Внеурочная деятельность 1-4 класс Шахматы

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение - основная общеобразовательная
школа № 8
(МКОУ-ООШ №8)
ПРИЛОЖЕНИЕ к ООП НОО
27-РП-НОО

Рабочая программа
внеурочной деятельности «Шахматы»
Уровень образования: 1-4 класс
Срок реализации: 4 года

Составители:
Герасименко А.А.
Макаров О.Н.

г. Тавда, 2024г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Один из приоритетов государственной политики в области образования – ориентация не
только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на их воспитание, развитие
личности, познавательных и созидательных способностей. Данный факт нашёл отражение в
Национальной доктрине образования, устанавливающей приоритет образования в государственной
политике, стратегию и основные направления его развития на период до 2025 года.
Шахматная игра на протяжении многих веков является составной частью общечеловеческой
культуры. «Они (шахматы. – Прим. авт.) делают человека мудрее и дальновиднее, помогают
объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько ходов вперёд»
(В. В. Путин).
XXI век – век стремительного научно-технического прогресса, высоких

технологий,

большого потока доступной информации – предопределил дефицит людей с активной жизненной и
профессиональной позицией, людей, способных мыслить системно, не шаблонно, умеющих искать
новые пути решения предложенных задач, находить быстрый выход из проблемной ситуации,
добывать нужную информацию, обрабатывать её и систематизировать. И уже в школе дети должны
получить возможность для раскрытия своего потенциала, развития навыков ориентации в
высокотехнологичном конкурентном мире. И здесь вырастает социально-педагогическая функция
шахмат, сущность которой выражается в развитии у детей способности самостоятельно логически
мыслить, приобретении ими навыков систематизированной аналитической работы, которые в
дальнейшем принесут обучающимся пользу в научной или практической деятельности. Занятие
шахматами сопряжено с постоянным систематизированием получаемых на уроках знаний,
выработкой у детей способности адекватно реагировать на любой поток информации и быстро
осмысливать её.
С учётом того, какое значение шахматная игра имеет для развития школьников, особенно ценно,
что во многих странах и регионах России шахматы интегрированы в программы начальной школы.
На сегодняшний день накоплен достаточно значимый опыт внедрения шахмат в образовательный
процесс, что позволяет по достоинству оценить эффект воздействия этой игры на развитие детей
младшего школьного возраста.
«Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти.
Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной
культуры. Речь идёт именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое
место, требует специальных форм и методов работы…» (В. А. Сухомлинский).

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования, ориентированным на становление личностных характеристик выпускника
начальной школы, по окончании 4 класса у школьника должны быть сформированы следующие
навыки: умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками, находить выходы из спорных ситуаций,
решать проблемы творческого и поискового характера, планировать, контролировать и оценивать
свои действия в соответствии с поставленной задачей, сравнивать, анализировать, обобщать,
проводить аналогии и устанавливать причинно-следственные связи и пр.
Шахматная игра как полифункциональный предмет – это универсальный инструмент к
познанию разных сфер человеческой деятельности, который в полной мере может способствовать
формированию вышеуказанных личностных характеристик выпускника начальной школы, а также откроет уникальные возможности когнитивного развития
младших школьников, так как именно этот возраст является сенситивным периодом в развитии таких
важных психических функций, как память, внимание, воображение, абстрактное и понятийное
мышление, интеллект.
Целью программы является создание условий для гармоничного когнитивного развития детей
младшего школьного возраста посредством массового их вовлечения в шахматную игру.
Задачи программы подразделяются на общие, образовательные, оздоровительные
воспитательные.
Общие задачи направлены на:
– массовое вовлечение детей младшего школьного возраста в шахматную игру;
– приобщение детей младшего школьного возраста к шахматной культуре;
– открытие новых знаний, формирование умений и навыков игры в шахматы;
– выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта,
привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и
способности к
занятиям шахматами, в школьные спортивные клубы, секции, к участию в
соревнованиях;
Образовательные задачи способствуют:
– приобретению знаний из истории развития шахмат;
– постижению основ шахматной игры, получению знаний о возможностях шахматных фигур, особенностях их взаимодействия;
– овладению приёмами матования одинокого короля различными фигурами,
способами записи шахматной партии, тактическими приёмами в типовых
положениях;
– освоению принципов игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле;
– знакомству с методами краткосрочного планирования действий во время
партии;
– изучению приёмов и методов шахматной борьбы с учётом возрастных особе

и

нностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников.
Оздоровительные задачи направлены на формирование:
– представлений об интеллектуальной культуре вообще и о культуре шахмат в
частности;
– первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных и эмоциональных
проявлений.
Воспитательные задачи способствуют:
– приобщению детей к самостоятельным занятиям интеллектуальными играми и
использованию их в свободное время;
– воспитанию положительных качеств личности, норм коллективного
взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной
деятельности;
– формированию у детей устойчивой мотивации к интеллектуальным занятиям.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный курс «Шахматы в школе» изменяет характер и содержание труда
учащихся, требуя приложений всей совокупности человеческих сил и
способностей: интеллектуальных, духовно-нравственных и эмоциональных.
Основное содержание учебного курса составляют средства, максимально
удовлетворяющие требованиям ФГОС начального общего образования.
«Шахматы в школе» – курс, который может быть использован в
общеобразовательной школе для изучения шахматной теории и практики и
включён в целостный образовательный процесс.
В современной школе большое значение имеет развивающая функция обучения,
ориентированная на развитие мышления школьников, требующая не только
усвоения готовых знаний, но и, самое главное, их понимания, осознания и
применения в различных метапредметных областях. Современное образование –
переход от гносеологической парадигмы к личностно ориентированному,
развивающему образованию, что требует изменения способов получения знаний.
Согласно положениям ФГОС НОО, форма проведения современного урока не
монолог учителя, а его конструктивный диалог с учениками, в процессе которого должен
осуществляться совместный поиск решения поставленной учебной задачи. В связи с этим весь
учебный курс по шахматам диалогичен. Сквозные персонажи Саша и Катя, присутствующие в
учебнике и рабочей тетради, способствуют диалогизации образовательного процесса. Герои задают
учащимся наводящие вопросы, побуждают их к рассуждениям и рефлексии.

