Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение –основная общеобразовательная школа
№8
(МКОУ- ООШ № 8)
Согласована
Зам.директора по УВР
02.07.2024
Утверждена приказом
директора МКОУ-ООШ №8
от 03.07.2024 №109
Рабочая программа учебного предмета «Домоводство» адаптированной
общеобразовательной программы для детей с умственной отсталостью
уровень образования: 6-7класс
Составитель:
Скворцова Л.Н. учитель СЗД
г. Тавда, 2024
2
Пояснительная записка 6-7 класс
Настоящая программа составлена на основании:
Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273ФЗ
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII
вида
Устава МКОУ-ООШ № 8;
Программы Министерства образования РФ для специальных (коррекционных)
общеобразовательных школ VIII вида: 5-9 кл, под ред. В.В.Воронковой.
Количество часов по учебному плану - 1 час в неделю
Количество часов в год по программе - 34 ч
Программа по предмету «Домоводство» рассчитана на один год усвоения и
действительна в течение срока действия ФГОС. Согласно учебному плану на изучение
предмета «Домоводство» в 6-7 классе предусматривается 1 часа в неделю (34 часа в
год).
Обучение ребенка с умственной отсталостью, с ТМНР ведению домашнего
хозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни.
Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия
ребенка в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в
соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими
хозяйственно – бытовыми навыками не только снижает зависимость ребёнка от
окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах.
Цель обучения – формирование самостоятельности детей в выполнении
хозяйственно-бытовой деятельности.
Основными задачами программы «Домоводство» являются:
1. Формировать знания и умения, способствующие социальной адаптации
обучающихся;
2. Развивать умения, необходимые для осуществления своей жизнедеятельности в
режиме самостоятельности;
3. Формировать бытовые навыки;
4. Повышать у обучающихся уровень познавательной активности и расширять
объем имеющихся знаний и представлений об окружающем мире;
5. Воспитывать у обучающихся позитивные качества характера: общительность,
трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, отзывчивость, настойчивость,
ответственность.
Программа предусматривает проведение традиционных, обобщающих уроков, с
применением такой формы работы, как фронтальная, групповая, индивидуальная.
3
Ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке является индивидуальная
работа.
При проведении уроков по предмету «Домоводство» предполагается
использование следующих методов: словесный (рассказ, объяснение, беседа),
наглядный (применение пособий, схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов,
технических средств), практический (упражнения, практические работы).
Общая характеристика учебного предмета
Благодаря урокам по предмету «Домоводство» реализуется возможность
посильного участия ребенка в работе по дому, воспитывается потребность устраивать
свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение
простейшими хозяйственно – бытовыми навыками не только снижает зависимость
ребёнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах. Занятия по
домоводству направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни
и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной
адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.
Беседа на уроках по домоводству является одним из основных методов обучения
и применяется в сочетании с различными практическими работами: зарисовками,
упражнениями и другими видами работ. В зависимости от задач занятия беседа может
иметь различное
назначение
и должна
сопровождаться
наглядностью.
Продолжительность беседы может быть различной, но она не должна являться
единственным методом обучения, используемым на занятии. При обучении по данной
программе так же следует применять следующие специфические методы:
моделирование реальных ситуаций с элементами игры – можно использовать на этапе
закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения;
экскурсии; широко использовать наглядные средства обучения, демонстрацию
учебных фильмов, особенно, если изучаемые объекты невозможно наблюдать
непосредственно. Полезно использовать возможность замедленного показа или
остановки кадра для более полного понимания детьми учебного материала. Так как
учащиеся со сложной структурой дефекта не могут воспринимать большое количество
информации, нужно выбирать фрагмент, который наиболее соответствует достижению
поставленной цели, и сосредоточить внимание на нём. Особое место в формировании
социально-бытовых навыков отводится использованию предыдущего опыта, то есть
умению переносить уже сформированные умения и навыки в новые ситуации.
