддержать идею общественного движения «Юные инспекторы движения», целью которого
является объединение детей и взрослых, заинтересованных в снижении дорожно-транспортного
травматизма.
Рабочая программа «Юные инспекторы движения» составлена в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на
основе примерной программы внеурочной деятельности социально-педагогического направления
под редакцией В. А. Горского и авторской программы «Юные инспекторы дорожного движения» Н.
Ф. Виноградовой.
Класс – 5, 6.
Количество занятий в неделю – 2 часа.
Количество часов в год – 68 часа.
Актуальность: развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд
проблем. В последние годы в России наблюдается значительное число детей и подростков, которые
становятся причиной дорожно-транспортных происшествий. Для предупреждения роста детского
дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей младшего школьного возраста
правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если
взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично.
Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует
ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий
действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики.
Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в
неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Попадание ребенка в дорожнотранспортное происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной
травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует
его на всю жизнь. Одним из методов решения проблемы детского дорожно-транспортного
травматизма является работа образовательных учреждений в данном направлении.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам
дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного
человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в
сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности,
взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного
движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов
по улицам и дорогам.). В течение периода обучения учащиеся знакомятся с Правилами дорожного
движения в доступной игровой форме, с использованием средств ИКТ.
Цель программы:
-создание условий для саморазвития и самореализации личности;
-обеспечение защиты прав здоровья и жизни детей в рамках безопасного образовательного
процесса.
Задачи программы:
- привлечение школьников к активной пропаганде правил дорожного движения;
- вовлечение их в деятельность по профилактике детского дорожного травматизма.
Общая характеристика программы: программа «Юные инспекторы движения» входит во
внеурочную деятельность по направлению социализации личности учащихся в обществе.
Программа составлена по трём основным видам деятельности:
- ознакомление детей с правилами дорожного движения и поведения на улицах городов и
сельских населённых пунктов.
- творческие работы учащихся (изучение и создание тематических иллюстраций, плакатов,
слайдов и выполнение ситуативных заданий, способствующих развитию их познавательных
способностей, необходимых для правильной и безопасной ориентации учащегося в дорожной среде);
- практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков
безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр
(сюжетные, ролевые, игры по правилам и дорожного р.) и специальных упражнений (вводные,
групповые, индивидуальные).
Основные направления работы: 1. Изучение детьми Правил дорожного движения.
2. Овладение методами предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и
навыками оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.
3. Знакомство учащихся с оперативно-техническими средствами регулирования дорожного
движения.
4. Пропаганда Правил дорожного движения в школе с использованием технических средств,
знакомство с правилами для юных велосипедистов.
5. Воспитание коллективизма, дисциплинированности, ответственности за свои поступки.
6. Воспитание на героических, трудовых традициях юных инспекторов движения в духе
гуманного отношения к людям.
Методы и средства обучения:
Словесные – рассказ, объяснение, беседа.
Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов,
видеофильмов, презентаций.
Практические – выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с
помощью которых проверяется знание ПДД, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии
по селу с целью изучения программного материала.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета способствуют:
умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам
дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по
темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура
поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил
дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости.
Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;
эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков,
плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с
наглядными материалами;
трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия,
макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к
выступлениям (с помощью родителей);
физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками
проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.
Условия реализации программы
Программа предусматривает групповую и коллективную работу учащихся, совместную
деятельность учащихся и родителей, закрепление получаемых знаний во время практических занятий
и мероприятий по безопасности дорожного движения.
Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение
массовых мероприятий. Так как программа больше всего уделяет внимание пропаганде знаний ПДД
и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих
возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм
проведения занятий:
- тематические занятия;
- игровые тренинги;
- разбор дорожных ситуаций на настольных играх;
- экскурсии, конкурсы, соревнования, КВН, викторины.
Формы и методы контроля:
организация тестирования и контрольных опросов по ПДД;
проведение викторин, смотров знаний по ПДД;
организация игр-тренингов;
анализ результатов деятельности.
Формирование универсальных учебных действий.