Главная задача педагога по шахматам – помочь ребёнку осознать, откуда и как рождаются
вопросы (к диаграмме, тексту, партии); увидеть их логику. Было бы неверным со стороны учителя
занимать по отношению к учащимся авторитарную позицию человека, знающего верные ответы на
все вопросы и умеющего найти правильные решения шахматных задач. Весьма желательным
является умение педагога быть на равных с учениками, стремиться поддержать ребёнка, показать,
что его мнение услышано и понято, а мысли ценны.
Урок по программе состоит из нескольких частей: вводно-подготовительной

части

(подготовка к уроку), основной части (постановка учебной задачи и поиск её решения через диалог
учителя с обучающимися, коллективная работа на демонстрационной доске и с учебником, работа с
шахматным словарём и материалом из рубрики «Интересные факты», самостоятельная работа и
самопроверка) и заключительной части (подведение итогов).
Сохраняя все основные плюсы классической шахматной игры, учебный курс обладает рядом
существенных преимуществ, важных для общеобразовательных организаций:
– компактность оборудования: шахматный инвентарь, необходимый для обучения и турниров,
лёгок, мобилен и удобен при транспортировке и в использовании (шахматные доски легко и быстро
раскладываются на переменах между уроками в школьных рекреациях и коридорах и так же легко
убираются);
– возможность участия в игре (соревнованиях) обучающихся различного возраста, уровня
подготовленности и личностных особенностей;
– высокая степень травмобезопасности.
Настоящая программа включает в себя два основных раздела:
«Теоретические основы и правила шахматной игры»;
«Практико-соревновательная деятельность».
В разделе «Теоретические основы и правила шахматной игры» представлены исторические
сведения, основные термины и понятия, а также образовательные аспекты, ориентированные на
изучение основ теории и практики шахматной игры.
Раздел «Практико-соревновательная деятельность» включает в себя сведения об организации
и проведении шахматных соревнований, конкурсов по решению задач, шахматных праздников.
В

тематическом планировании программы отражены темы основных её разделов

и даны характеристики видов деятельности обучающихся. Эти характеристики ориентируют
учителя на порядок освоения знаний в области данного вида спорта.
Программа

реализуется

в

соответствии

с

действующим

законодательством

о

самостоятельности образовательной организации в осуществлении образовательной деятельности и
возможности свободы выбора в части образовательных программ в соответствии с интересами детей
и подростков (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации, ст. 28 п. 2, п. 3 п.п. 6 и

16). Эффективность использования системы шахматных уроков в начальных классах доказана
положительным влиянием на общий педагогический процесс обучения в школе.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа разработана для учащихся 1–4 классов и рассчитана на изучение материала в
течение 135 ч.: в 1 классе – в течение 33 часов, во 2–4 классах – в течение
34 часов.
Основу содержания урока составляет изучение основ теории и практики шахматной игры с
дальнейшим закреплением полученных знаний в игровой деятельности, включающей в себя игру с
соперником, спарринги, соревновательную деятельность, шахматные праздники.
Согласно Федеральному базисному учебному плану (приказ Министерства образования и
науки Российской Федерации от 1 февраля 2012 г. № 74).
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета направлено на воспитание творческих, компетентных и
успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и
профессиональной деятельности. В настоящее время представления о целях образования и путях их
реализации претерпевают серьёзные изменения. В центре образовательного процесса теперь стоит
личность ребёнка, для которой одинаково важное значение имеют как знания, умения и навыки,
полученные в процессе обучения, так и способность и готовность успешно решать жизненные
задачи, плодотворно работать в группе, быстро реагировать на вызовы экономического прогресса и
рынка труда.
В этой связи содержание программы «Шахматы в школе» при её соответствии целевым
установкам системы начального общего образования имеет следующие ценностные ориентиры:
– воспитание у учащихся чувства гордости за свою Родину и сопричастности к её истории;
– формирование способности воспринимать мир как единое целое при всём
разнообразии культур, национальностей, религий;
– обучение доброжелательному, доверительному и внимательному отношению к людям;
– развитие готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней
нуждается;
– воспитание уважения к окружающим (умение слушать и слышать партнёра,
признание права каждого на собственное мнение и способность принять самостоятельное решение с
учётом позиции всех участников процесса) и их труду;
– развитие ценностно-смысловой и познавательной сферы личности обучающегося, самостоятельности,
инициативности и любознательности, чувства ответственности, желания иумения учиться, стремления к
самообразованию и самовоспитанию;

– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе,
готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, способности критично относиться к своим
поступкам и умения адекватно их оценивать;

– воспитание целеустремлённости и настойчивости в достижении целей,
готовности к преодолению трудностей;
– информирование о необходимости заботиться о собственном здоровье и укреплять его,
уметь противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности
личности.
Учебный материал данной программы позволяет сформировать у школьников младших
классов позитивное отношение к познавательной деятельности.