Программа «Домоводство» предполагает следующие виды уроков:
комбинированный и урок отработки ЗУН учащихся. Независимо от вида урока,
основную часть составляет индивидуальная работа с каждым учеником.
Примерные планируемые результаты освоения программы
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, т
умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого
обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и
4
особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам
освоения образовательной программы представляют собой описание возможных
результатов образования данной категории обучающихся.
Ожидаемые личностные результаты:
1. Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к
определенному полу, осознание себя как «Я»;
2. Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной
деятельности;
3. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
4. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
5. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
6. Слушание и понимание инструкции педагога;
Возможные предметные результаты:
1. Овладение
умением
выполнять
доступные
бытовые
поручения
(обязанности), связанные с выполнением повседневных дел дома:
2. Знать (узнавать) места, где можно совершить различные покупки, виды
магазинов, совершать мелкие покупки совместно с родителями;
3. Различать (иметь представление) виды одежды, головных уборов и обуви по
назначению;
4. Выполнять элементарные способы ухода за одеждой и обувью (иметь
представление);
5. Уметь использовать в домашнем хозяйстве некоторые виды бытовой
техники, соблюдая правила безопасности;
6. Соблюдать санитарно-гигиенические требования к чистоте на кухне;
7. Знать (иметь представление) назначение посуды и предметов кухонного
инвентаря;
8. Уметь готовить простые блюда под контролем взрослых;
9. Различать, использовать средства для мытья посуды, иметь представление о
последовательности мытья посуды;
10. Осуществлять элементарные действия по уборке помещений и территории;
11. Соблюдать правила пользования лифтом, почтовым ящиком, домофоном,
кодовым замком, мусоропроводом.
Изучение предмета «Домоводство» в 6-7 классе направлено на формирование
следующих базовых учебных действий.
1. Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию
положительной мотивации пребывания в образовательной организации и
эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник,
специалист, ассистент и др.) и сверстниками:
Спокойное пребывание в новой среде;
Перемещение в новой среде без проявлений дискомфорта ;
Принятие контакта, инициированного взрослым;
Установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в
организации учебного процесса;
5
Ориентация в учебной среде (пространство, материалы, расписание) класса:
нахождение индивидуального шкафа для хранения личных вещей; нахождение своего
(рабочего) места за столом; нахождение своего набора индивидуальных заданий;
нахождение места хранения набора индивидуальных заданий; нахождение места для
отдыха; нахождение места, предназначенного для игровой деятельности; нахождение
места хранения игрушек.
2. Формирование учебного поведения:
Поддержание правильной позы ;
Направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание ;
Подражание простым движениям и действиям с предметами ;
Выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь, подними
и др.);
Использование по назначению учебных материалов ;
Выполнение простых действий с одним предметом (по подражанию) ;
Выполнение действий с предметами (по подражанию);
Выполнение соотнесения одинаковых предметов (по образцу) ;
Выполнение соотнесения одинаковых картинок (по образцу) ;
Выполнение простых действий по наглядным алгоритмам (расписаниям) (по
образцу);
Сидение за столом в течение определенного периода времени на групповом
занятии;
Выполнение движений и действий с предметами по подражанию и по образцу
на групповом занятии;
Выполнение речевых инструкций на групповом занятии;
Принятие помощи учителя на групповом занятии.
3. Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными
характеристиками:
Выполнение задания полностью (от начала до конца);
Переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с
расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
Примерные критерии оценки знаний, умений и навыков обучающихся
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной
образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2)
результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом
особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей
каждого обучающегося.