Личностные:
- принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ
жизни;
- уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
-этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная
отзывчивость;
-положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Дорожная
азбука»;
-способность к самооценке;
- начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные:
-навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
- умение ставить и формулировать проблемы;
-навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе
творческого характера;
- установление причинно-следственных связей;
Регулятивные:
- использование речи для регуляции своего действия;
- адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по
исправлению допущенных ошибок;
-умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
- умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия
с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные:
- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
- ставить вопросы;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
-предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться и приходить к общему решению;
-формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Содержание курса
1. Понятие об участниках дорожного движения
Элементам улиц и дорог. Дорожная разметка и дорожные знаки, сигналы светофора и
регулировщика дорожного движения.
Практическая работа: изучение действий участников дорожного движения по конкретным
дорожным знакам.
2. Правила безопасного поведения на дорогах и улицах
Правила для пешеходов и водителей транспортных средств. Виды перекрёстков и правила
разъезда на них. Ответственность за нарушение правил.
Практическая работа: разбор действий пешеходов и велосипедистов в конкретных дорожных
ситуациях.
3. Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста
Разбор движения пешеходов и водителей транспортных средств на сложных перекрёстках.
Правила движения для велосипедистов. Порядок движения группы велосипедистов. Разбор
дорожной обстановки на маршруте, определение опасных для движения мест.
Практическая работа: подготовка велосипеда к походу.
4. Освоение приёмов профилактических и ремонтных работ велосипеда
Особенности устройства велосипеда. Назначение основных частей велосипеда. Физические
основы устойчивости
двухколёсного велосипеда. Особенности маневрирования на велосипеде в условиях площадки
для фигурного вождения велосипеда. Освоение приёмов безопасного падения.
Практическая работа: освоение приёмов профилактических и ремонтных работ велосипеда.
5. Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта
Изучение правил дорожного движения. Разбор реальных ситуаций, имеющих место в
практике дорожного движения.
Практическая работа: работа на тренажёрах; освоение правил работы с электронными
экзаменаторами.
6. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП
Состав и назначение автоаптечки. Классификация возможных травм и первая доврачебная
помощь пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии (ДТП). Обработка ран и способы
остановки кровотечения. Виды перевязочных средств и правила наложения повязок. Правила
транспортировки пострадавших.
Практическая работа: отработка различных приёмов оказания первой доврачебной помощи
пострадавшему.
7. Профилактика детского дорожного травматизма
Виды и назначение автогородков. Устройство автогородка, назначение его основных
элементов и особенности технического оборудования. Разработка маршрутов по схеме безопасного
движения и безопасного поведения на занятиях в автогородке.
Практическая работа: тренинг по безопасному вождению велосипеда (педального автомобиля)
в автогородке; участие в настольной игре на тему правил дорожного движения.
8. Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков правил дорожного
движения
Организация утренников, смотров, викторин, КВНа и соревнований по правилам безопасного
дорожного движения. Подготовка конкурса эрудитов по истории транспортных средств и на знание
правил дорожного движения.
Практическая работа: проведение утренников, Смотров, викторин, конкурса эрудитов и т. п.
9. Подготовка и проведение соревнований «Безопасное колесо»
Подготовка соревнований «Безопасное колесо».
Практическая работа: проведение соревнований.
10. Выступление агитбригады юных инспекторов дорожного движения
Подведение итогов работы по программе. Подготовка выступлений агитбригад юных
инспекторов дорожного движения.
Практическая работа: проведение выступлений агитбригады.
Учебно-тематический план
№
Темы
Количество часов
п
В
/п
сего
1
Понятие об участниках дорожного движения
2
Правила безопасного поведения на дорогах и
улицах
3
Освоение навыков безопасного движения пешехода
и велосипедиста
4
Освоение приёмов профилактических и ремонтных
работ велосипеда
5
Правила
безопасного
дорожного
движения
пешеходов и автотранспорта
6
Оказание
первой
помощи
7
Профилактика детского дорожного травматизма
8
Подготовка и проведение игр и конкурсов юных
знатоков правил дорожного движения
Подготовка
и
проведение
соревнований
«Безопасное колесо»
1
0
Выступление
агитбригады
юных
инспекторов
дорожного движения
Итого
ика
1
1
8
2
6
8
2
6
8
2
6
2
8
8
2
6
8
2
6
7
2
5
6
2
4
3
1
2
18
50
6
8
Практ
2
1
пострадавшим в ДТП
9
я
0
доврачебной
Теори
Примечание: в связи с городским планом работы ЮИДД учебно- тематический план будет
корректироваться с необходимостью подготовки и выезда.