– развитие ценностно-смысловой и познавательной сферы личности обучающегося, самостоятельности,
инициативности и любознательности, чувства ответственности, желания и умения учиться, стремления к
самообразованию и самовоспитанию;

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Программа «Шахматы в школе» предусматривает достижение школьниками начальных классов
в процессе обучения определённых результатов – личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты освоения программы отражают индивидуальные качества, которые
учащиеся должны приобрести в процессе освоения программного материала. К личностным
результатам относят:
– формирование основ российской, гражданской идентичности;
– ориентацию на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;
– наличие чувства прекрасного;
– формирование основ шахматной культуры;
– понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;
– наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
– готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
– уважительное отношение к иному мнению;
– приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;
– воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствамдругих людей;

– умение управлять своими эмоциями;
– дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
– формирование навыков творческого подхода при решении различных задач,
стремление к работе на результат;
– оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные

результаты

освоения

программы

характеризуют

уровень

сформированности универсальных учебных действий (УУД): познавательных, коммуникативных и
регулятивных.
1. Познавательные УУД:

– умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать
познавательную цель деятельности в области шахматной игры;

– владение способом структурирования шахматных знаний;
– способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных
условиях;
– умение находить необходимую информацию;
– способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу,
самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или
поискового характера;
– умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и
операций, включая общие приёмы решения задач;
– способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать
результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию,
устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты,
концентрировать внимание, находить нестандартные решения.
2. Коммуникативные УУД:

– умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе
согласования различных позиций;
– способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию,
обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
– умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также
уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника);
– возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и
сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия
деятельности в речи.
3. Регулятивные УУД:

– умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические,
учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
– способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том
числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вноситьсоответствующие
коррективы в их выполнение.

Предметные результаты освоения программы характеризуют умения и опыт обучающихся,
приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения учебного предмета «Шахматы в школе».
B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по данной программе
обучающиеся начальной школы (1–4 классы) должны:
– приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат

и их значении в жизни человека;
– владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и
направленность действий при закреплении изученного шахматного материала;
– приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной
игры.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Теоретические основы и правила шахматной игры
История шахмат
Шахматная игра как спорт в международном сообществе; цели, задачи, оздоровительное и
воспитательное значение шахмат. История зарождения и развития шахматной игры, её роль в
современном обществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и
зарубежные шахматисты.
Базовые понятия шахматной игры
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их
предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и
правила их проведения.
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия
в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные
фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигурой, нападение, защита,
начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат,
пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии,
основные тактические приёмы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака
на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака при
равносторонних и разносторонних рокировках, основы пешечных, ладейных и легкофигурных
эндшпилей.

Практико-соревновательная деятельность
Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги,
соревнования, шахматные праздники.
Тематическое планирование (1–4 классы)
Характеристика видов
Содержание раздела

Тематическое планирование

деятельности учащихся

1 год обучения (33 ч)
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры
Имеют представление об истории
Из истории шахмат
Основные содержательные
возникновения шахмат и
линии
Сведения о возникновении
появления их на Руси.

шахмат и появлении их на
Руси, первое знакомство с
чемпионами мира по шахматам
и ведущими шахматистами
мира.
Базовые понятия
шахматной игры

Соревнования

Основные содержательные
линии
Изучение основ шахматной
игры: шахматная доска,
шахматные фигуры, начальная
позиция фигур, шахматная
нотация, ценность фигур,
нападение, взятие, шахматная
нотация, шах и защита от
шаха, мат, пат, рокировка,
взятие на проходе,
превращение пешки,
матование одинокого короля
различными фигурами, начало
шахматной партии,
материальное преимущество,
правила шахматного этикета,
дебютные ошибки.

Знают основные шахматные
термины: белое и чёрное поле,
горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр, начальное
положение, белые, чёрные, ход,
взятие, взятие на проходе,
длинная и короткая рокировка,
шах, мат, пат, ничья. Правила
хода и взятия каждой фигуры.
Умеют правильно располагать
шахматную доску и расставлять
фигуры перед игрой, записывать
шахматную позицию и партию,
рокировать, объявлять шах,
ставить мат, решать элементарные
задачи на мат в один ход, играть
каждой фигурой в отдельности и в
совокупности с другими
фигурами без нарушений правил
шахматного кодекса, разыгрывать
партию с партнёром.
Соблюдают правила поведения за
шахматной доской.

Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность
Умеют правильно располагать
Основные содержательные
линии
шахматную доску и расставлять
фигуры на ней, играть партию от
Участие детей в шахматном
турнире «Первенство класса». начала до конца с записью,
пользоваться шахматными
часами.