Показатели сформированности представлений:
представление отсутствует: ребёнок не узнаёт объект/предмет (использование
отсутствует);
представление сформировано частично: у ребёнка ограничено представление
об объекте/предмете (использование с постоянной подсказкой: прямой, косвенной);
представление сформировано ситуативно: ребёнок не всегда узнаёт
объект/предмет (использование с периодической подсказкой: прямой);
6
представление сформировано ситуативно: ребёнок не всегда узнаёт
объект/предмет (использование с периодической подсказкой: косвенной);
представление сформировано: ребёнок узнает объект/предмет (использование
с периодической подсказкой: вербальной);
представление
сформировано:
ребёнок
узнает
объект/предмет
(самостоятельное использование).
Показатели восприятия материала:
понимает без визуализации;
понимает без визуализации частично;
не понимает без визуализации;
понимает с наглядным подкреплением;
понимает с наглядным подкреплением частично;
не понимает.
Показатели самостоятельности:
действие выполняется взрослым (ребенок пассивен);
действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого;
действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого;
действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (по
изображению или вербально);
действие выполняется ребенком по подражанию или образцу;
действие выполняется ребенком самостоятельно.
Содержание учебного предмета
Программа по «Домоводству» включает следующие разделы: «Покупки»,
«Обращение с кухонным инвентарем», «Приготовление пищи», «Уход за вещами»,
«Уборка помещения».
Покупки.
Планирование покупок. Выбор места совершения покупок. Ориентация в
расположении отделов магазина, кассы и др. Нахождение нужного товара в магазине.
Складывание покупок в сумку. Соблюдение последовательности действий при расчете
на кассе: выкладывание товара на ленту, ожидание во время пробивания кассиром
товара, оплата товара, предъявление карты скидок кассиру, получение чека и сдачи,
складывание покупок в сумку. Раскладывание продуктов в места хранения.
Обращение с кухонным инвентарем.
Обращение с посудой. Различение предметов посуды для сервировки стола
(тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож), для приготовления пищи (кастрюля,
сковорода, чайник, половник, нож). Узнавание (различение) кухонных
принадлежностей (терка, венчик, овощечистка, разделочная доска, шумовка, дуршлаг,
половник, лопаточка, пресс для чеснока, открывалка и др.). Различение чистой и
грязной посуды. Очищение остатков пищи с посуды. Замачивание посуды.
Протирание посуды губкой. Чистка посуды. Ополаскивание посуды. Сушка посуды.
Обращение с бытовыми приборами. Различение бытовых приборов по назначению
(блендер, миксер, тостер, электрический чайник, комбайн, холодильник и др.). Знание
правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором.
7
Соблюдение последовательности действий при пользовании электробытовым
прибором.
Мытье бытовых приборов. Хранение посуды и бытовых приборов.
Накрывание на стол. Выбор посуды и столовых приборов. Раскладывание
столовых приборов и посуды при сервировке стола. Соблюдение последовательности
действий при сервировке стола: накрывание стола скатертью, расставление посуды,
раскладывание столовых приборов, раскладывание салфеток, расставление солонок и
ваз, расставление блюд.
Приготовление пищи.
Приготовление блюда. Подготовка к приготовлению блюда. Знание
(соблюдение) правил гигиены при приготовлении пищи. Выбор продуктов,
необходимых для приготовления блюда. Выбор инвентаря, необходимого для
приготовления блюда. Обработка продуктов. Мытье продуктов. Чистка овощей.
Резание ножом. Нарезание продуктов кубиками (кольцами, полукольцами). Натирание
продуктов на тёрке. Раскатывание теста. Перемешивание продуктов ложкой
(венчиком, миксером, блендером). Поддержание чистоты рабочего места в процессе
приготовления пищи.
Уход за вещами
Ручная стирка. Наполнение емкости водой. Выбор моющего средства.
Отмеривание необходимого количества моющего средства. Замачивание белья.
Застирывание белья. Полоскание белья. Выжимание белья. Вывешивание белья на
просушку. Соблюдение последовательности действий при ручной стирке: наполнение
емкости водой, выбор моющего средства, определение количества моющего средства,
замачивание белья, застирывание белья, полоскание белья, выжимание белья,
вывешивание белья на просушку.