Календарно-тематическое планирование
№
Тема занятий
Планируемые
результаты(в
результате занятий учащиеся смогут)
п/п
Дата
К
ол-во
час.
П
лан
1. Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта
Изучение правил
Личностные: -самостоятельность и
личная ответственность за свои поступки,
дорожного движения.
установка на здоровый образ жизни;
Поведение
пешехода
при
уважительное
-
отношение
к
приближении к главной другим участникам дорожного движения;
дороге.
- начальные навыки сотрудничества
дороги. в разных ситуациях.
Части
Рисуем схему дороги.
Метапредметные: навыки
контроля
Оценивание
дорожных
ситуаций:
расстояние
до
приближающегося
транспорта
и
самооценки
процесса
и
результата деятельности.
Регулятивные: -умение выделять и
формулировать то, что уже усвоено и что
и
его еще нужно усвоить;
скорость.
- умение соотносить правильность
для выбора,
Знаки
планирования,
которые результата
водителей,
действия
выполнения
с
и
требованиями
необходимо
знать конкретной задачи. Коммуникативные: -
пешеходам.
работать в группе, учитывать мнения
Цвет
и
форма
предупреждающих
и
партнеров, отличные от собственных;
- договариваться и приходить к
запрещающих знаков. общему решению;
Разбор реальных
формулировать
собственное
имеющих мнение и позицию;
ситуаций,
место
-
в
практике
дорожного движения.
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих.
Ф
акт.
2. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП
Состав
и
назначение
автоаптечки.
Личностные:
ответственности
Классификация
возможных
первая
травм
и
доврачебная
-осознание
человека
за
общее
благополучие;
- начальные навыки сотрудничества
помощь пострадавшим в разных ситуациях.
в ДТП.
Метапредметные: -
умение
Обработка ран и ставить и формулировать проблемы;
способы
остановки
кровотечения.
-навыки контроля и самооценки
процесса и результата деятельности;
Отработка
осознанного
-навыки
и
приёмов обработки ран произвольного построения сообщения.
и способов остановки
кровотечения.
Регулятивные: умение соотносить
правильность
выбора,
планирования,
выполнения и результата действия с
Виды
перевязочных средств и требованиями конкретной задачи.
правила
наложения
повязок.
Отработка
приёмов
наложения
повязок.
Коммуникативные:
формулировать свои затруднения;
-работать
Правила
мнения
транспортировки
-
в
группе,
партнеров,
учитывать
отличные
от
собственных;
пострадавших.
- договариваться и приходить к
Отработка
общему решению;
правил
-формулировать
транспортировки
собственное
мнение и позицию.
пострадавших.
3. Профилактика детского дорожного травматизма
Виды
и
Личностные:
-положительная
назначение
мотивация и познавательный интерес;
автогородков.
- начальные навыки сотрудничества
в разных ситуациях.
Устройство
автогородка,
Метапредметные: навыки
контроля
Разработка
маршрутов
самооценки
процесса
и
схеме результата деятельности.
по
безопасного движения
и поведения.
Регулятивные:- использование
речи для регуляции своего действия;
Правила
адекватное
-
движения
в предложений
автогородке.
родителей
Тренинг
по
восприятие
учителей,
и
товарищей,
других
людей
по
исправлению допущенных ошибок;
-умение выделять и формулировать
безопасному вождению
то, что уже усвоено и что еще нужно
велосипеда.
Настольная игра
на
и
тему
правил
усвоить. Коммуникативные: формулировать свои затруднения;
- договариваться и приходить к
дорожного движения.
общему решению;
- осуществлять взаимный контроль.
4. Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков
правил дорожного движения
Викторина
«Дорожные
знаки
Личностные: - самостоятельность
в
загадках и стихах».
Конкурс
эрудитов по истории
и
личная
ответственность
за
свои
поступки, установка на здоровый образ
жизни;
-
положительная
мотивация
транспортных средств познавательный
и на знание ПДД.