2 год обучения (34 ч)
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры
Знают о вкладе чемпионов мира
Из истории шахмат
Основные содержательные
по шахматам в развитие
линии
Сведения о каждом из 16
шахматной культуры.
чемпионов мира по шахматам,
их вкладе в развитие шахмат,
знакомство с ведущими
шахматистами мира.
Знают способы защиты в
Базовые понятия
Основные содержательные
шахматной партии, элементарные
шахматной игры
линии
шахматные комбинации, имеют
Основы шахматной игры
(повторение материала 1-го
представление о дебютных
года обучения: защита в
ловушках и о том, как в них не
шахматах, матование
попадаться.
одинокого короля различными Умеют видеть нападение и

фигурами).
Шахматная комбинация:
выигрыш материала.
Основы дебюта: развитие
фигур, дебютные ловушки,
короткие партии.
Основы эндшпиля: реализация
большого материального
преимущества.

защищать свои фигуры от
нападения партнёра, матовать
одинокого короля двумя ладьями,
ферзём и ладьёй, королём и
ферзём, королём и ладьёй, могут
находить элементарные
шахматные комбинации: двойной
удар, связку, ловлю фигуры, мат
на последней горизонтали,
сквозной удар, открытый и
двойной шахи, знают, как
правильно выводить фигуры в
начале партии и выигрывать
партию с большим материальным
преимуществом.
Соблюдают правила поведения за
шахматной доской.
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность
Конкурсы решения
Основные содержательные
Расставляют позицию для
позиций
линии
решения упражнений, решают
Конкурс решения позиций на
шахматные упражнения.
тактические приёмы «связка», Анализируют свои ответы и
«двойной удар», «нападение», ответы своих сверстников.
«защита», «сквозной удар»,
С помощью тестового задания
«ловля фигуры», «открытый
оценивают собственное
шах», «двойной шах», «мат по выполнение.
последней горизонтали».
Соревнования

Основные содержательные
линии
Участие детей в шахматном
турнире «Первенство класса».

Умеют играть партию от начала
до конца с записью и различным
контролем времени.

Шахматный праздник

Основные содержательные
линии
Участие в школьном
шахматном празднике.

Осваивают правила игры.
Активно участвуют в играх и
эстафетах.
Общаются и взаимодействуют со
сверстниками.
Проявляют доброжелательность,
взаимопонимание, смелость,
волю, решительность, активность
и инициативу при решении
вариативных задач, возникающих
в процессе игр.
Регулируют эмоции в процессе
игровой деятельности, умеют
управлять ими.
Соблюдают правила техники
безопасности во время участия в
празднике.

3 год обучения (34 ч)
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры

Из истории шахмат

Базовые понятия
шахматной игры

Основные содержательные
линии
История возникновения
соревнований по шахматам,
системы проведения
шахматных соревнований.
Основные содержательные
линии
Шахматная комбинация:
задачи на мат в два хода,
тактические приёмы
«завлечение», «отвлечение»,
«уничтожение защиты»,
«спёртый мат».
Основы разыгрывания дебюта,
атака на короля в дебюте.
Основы пешечного эндшпиля:
проведение пешки в ферзи,
правило квадрата,
отталкивание плечом,
реализация лишней пешки.

Знают историю возникновения
шахматных соревнований,
правила проведения
соревнований, различные системы
проведения шахматных
соревнований.
Знают шахматные комбинации и
тактические приёмы
«завлечение», «отвлечение»,
«уничтожение защиты», основы
разыгрывания дебюта: развитие
фигуры, дебютные ловушки,
короткие партии.
Умеют решать позиции на мат в
два хода, находить тактические
приёмы «завлечение»,
«отвлечение», «уничтожение
защиты», «спёртый мат»,
атаковать рокировавшегося и
нерокировавшегося короля в
дебюте, проводить пешку в ферзи.
Соблюдают правила поведения за
шахматной доской.

Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность
Расставляют позицию для
Конкурсы решения
Основные содержательные
решения упражнений, решают
позиций
линии
Конкурсы решения позиций на шахматные упражнения.
дебютные ловушки, способы
Анализируют свои ответы и
атаки на короля, уничтожение ответы своих сверстников.
защиты, тактические приёмы
С помощью тестового задания
«завлечение», «отвлечение»,
оценивают собственное
«спёртый мат».
выполнение.
Соревнования

Основные содержательные
линии
Участие детей в шахматном
турнире «Первенство класса».

Умеют играть партию от начала
до конца с записью и различным
контролем времени.

Шахматный праздник

Основные содержательные
линии
Участие в школьном
спортивно-шахматном
празднике.

Осваивают правила игры.
Активно участвуют в играх и
эстафетах.
Общаются и взаимодействуют со
сверстниками.
Проявляют доброжелательность,
взаимопонимание, смелость,
волю, решительность, активность
и инициативу при решении
вариативных задач, возникающих
в процессе игр.
Регулируют эмоции в процессе
игровой деятельности, умеют
управлять ими.
Соблюдают правила техники

безопасности во время участия в
празднике.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

В результате освоения программы «Шахматы в школе» учащиеся должны знать
/применять:
– правила техники безопасности во время занятий;
– историю возникновения и развития шахматной игры;
– имена чемпионов мира по шахматам и ведущих шахматистов мира,
какой вклад они внесли в развитие шахмат;
– вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры;
– историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения соревнований,
шахматный этикет, а также какими личностными (интеллектуальными, физическими,духовнонравственными) качествами должен обладать шахматист-спортсмен;

– историю развития шахматной культуры и спорта в России, выдающихся
шахматных деятелей России;
– приобретённые знания и умения в самостоятельной творческой деятельности.