Машинная стирка. Различение составных частей стиральной машины
(отделение для загрузки белья, контейнер для засыпания порошка, панель с кнопками
запуска машины и регуляторами температуры и продолжительности стирки).
Сортировка белья перед стиркой (например): белое и цветное белье,
хлопчатобумажная и шерстяная ткань, постельное и кухонное белье.
Глажение утюгом. Различение составных частей утюга (подошва утюга, шнур,
регулятор температуры, клавиша пульверизатора). Соблюдение последовательности
действий при глажении белья: установка гладильной доски, выставление
температурного режима, подключение утюга к сети, раскладывание белья на
гладильной доске, смачивание белья водой, движения руки с утюгом, складывание
белья. Складывание белья и одежды. Вывешивание одежды на «плечики». Чистка
одежды.
Уход за обувью. Соблюдение последовательности действий при мытье обуви:
намачивание и отжимание тряпки, протирание обуви влажной тряпкой, протирание
обуви сухой тряпкой.
Просушивание обуви. Соблюдение последовательности
действий при чистке обуви: открывание тюбика с кремом, нанесение крема на
ботинок, распределение крема по всей поверхности ботинка, натирание поверхности
ботинка, закрывание тюбика с кремом.
Уборка помещения.
Уборка мебели. Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора. Вытирание
поверхности мебели. Соблюдение последовательности действий при мытье
8
поверхностей мебели: наполнение таза водой, приготовление тряпок, добавление
моющего средства в воду, уборка предметов с поверхности, вытирание поверхности,
вытирание предметов интерьера, раскладывание предметов интерьера по местам,
выливание использованной воды.
Уборка пола. Сметание мусора на полу в определенное место. Заметание мусора
на совок. Соблюдение последовательности действий при подметании пола: сметание
мусора в определенное место, заметание мусора на совок, высыпание мусора в урну.
Различение основных частей пылесоса. Подготовка пылесоса к работе. Чистка
поверхности пылесосом. Соблюдение последовательности действий при уборке
пылесосом: подготовка пылесоса к работе, установка регулятора мощности,
включение (вставление вилки в розетку; нажатие кнопки), чистка поверхности,
выключение (поворот рычага; нажатие кнопки; вынимание вилки из розетки),
отсоединение съемных деталей пылесоса. Соблюдение последовательности действий
при мытье пола: наполнение емкости для мытья пола водой, добавление моющего
средства в воду, намачивание и отжимание тряпки, мытье пола, выливание
использованной воды, просушивание мокрых тряпок.
Мытье стекла (зеркала). Соблюдение последовательности действий при мытье
окна: наполнение емкости для мытья водой, добавление моющего средства в воду,
мытьё рамы, вытирание рамы, мытьё стекла, вытирание стекла, выливание
использованной воды.
Учебно-тематический план по учебному предмету «Домоводство»
для 6-7 классах
Раздел
Приготовление пищи
Уход за вещами
Уборка помещения
I
четверть
8
8
II
четверть
8
8
III
четверть
6
4
10
IV
четверть
8
8
За год
16
6
12
34
9
10
Тематическое планирование по учебному предмету «Домоводство» 6-7 класса
Количество часов, предусмотренных учебным планом – 34 часа в учебном году (1 час в неделю).
I четверть – 8 часов
II четверть – 8 часов
III четверть – 10 часов
IV четверть – 8 часов
I четверть – 9 часов
№
п/п
Тема урока
Кол-во
Основные виды учебной деятельности
часов
Дата
проведения
Приготовление пищи – 9 часов
1.
Пшенная каша
1
Рассказ по теме урока. Работа с иллюстративным материалом. Просмотр
презентации.
2.
Овсяная каша
1
Рассказ по теме урока. Работа с иллюстративным материалом. Просмотр
презентации.
3.