интерес. Метапредметные: -
и
умение
КВН «Красный, ставить и формулировать проблемы;
жёлтый, зелёный»
Игра «Аукцион
- навыки контроля и самооценки
деятельности. Регулятивные: умение
знаний»
выделять
и
формулировать
выводы. Коммуникативные: работать
в
группе, учитывать мнения партнеров.
План мероприятий проекта
«ГОРОДСКОЙ ШТАБ ЮНЫХ ИНСПЕКТОРОВ ДВИЖЕНИЯ»
на 2024-2025 учебный год
№
Дата
проведения
Наименование мероприятия
Ответственный
1
До
15.09.2024 г.
Комплектование отрядов ЮИД. Выборы
штаба отряда, распределение обязанностей
Руководитель
муниципального проекта,
руководители
школьных
отрядов ЮИД
В течение
2024-2025
Экскурсия в автогородок (ул. Матросова,
муниципального проекта
19),
учебного года
Руководитель
Экскурсия на учебный перекресток (ул.
Кирова, 126)
Сентябрь
1
Заседание
17.09.2024
г.
активов
школьных
отрядов
ЮИД: «Планирование на 2024-2025 учебный год»
Руководитель
муниципального проекта,
инспектор ОГИБДД
Октябрь
2
Заседание
08.10.2024
г.
активов
школьных
отрядов
ЮИД:
Руководитель
муниципального проекта,
«Актуальность инспектор ОГИБДД
-Беседа
световозвращающих элементов на одежде»;
-Подготовка к муниципальному смотру
агитбригад
3
Муниципальный конкурс «Светлячок» с
25.10.2024
г.
Руководитель
использованием на одежде световозвращающих муниципального проекта,
элементов
инспектор ОГИБДД
Ноябрь
4
Заседание
05.11.2024
г.
активов
школьных
отрядов
ЮИД:
Руководитель
муниципального проекта,
-Беседа «Тонкий лёд»;
инспектор
ОГИБДД,
-Подготовка к интеллектуально-творческой Служба спасения г. Тавда
игре «Сегодня в игре, завтра на дороге»
5
Интеллектуально
29.11.2024
г.
–
творческая
игра
«Сегодня в игре, завтра на дороге»
Руководитель
муниципального проекта,
инспектор ОГИБДД
Декабрь
6
г.
Заседание
03.12.2024
активов
школьных
отрядов
ЮИД:
Руководитель
муниципального проекта,
-Беседа «Безопасный Новый год»;
-Подготовка к муниципальному конкурсу
инспектор ОГИБДД
по пропаганде безопасности дорожного движения;
-Профилактическое мероприятие «Горка»
7
Муниципальный конкурс по пропаганде
20.12.2024
г.
безопасности дорожного движения
Руководитель
муниципального проекта,
инспектор ОГИБДД
Январь
8
Заседание
14.01.2025
г.
активов
школьных
отрядов
ЮИД:
Руководитель
муниципального проекта,
-Беседа «ПДД в зимний период»;
инспектор ОГИБДД
-Подготовка к интерактивной игре «Наш
друг – Светофор»
9
Интерактивная
31.01.2025
г.
игра
«Наш
друг
–
Светофор»
Руководитель
муниципального проекта,
инспектор ОГИБДД
Февраль
1
0
Заседание
04.02.2025
г.
активов
школьных
отрядов
ЮИД:
Руководитель
муниципального проекта,
-Беседа
«Современный
ЮИД
– инспектор ОГИБДД
пропагандист БДД!»;
-Проведение акций;
Подготовка
к
конкурсно-игровой
программе «Юный пешеход»
1
1
Конкурсно
21.02.2025
г.
–
игровая
программа
для
учащихся 1-2 классов «Юный пешеход»
Руководитель
муниципального проекта,
инспектор ОГИБДД
Март
1
2
Заседание
04.03.2025
г.
активов
школьных
отрядов
ЮИД:
Руководитель
муниципального проекта,
-Беседа «Весенние правила безопасности»;
инспектор ОГИБДД
-Подготовка к Дню рождения ЮИД
1
3
06.03.2025
г.
День рождения ЮИД
Руководитель
муниципального проекта,
инспектор ОГИБДД
Апрель
1
4
Заседание
01.04.2025
г.