К концу первого учебного года (первого класса) учащиеся должны:
– уметь объяснять шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые и чёрные, ход, взятие, стоять под
боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
– знать шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король), правила хода и взятия
каждой фигуры;
– иметь представление о том, что такое нападение, и уметь видеть элементарные угрозы
партнёра;
– ориентироваться на шахматной доске;
– играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений
правил шахматного кодекса;
– правильно располагать шахматную доску между партнёрами;
– правильно расставлять фигуры перед игрой;
– различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
– рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один
ход;

– знать, что такое ничья, пат и вечный шах;
– знать «цену» каждой шахматной фигуры;
– усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй,
ферзём и королём;
– владеть способом взятия на проходе;
– записывать шахматную партию;
– уметь играть целую шахматную партию с партнёром от начала до конца с
записью своих ходов и ходов партнёра.

К концу второго учебного года (второго класса) учащиеся должны:
– уметь видеть нападение со стороны партнёра, защищать свои фигуры,
нападать и создавать угрозы;
– защищать свои фигуры от нападения и угроз;
– решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы
в партиях: двойной удар, связку, ловлю фигуры, сквозной удар, мат на последней
горизонтали, открытый и двойной шахи;
– ставить мат одинокому королю ладьёй и королём;

– разыгрывать шахматную партию с партнёром от начала и до конца, правильно
выводя фигуры в дебюте;
– реализовывать большое материальное преимущество.

К концу третьего учебного года (третьего класса) учащиеся должны:
– владеть новыми элементами шахматной тактики: «завлечение», «отвлечение»,
«уничтожение защиты», «спёртый мат»;
– понимать основы разыгрывания дебюта и правильно выводить фигуры в
начале партии;
– знать способы атаки на рокировавшегося и нерокировавшегося короля;
– уметь разыгрывать элементарные пешечные эндшпили и реализовывать
большое материальное преимущество;
– принимать участие в шахматных соревнованиях.

Поурочное планирование
Первый год обучения
Содержание раздела

Тематическое планирование

Характеристика видов
деятельности учащихся
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры
Из истории шахмат
Основные содержательные
Имеют представление об
линии
истории возникновения шахмат
Сведения о возникновении
и появления их на Руси.
шахмат и появлении их на Руси,
первое знакомство с
чемпионами мира по шахматам
и ведущим шахматистом мира.
Базовые понятия шахматной
Основные содержательные
Знают основные шахматные
игры
линии
термины: белое и черное поле,
Изучение основ шахматной
горизонталь, вертикаль,
игры: шахматная доска,
диагональ, центр, начальное
шахматные фигуры, начальная
положение, белые и черные,
позиция фигур, шахматная
ход, взятие, взятие на проходе,
нотация, ценность фигур,
длинная и короткая рокировка,
нападение, взятие, шах и защита шах, мат, пат, ничья. Знают
от шаха, мат, пат, рокировка,
правила хода и взятие каждой
взятие на проходе, превращение фигуры.
пешки, матование одинокого
Умеют правильно располагать
короля различными фигурами,
шахматную доску и расставлять
начало шахматной партии,
фигуры перед игрой, записывать
материальное преимущество,
шахматную позицию и партию,
правила шахматного этикета,
рокировать и объявлять шах ,
дебютные ошибки.
ставить мат, решать
элементарные задачи на мат в
один ход, играть каждой
фигурой в отдельности и в
совокупности с другими
фигурами без нарушения правил
шахматного кодекса,
разыгрывать партию с
партнером.
Соблюдают правила поведения
за шахматной доской.
Раздел 2. Практико- соревновательная деятельность
Соревнования
Основные содержательные
Умеют правильно располагать
линии
шахматную доску и расставлять
Участие детей в шахматном
фигуры на ней, играть партию
турнире «Первенство класса»
от начала до конца с записью,
пользоваться шахматными
часами.

№

Тема урока

Содержание урока

1.

Шахматы – мои друзья. История
возникновения шахмат.

2.

Шахматная доска.

3.

Горизонталь.

4.

Вертикаль.

5.

Диагональ.

6.

Шахматная нотация.

7.
8.

Шахматные фигуры и начальная
позиция.
Ладья.

Знакомство детей с правилами техники безопасности на
занятиях по шахматам. Введение и раскрытие понятия
«шахматная игра», рассказ об истории возникновения
данного понятия и шахматной игры в целом
Знакомство детей с новыми понятием «шахматная доска»,
белыми и чёрными полями на шахматной доске, угловыми
и центральными полями, правильным расположением
шахматной доски в начале партии
Знакомство с шахматной доской: новое понятие
«горизонталь»
Знакомство с шахматной доской: новое понятие
«вертикаль»
Знакомство с шахматной доской: новое понятие
«диагональ»
Обозначение вертикалей, горизонталей, полей, шахматных
фигур
Расстановка шахматных фигур в начальной позиции

9.

Слон.

10. Ферзь.
11. Конь.

12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.

Пешка.
Превращение пешки.
Король.
Ценность фигур.
Нападение.
Взятие. Взятие на проходе.
Шах и защита от шаха.
Мат.
Пат – ничья.
Рокировка.
Основные принципы игры в
начале партии.
Мат двумя ладьями одинокому
королю.
Мат ферзем и ладьей одинокому
королю.
Мат ферзем и королем одинокому
королю.
Материальное преимущество.