Гороховая каша
1
Рассказ по теме урока. Работа с иллюстративным материалом. Просмотр
презентации.
4.
Хлеб. Правила хранения
1
хлебобулочных изделий.
5.
Мясные продукты.
Рассказ по теме урока. Работа с иллюстративным материалом. Просмотр
презентации.
1
Рассказ по теме урока. Работа с иллюстративным материалом. Просмотр
презентации.
11
6.
Правила хранения мясных
1
продуктов.
7.
Кондитерские изделия.
Рассказ по теме урока. Работа с иллюстративным материалом. Просмотр
презентации.
1
Рассказ по теме урока. Работа с иллюстративным материалом. Просмотр
презентации.
8.
Молочные продукты
1
Рассказ по теме урока. Работа с иллюстративным материалом. Просмотр
презентации.
12
II четверть – 8 часов
№
Тема урока
п/п
Кол-во
Основные виды учебной деятельности
часов
Дата
проведения
Приготовление пищи – 7 часов
1.
Овощи и фрукты
1
Рассказ по теме урока. Работа с иллюстративным материалом. Просмотр
презентации.
2.
Салат на праздничный стол
1
Рассказ по теме урока. Работа с иллюстративным материалом. Просмотр
презентации.
3.
Бутерброд
1
Рассказ по теме урока. Работа с иллюстративным материалом. Просмотр
презентации.
4.
Завтрак, обед, ужин и
1
полдник
5.
Рыба. Способы
презентации.
1
приготовления.
6.
Приготовление желирующих
Рассказ по теме урока. Работа с иллюстративным материалом. Просмотр
Рассказ по теме урока. Работа с иллюстративным материалом. Просмотр
презентации.
1
блюд. Способ приготовления
Рассказ по теме урока. Работа с иллюстративным материалом. Просмотр
презентации.
дома.
7.
Компот.
1
Рассказ по теме урока. Работа с иллюстративным материалом. Просмотр
презентации.
8.
Суп.
1
Рассказ по теме урока. Работа с иллюстративным материалом. Просмотр
презентации.
13
III четверть – 10 часов
№
Тема урока
п/п
Кол-во
Основные виды учебной деятельности
часов
Дата
проведения
Уход за вещами – 6 часов
1.
Моющие средства, их виды:
1
порошки, мыло, пасты,
Рассказ по теме урока. Работа с иллюстративным материалом. Просмотр
презентации.
отбеливатели
2.
Техника безопасности при
1
использовании моющих
Рассказ по теме урока. Работа с иллюстративным материалом. Просмотр
презентации.
средств
3.
Стиральная машина, правила
1
обращения
4.
Подготовка вещей к стирке:
Рассказ по теме урока. Работа с иллюстративным материалом. Просмотр
презентации.
1
очистка от пыли, шерсти,
Рассказ по теме урока. Работа с иллюстративным материалом. Просмотр
презентации.
починка белья,
сортирование по типу ткани и
окраске
5.
Правила замачивания,
1
кипячения, отбеливания
6.
Прачечная
Рассказ по теме урока. Работа с иллюстративным материалом. Просмотр
презентации.
1
Рассказ по теме урока. Работа с иллюстративным материалом. Просмотр
презентации.
14
Уборка помещения - 4 часа
7.
Инвентарь для уборки
1
помещения
8.
Правила уборки
Рассказ по теме урока. Работа с иллюстративным материалом. Просмотр
презентации.
1
Рассказ по теме урока. Работа с иллюстративным материалом. Просмотр
презентации.
9.
Протирание тряпкой
1
электротехники.
10.
Какие средства нужны для
уборки пола
Рассказ по теме урока. Работа с иллюстративным материалом. Просмотр
презентации.
1
Рассказ по теме урока. Работа с иллюстративным материалом. Просмотр
презентации.
15
IV четверть – 8 часов
№
Тема урока
п/п
Кол-во
Основные виды учебной деятельности
часов
Дата
проведения
Уборка помещения - 8 часов
1.