активов
школьных
отрядов
ЮИД:
Руководитель
муниципального проекта,
-Беседа
«Средства
индивидуальной инспектор ОГИБДД
мобильности»;
к
-Подготовка
муниципальному
этапу
соревнований «Безопасное колесо»
1
5
Соревнования
25.04.2025
г.
юных
велосипедистов
«Безопасное колесо»
Руководитель
муниципального проекта,
инспектор ОГИБДД
май
1
6
Заседание
13.05.2025
г.
активов
школьных
отрядов
ЮИД:
Руководитель
муниципального проекта,
-Подведение итогов работы городского инспектор ОГИБДД
штаба ЮИД за 2024-2025 учебный год;
-Подготовка к Фестивалю дорожных игр
4D
1
7
г.
Фестиваль дорожных игр 4D (дети, дорога,
23.05.2025
движение, двор)
Руководитель
муниципального проекта,
инспектор ОГИБДД
Ожидаемые результаты:
В результате периода обучения учащиеся будут знать:
- историю возникновения ПДД;
- безопасный путь из дома до школы;
- дорожные знаки; сигналы светофора;
- виды транспорта;
- причины ДТП;
- правила поведения в транспорте.
будут уметь:
- применять знания Правил дорожного движения на практике, безопасно переходить улицу и
дорогу самостоятельно и с группой школьников, помогать младшим товарищам при переходе улиц и
дорог;
- выделять нужную информацию; читать информацию по дорожным знакам;
- оценивать дорожную ситуацию;
- оказывать первую неотложную доврачебную помощь пострадавшим в ДТП.
иметь навыки:
- дисциплины, осторожности;
- предвидения опасности на дороге, не переходящие в чувство боязни и страха.
Формы подведения итогов:
Итоги освоения обучающимися материалов программы подводятся в форме
- игр-состязаний;
-отчётного театрализованного представления по мотивам правил безопасного поведения на
дорогах и улицах;
- тестирование.
Материально-техническое обеспечение
Материально – техническое обеспечение включает минимально – допустимый перечень
библиотечного фонда (книгопечатной продукции), печатных пособий, технических компьютерных и
других информационных средств обучения, учебно – лабораторного оборудования и натуральных
объектов, а также оборудование классной комнаты с учётом особенностей учебного процесса в
начальной школе и специфики изучаемого курса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Программа по изучению ПДД - эффективное средство снижения уровня детского дорожнотранспортного травматизма. При хорошо поставленной организованной работе достижение этой
цели станет делом времени. Реальное выполнение данной программы должно быть основано на
действующих ПДД.
Список литературы:
1. Головко В.В. Основы безопасности дорожного движения /В.В. Головко. – М., 2007.
2. Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников / В.П. Дмитрук. – М., 2008.
3. Зеленин С.Ф. Правила дорожного движения с комментарием для всех понятным языком
/С.Ф. Зеленин. – М., 2007.
4. Клочанов Н. И. Дорога, ребенок, безопасность: метод. Пособие по правилам дорожного
движения для воспитателей, учителей начальных классов / Н. И. Клочанов. – М. , 2004.
5. Куперман А.И. Безопасность дородного движения. – М. , 2008.
6. Энциклопедия безопасности. – М.,2002.
7. Профилактика детского дорожно - транспортного травматизма: система работы в
образовательном учреждении /авт. – сост. Т. А. Кузьмина, В. В. Шумилова.- Волгоград: учитель,
2007.-111с.
8. Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению Правил
дорожного движения /авт.-сост. В. Е. Амелина. –М.: Глобус, 2006.- 264 с.- (классное руководство).Издательство АСТ-ЛТД”, 1997.-80 с.- (Безопасность на улицах и дорогах)
9. Якупов А. М. Безопасность на улицах и дорогах 1 класс: Иллюстрированный материал к
методическому пособию
для
учителя.
–М.:
ООО
“Издательство
АСТ-ЛТД”,
1997.-16с.-
(Безопасность на улицах и дорогах).
10. Материалы газеты «Добрая дорога детства».
11. «Безопасность на улицах и дорогах». Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стряпкина,
12. М.Д.Маханева. Дети и дорожное движение (методические рекомендации). Р.П.Бабина.
Правила дорожного движения. – М., НИП 1993.
13. Энциклопедия «Все обо всем».
14. Филенко М. Н. Школьникам о правилах дорожного движения. М: Просвещение,1985.