Знакомство учащихся с шахматной фигурой «ладья», её
местом в начальной позиции, способом передвижения
ладьи по доске: ход и взятие; раскрытие понятий «ход
фигуры», «невозможный ход»
Знакомство учащихся с шахматной фигурой «слон», его
местом в начальной позиции, объяснение способов
передвижения слона по доске: ход и взятие; введение и
раскрытие понятий «белопольный» и «чернопольный»
слон
Знакомство с шахматной фигурой «ферзь», его местом в
начальной позиции, способом передвижения ферзя по
доске: ход и взятие
Знакомство с шахматной фигурой «конь», его местом в
начальной позиции, способом передвижения коня по
доске: ход и взятие
Правила хода и взятия пешкой
Правила превращение пешки
Правила хода и взятия королём
Сравнительная сила фигур
Атакующие возможности фигур
Особое взятие пешкой: взятие на проходе
Постановка шаха всеми фигурами, защита от шаха
Постановка мата всеми фигурами
Варианты ничьей
Правила рокировки, длинная и короткая рокировки
Общие принципы игры в начале шахматной партии
Техника матования одинокого короля двумя ладьями
Техника матования одинокого короля ферзём и ладьёй
Техника матования одинокого короля ферзём и королём
Определение материального преимущества, реализация

27. Нарушение основных принципов
игры в начале партии.
28. Партии – миниатюры.
29. Запись шахматной партии.
30. Шахматный этикет.
31. Шахматный турнир.
32. Шахматный турнир.
33. Шахматный турнир.

материального преимущества
Ошибочные ходы в начале партии и их последствия
Анализ коротких партий
Способ ведения записи партии во время соревнований
Правила поведения шахматиста во время партии
Участие в шахматном турнире
Участие в шахматном турнире
Участие в шахматном турнире

Второй год обучения

Содержание раздела

Тематическое планирование

Характеристика видов
деятельности учащихся
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры
Из истории шахмат
Основные
содержательные Знают о вкладе чемпионов мира
линии
по
шахматам
в
развитие
Сведения о каждом из 16 шахматной культуры.
чемпионов мира по шахматам,
их вкладе в развитие шахмат,
знакомство
с
ведущими
чемпионами мира.
Базовые понятия шахматной
Основные
содержательные Знают
способы
защиты
в
игры
линии
шахматной партии, элементарные
Основы
шахматной
игры( шахматные комбинации, имеют
повторение материала первого представление
о
дебютных
года обучения: защита в ловушках и о том, как в них не
шахматах,
матование попадаться.
одинокого короля различными Умеют видеть нападение и
фигурами).
защищать свои фигуры от
Шахматная
комбинация: нападения партнера, матовать
выигрыш материала.
одинокого короля двумя ладьями,
Основы
дебюта:
развитие ферзем и ладьей, королем и
фигур, дебютные ловушки, ферзем, королем о ладьей, могут
коротки партии.
находить
элементарные
Основы эндшпиля: реализация шахматные комбинации: двойной
большого
материального удар, связку, ловлю фигуры, мат
преимущества.
на
последней
горизонтали,
сквозной удар, открытый и
двойной шахи, знают, как
правильно выводить фигуры в
начале партии и выигрывать
партию с большим материальным
преимуществом.
Соблюдают правила поведения за
шахматной доской.
Раздел 2. Практико- соревновательная деятельность
Конкурсы решения позиций
Основные содержательные
Расставляют
позицию
для
линии
решения упражнений, решают
Конкурс решения позиций на
шахматные упражнения.
тактические приемы «связка», Анализируют свои ответы и

Соревнования

Шахматный праздник

«двойной удар», «нападение»,
«защита», «сквозной удар»,
«ловля фигуры», «открытый
шах», «двойной шах», «мат по
последней горизонтали»
Основные содержательные
линии
Участие детей в шахматном
турнире «Первенство класса»
Основные содержательные
линии
Участие в школьном
шахматном празднике

ответы своих сверстников. С
помощью
тестового
задания
оценивают
собственное
выполнение.
Умеют играть партию от начала
до конца с записью и различным
контролем времени.
Осваивают
правила
игры.
Активно участвуют в играх и
эстафетах.
Общаются
и
взаимодействуют
со
сверстниками.
Проявляют
доброжелательность,
взаимопонимание,
смелость,
волю, решительность, активность
и инициативу при решении
вариативных задач, возникающих
в процессе игр. Регулируют
эмоции в процессе игровой
деятельности, умеют управлять
ими. Соблюдают правила техники
безопасности во время участие в
празднике.

Тематическое планирование второй год обучения ( 34 часа)
№

Тема урока

Содержание урока

1.

Из истории шахмат. Чемпионы
мира по шахматам и выдающиеся
шахматисты мира.

2.
3.

Шахматные фигуры (повторение).
Нападение в шахматной партии.
Шах и защита от него. Рокировка
(повторение).
Мат. Пат. Мат в один ход
(повторение). Мат одинокому
королю королем и ладьей.
Защита в шахматной партии: уход
из-под нападения, уничтожение
атакующей фигуры, защита
фигуры.
Защита в шахматной партии:
перекрытие, контрнападение.
Конкурс решения позиций: как бы
вы сыграли?
Тактический прием «двойной
удар».