Сезонные работы в доме, их
1
виды
2.
Подготовка дома (квартиры) к
презентации.
1
осенне-зимнему периоду
3.
Работы во дворе, в огороде,
Подготовка материалов для
1
Растения в доме, их
Рассказ по теме урока. Работа с иллюстративным материалом. Просмотр
презентации.
1
утепления окон
5.
Рассказ по теме урока. Работа с иллюстративным материалом. Просмотр
презентации.
на участке
4.
Рассказ по теме урока. Работа с иллюстративным материалом. Просмотр
Рассказ по теме урока. Работа с иллюстративным материалом. Просмотр
презентации.
1
назначение: оздоровление,
Рассказ по теме урока. Работа с иллюстративным материалом. Просмотр
презентации.
эстетика быта. Виды
комнатных растений
6.
Уход за декоративными
1
растениями: подкормка,
Рассказ по теме урока. Работа с иллюстративным материалом. Просмотр
презентации.
температурный, световой
режим
7.
Интерьер комнаты с
1
Рассказ по теме урока. Работа с иллюстративным материалом. Просмотр
16
растениями
8.
Огород на подоконнике
(балконе). Посадка лука,
презентации.
1
Рассказ по теме урока. Работа с иллюстративным материалом. Просмотр
презентации.
посев петрушки, укропа
17
Методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Для
реализации
программы
по
предмету
«Домоводство»
демонстрационный материал предмета включает:
слайды;
фото;
видеофильмы;
изображения (картинки, фото, пиктограммы) предметов посуды,
кухонной мебели, продуктов питания, уборочного инвентаря, бытовой
техники;
альбомы с демонстрационным материалом, составленным в
соответствии с изучаемыми темами учебной программы;
изображения алгоритмов рецептуры и приготовления блюд, стирки
белья, глажения белья и др.
кухонная мебель, кухонная посуда (кастрюли, сковороды, чайники,
тарелки, ложки, ножи, вилки, кружки и др.);
предметы для украшения интерьера (ваза, подсвечник, скатерть и др.);
стиральная машина, тазики, настенные и индивидуальные зеркала,
гладильная доска;
бытовая техника (чайник электрический, утюг, фен, пылесос,
микроволновая печь, холодильник, электроплита);
уборочный инвентарь (тряпки, лопаты, грабли, лейки и др)
Для реализации программы по предмету «Домоводство» используется
следующая учебно-методическая литература:
1. Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной
отсталостью [Текст] / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под. ред.
Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.: ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2015. – 160 с.
2. Программы
специальных
(коррекционных)
образовательных
учреждений VIII вида [Текст] / В.В. Воронкова; 8-е издание. – М.:
Просвещение, 2015. – 176 с.
Для реализации программы по предмету «Домоводство» предполагается
следующая литература для детей:
1. Галле А.Г., Кочетова Л.Л. «Тетрадь по обслуживающему труду» (для
учащихся коррекционных школ 8 вида) : Учеб. Пособие для учащихся.Москва: АРКТИ, 2009
Для реализации программы по предмету «Домоводство» необходимы
следующие материально-технические средства: принтер, ноутбук, колонки.
В процессе реализации программы по предмету «Домоводство» могут
быть использованы интернет – ресурсы:
1. http://bookash.pro/ - электронная библиотека
2. https://infourok.ru/ - ведущий общеобразовательный портал России
3. .http://www.flowersweb.info/index.php - Все о комнатных растениях
4. http://dommebel2.ru/planirovka-kuxni-2.html - планировка кухни
18
5. http://заказ-мебели.com/index.php?page=8101 - Как идеально
спланировать пространство кухни
6. http://supercook.ru/ - Великолепие Мировой кулинарии и множество
полезных сведений
7. http://edaplus.info/vitamins.html - Всё про витамины
8. http://edaplus.info/minerals.html - Всё про минералы
19