Беседа о важности соблюдения правил техники
безопасности на занятиях по шахматам. Из истории
шахмат: знакомство с именами шахматистов – чемпионов
мира, ведущих шахматистов
Повторение материала первого года обучения
Повторение материала первого года обучения

4.

5.

6.
7.
8.

9.

Тактический прием «связка».

10. Конкурс решения позиций: как бы

Повторение материала первого года обучения
Знакомство с понятием «защита» в шахматной партии и
такими действиями против угроз партнёра, как уход из под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита
фигуры
Знакомство с двумя другими видами защиты в шахматной
партии – перекрытием, контрнападением
Отработка на практике тактических приёмов, пройденных
на уроках 5, 6
Знакомство с тактическим приёмом «двойной удар»,
способами нанесения двойного удара различными
фигурами
Знакомство с тактическим приёмом «связка», понятиями
«полная» и «неполная» связка, «давление» на связку
Отработка на практике тактических приёмов, пройденных

11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.

вы сыграли?
Тактический прием «ловля
фигуры».
Тактический прием «сквозной
удар».
Мат на последней горизонтали.
Конкурс решения позиций: как бы
вы сыграли?
Тактический прием «открытый
шах».
Тактический прием «двойной шах»
Шахматный турнир.
Шахматный турнир.
Шахматный турнир.
Шахматный турнир.
Основы игры в дебюте: дебютные
ловушки.

22. Основы игры в дебюте: атака на
короля.
23. Основы игры в дебюте: атака на
короля
24. Основы эндшпиля: реализация
большого материального
преимущества.
25. Основы эндшпиля: реализация
большого материального
преимущества.
26. Основы анализа шахматной
партии.
27. Основы анализа шахматной
партии.
28. Основы анализа шахматной
партии.
29. Конкурс решения позиций: как бы
вы сыграли?
30. Шахматный турнир.
31. Шахматный турнир.
32. Шахматный турнир.
33. Шахматный турнир.
34. Шахматный праздник.

на уроках 8, 9
Знакомство с новым тактическим приёмом «ловля
фигуры» и способами его применения
Знакомство с новым тактическим приёмом «сквозной
удар» и способами его применения
Слабость последней горизонтали, «форточка»
Отработка на практике тактических приёмов, пройденных
на уроках 11–13
Знакомство с новым тактическим приёмом «открытый
шах» и способами его практического применения
Знакомство с новым тактическим приёмом «двойной шах»
и способами его практического применения
Игровая практика
Игровая практика
Игровая практика
Игровая практика
Раскрытие основных принципов игры в дебюте,
знакомство с понятиями «дебют», «детский мат», «мат
Легаля»
Знакомство с таким методом игры в дебюте, как атака на
короля партнёра
Знакомство с таким методом игры в дебюте, как атака на
короля партнёра
Знакомство с понятием «реализация преимущества» и
такими способами реализации преимущества, как игра на
мат, размен одноимённых фигур для увеличения
материального перевеса
Знакомство с понятием «реализация преимущества» и
такими способами реализации преимущества, как игра на
мат, размен одноимённых фигур для увеличения
материального перевеса
Просмотр и анализ коротких
шахматных партий
Просмотр и анализ коротких шахматных партий
Просмотр и анализ коротких шахматных партий
Отработка на практике материала уроков 21–25
Игровая практика
Игровая практика
Игровая практика
Игровая практика
Решение заданий, игровая практика

Третий год обучения
Содержание раздела

Тематическое планирование

Характеристика видов
деятельности учащихся
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры
Из истории шахмат
Основные
содержательные Знают историю возникновения
линии
шахматных
соревнований,
История
возникновения правила поведения соревнований,
соревнований по шахматам, различные системы проведения

Базовые понятия шахматной
игры

системы
проведения
шахматных соревнований
Основные
содержательные
линии
Шахматная комбинация: задачи
на мат в два хода, тактические
приемы
«завлечение»,
«отвлечение»,
«уничтожение
защиты», «спертый мат».
Основы разыгрывания дебюта,
атака на короля в дебюте.
Основы пешечного эндшпиля:
проведение пешки в ферзи,
правило квадрата, отталкивание
плечом реализация лишней
пешки.

шахматных соревнований.

Основные содержательные
линии
Участие детей в шахматном
турнире «Первенство класса»
Основные содержательные
линии
Участие в школьном спортивно
– шахматном празднике

Умеют играть партию от начала
до конца с записью и различным
контролем времени.

Знают шахматные комбинации и
тактические
приемы
«завлечение»,
«отвлечение»,
«уничтожение защиты», основы
разыгрывания дебюта: развитие
фигуры, дебютные ловушки,
короткие партии.
Умеют решать позиции на мат в
два хода, находить тактические
приемы
«завлечение»,
«отвлечение»,
«уничтожение
защиты»,
«спертый
мат»,
атаковать рокировавшегося и
нерокировавшегося короля в
дебюте, проводить пешку в
ферзи.
Соблюдать
правила
поведения за шахматной доской.
Раздел 2. Практико- соревновательная деятельность
Конкурсы решения позиций
Основные содержательные
Расставляют
позицию
для
линии
решения упражнений, решают
Конкурсы решения позиций на шахматные упражнения.
дебютные ловушки, способы
Анализируют свои ответы и
атаки на короля, уничтожение
ответы своих сверстников.
защиты, тактические приемы
С помощью тестового задания
«завлечение», «отвлечение»,
оценивают
собственное
«спертый мат»
выполнение
Соревнования

Шахматный праздник

Тематическое планирование третий год обучения ( 34 часа)

Осваивают правила игры.
Активно участвуют в играх и
эстафетах.
Общаются и взаимодействуют со
сверстниками.
Проявляют доброжелательность,
взаимопонимание,
смелость,
волю, решительность, активность
и инициативу при решении
вариативных задач, возникающих
в процессе игр.
Регулируют эмоции в процессе
игровой деятельности, умеют
управлять ими.
Соблюдают правила техники
безопасности во время участия в
празднике.

№

Тема урока

Содержание урока

1.

Их истории возникновения
соревнований по шахматам.
Система проведения шахматных
соревнований.

2.

Матование одинокого короля
разными фигурами ( повторение)

3.

6.

Тактические комбинации и приемы
«связка», «сквозной удар»,
«двойной удар», «ловля фигуры»
(повторение)
Тактические комбинации и приемы
«двойной шах», «открытый шах»
Конкурс решения позиций: как бы
вы сыграли?
Тактический прием «завлечение»

Беседа о важности соблюдения правил техники
безопасности на занятиях по шахматам. Знакомство с
материалом об истории возникновения шахматных
соревнований, изучение различных систем проведения
шахматных соревнований
Повторение материала второго года обучения.
Разыгрывание позиций, решение позиций на мат в два
хода
Повторение материала второго года обучения

7.

Тактический прием «отвлечение»

8.

Тактический прием «уничтожение
защитой»

9.

Тактический прием «спертый мат»

4.
5.

10. Сочетание тактических приемов
11. Конкурс решения позиций: как бы
вы сыграли?
12. Борьба за инициативу
13. Основы дебюта: атака на
нерокировавшегося короля
14. Основы дебюта: атака на
рокировавшегося короля
15. Конкурс решения позиций: как бы
вы сыграли?
16. Шахматный турнир
17. Шахматный турнир
18. Шахматный турнир
19. Шахматный турнир
20. Основы анализа шахматной
партии: выбери ход и найди план
21. Основы пешечного эндшпиля:
проходная пешка, правило
квадрата
22. Основы пешечного эндшпиля:
крайняя пешка, «отталкивание
плечом»

Повторение материала второго года обучения
Отработка на практике материала уроков 2–4
Знакомство с новым тактическим приёмом «завлечение
фигур под тактический удар
Знакомство с новым тактическим приёмом «отвлечение
фигур от защиты»
Знакомство с новым тактическим приёмом «уничтожение
защиты», способом его применения в практической игре;
рассмотрение и анализ типичных позиций на данную тему
Знакомство с новым понятием «спёртый мат», разбор
классической партии на применение приёма «спёртый
мат»
Просмотр партий на тему «сочетания различных
тактических приёмов»
Отработка на практике материала уроков 6–9
Информирование учащихся о том, как начинать
атакующие действия в шахматной партии
Знакомство со способами атаки на короля, который не
успел сделать рокировку: вскрытие центральных линий,
быстрое развитие, мобилизация фигур
Знакомство со способами атаки на короля, который сделал
рокировку: жертва фигуры с целью вскрытия пешечного
прикрытия короля, уничтожение защиты
Отработка на практике материала уроков 12–14
Игровая практика
Игровая практика
Игровая практика
Игровая практика
Знакомство с основами анализа шахматной партии, разбор
партий чемпионов мира и ведущих шахматистов мира
Знакомство c элементарными пешечными окончаниями:
пешка против короля, пешка проходит в ферзи без
помощи своего короля, правило квадрата
Знакомство c элементарными пешечными окончаниями:
крайняя пешка, пешка проходит в ферзи при помощи
своего короля, отталкивание плечом

23. Основы пешечного эндшпиля:
оппозиции и ключевые слова
24. Основы пешечного эндшпиля:
король с пешкой против короля с
пешкой
25. Основы пешечного эндшпиля:
король против пешек, правило
блуждающего квадрата
26. Теоретические позиции пешечного
эндшпиля: ферзь против пешки
27. Конкурс решения позиций: как бы
вы сыграли?
28. Сыграй как чемпион. Партия В.
Крамник – Д. Садвакасов
29. Сыграй как чемпион мира. Партия
В. Ананд – М. Карлсен
30. Шахматный турнир
31. Шахматный турнир
32. Шахматный турнир
33. Шахматный турнир
34. Шахматный праздник

Повторение материала: игра пешки против короля, пешка
проходит в ферзи без помощи своего короля, пешка
проходит в ферзи при помощи своего короля; введение
новых понятий «оппозиция», «ключевые поля»
Введение и раскрытие новых понятий:
«взаимоблокируемые пешки», «позиция взаимного
цугцванга», «ключевые поля».
Знакомство с правилом блуждающего квадрата, раскрытие
особенностей разрозненных пешек, их сильных и слабых
сторон
Знакомство с теоретическими позициями пешечного
эндшпиля: король и две пешки против короля,
особенности проведения пешек в ферзи по вертикалям b и
g
Отработка на практике материала уроков 20–26
Анализ шахматных партий чемпионов мира, угадывание
ходов
Анализ шахматных партий чемпионов мира, угадывание
ходов
Игр Игровая практикаовая практика
Игровая практика
Игровая практика
Игровая практика
Решение заданий, игровая практика


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».