Согласована
на заседании педагогического совета
Протокол №1 от 09.01.2024г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ - ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 8
Утверждена
приказом директора МКОУ-ООШ №8
от 09.01.2024г. № 1
Подписано цифровой подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ - ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 8
Дата: 2024.05.08 10:46:28 +05'00'
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
(ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ)
МКОУ-ООШ №8
Тавда, 2024г.
1
Рабочая программа воспитания.
2.5.1. Пояснительная записка.
1) Программа воспитания основана на воплощении национального воспитательного идеала,
который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о
человеке.
2) Под воспитанием понимается деятельность, направленная на развитие личности, создание
условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества,
закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного
отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде.
3) Основу воспитания на всех уровнях, начиная с дошкольного, составляют традиционные
ценности российского общества. Традиционные ценности - это нравственные ориентиры,
формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие
в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны,
укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в
духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России .
4) Программа воспитания предусматривает приобщение детей к традиционным ценностям
российского общества - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм,
гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные
идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм,
милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память
и преемственность поколений, единство народов России.
5) Вся система ценностей российского народа находит отражение в содержании
воспитательной работы ДОО, в соответствии с возрастными особенностями детей.
6) Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания.
7) Ценности милосердие, жизнь, добро лежат в основе духовно-нравственного направления
воспитания
8) Ценности человек, семья, дружба, сотрудничество лежат в основе социального направления
воспитания.
9) Ценность познание лежит в основе познавательного направления воспитания.
10) Ценности жизнь и здоровье лежат в основе физического и оздоровительного направления
воспитания.
11) Ценность труд лежит в основе трудового направления воспитания.
12) Ценности культура и красота лежат в основе эстетического направления воспитания.
13) Целевые ориентиры воспитания следует рассматривать как возрастные характеристики
возможных достижений ребенка, которые коррелируют с портретом выпускника ДОО и с
традиционными ценностями российского общества.
14) С учетом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается ребенок, в
программе воспитания находит отражение взаимодействие всех субъектов воспитательных
отношений. Реализация Программы воспитания предполагает социальное партнерство ДОО с
другими учреждениями образования и культуры (музеи, театры, библиотеки, и другое), в том числе
системой дополнительного образования детей.
15) Структура Программы воспитания включает три раздела: целевой, содержательный и
организационный.
2.5.2. Целевой раздел Программы воспитания.
2
2.5.2.1. Цели и задачи воспитания.
Общая цель воспитания - личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальности и
создание условий для позитивной социализации детей на основе традиционных ценностей
российского общества, что предполагает:
1) формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях российского
народа, социально приемлемых нормах и правилах поведения;
2) формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и
социокультурному), другим людям, самому себе;
3) становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с традиционными
ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами.
Общие задачи воспитания:
1) содействовать развитию личности, основанному на принятых в обществе представлениях о
добре и зле, должном и недопустимом;
2) способствовать становлению нравственности, основанной на духовных отечественных
традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
3) создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребенка, его
готовности к творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию;
4) осуществлять поддержку позитивной социализации ребенка посредством проектирования и
принятия уклада, воспитывающей среды, создания воспитывающих общностей.
2.5.2.2. Направления воспитания.
Патриотическое направление воспитания.
1) Цель патриотического направления воспитания - содействовать формированию у ребенка
личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника Отечества и творца (созидателя),
ответственного за будущее своей страны.
2) Ценности - Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания.
Чувство патриотизма возникает у ребенка вследствие воспитания у него нравственных качеств,
интереса, чувства любви и уважения к своей стране - России, своему краю, малой родине, своему
народу и народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, ощущения
принадлежности к своему народу.
3) Патриотическое направление воспитания базируется на идее патриотизма как
нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа
жизни и ее уклада, народных и семейных традиций.
4) Работа по патриотическому воспитанию предполагает: формирование "патриотизма
наследника", испытывающего чувство гордости за наследие своих предков (предполагает
приобщение детей к истории, культуре и традициям нашего народа: отношение к труду, семье,
стране и вере); "патриотизма защитника", стремящегося сохранить это наследие (предполагает
развитие у детей готовности преодолевать трудности ради своей семьи, малой родины);
"патриотизма созидателя и творца", устремленного в будущее, уверенного в благополучии и
процветании своей Родины (предполагает конкретные каждодневные дела, направленные,
например, на поддержание чистоты и порядка, опрятности и аккуратности, а в дальнейшем - на
развитие всего своего населенного пункта, района, края, Отчизны в целом).
Духовно-нравственное направление воспитания.
1) Цель духовно-нравственного направления воспитания - формирование способности к
духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, индивидуально-ответственному
поведению.
2) Ценности - жизнь, милосердие, добро лежат в основе духовнонравственного направления
воспитания.
3) Духовно-нравственное воспитание направлено на развитие ценностносмысловой сферы
дошкольников на основе творческого взаимодействия в детско-взрослой общности, содержанием
которого является освоение социокультурного опыта в его культурно-историческом и личностном
аспектах.
Социальное направление воспитания.
3
1) Цель социального направления воспитания - формирование ценностного отношения детей к
семье, другому человеку, развитие дружелюбия, умения находить общий язык с другими людьми.
2) Ценности - семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе социального
направления воспитания.
3) В дошкольном детстве ребенок начинает осваивать все многообразие социальных
отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться правилам, нести
ответственность за свои поступки, действовать в интересах других людей. Формирование
ценностно-смыслового отношения ребенка к социальному окружению невозможно без грамотно
выстроенного воспитательного процесса, в котором проявляется личная социальная инициатива
ребенка в детско-взрослых и детских общностях.
4) Важной составляющей социального воспитания является освоение ребенком моральных
ценностей, формирование у него нравственных качеств и идеалов, способности жить в
соответствии с моральными принципами и нормами и воплощать их в своем поведении. Культура
поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство - уважение к человеку, к
законам человеческого общества. Конкретные представления о культуре поведения усваиваются
ребенком вместе с опытом поведения, с накоплением нравственных представлений, формированием
навыка культурного поведения.
Познавательное направление воспитания.
1) Цель познавательного направления воспитания - формирование ценности познания.
2) Ценность - познание лежит в основе познавательного направления воспитания.
3) В ДОО проблема воспитания у детей познавательной активности охватывает все стороны
воспитательного процесса и является непременным условием формирования умственных качеств
личности, самостоятельности и инициативности ребенка. Познавательное и духовно-нравственное
воспитание должны осуществляться в содержательном единстве, так как знания наук и незнание
добра ограничивает и деформирует личностное развитие ребенка.
4) Значимым является воспитание у ребенка стремления к истине, становление целостной
картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру,
людям, природе, деятельности человека.
Физическое и оздоровительное направление воспитания.
1) Цель физического и оздоровительного воспитания - формирование ценностного отношения
детей к здоровому образу жизни, овладение элементарными гигиеническими навыками и
правилами безопасности.
2) Ценности - жизнь и здоровье лежит в основе физического и оздоровительного направления
воспитания.
3) Физическое и оздоровительное направление воспитания основано на идее охраны и
укрепления здоровья детей, становления осознанного отношения к жизни как основоположной
ценности и здоровью как совокупности физического, духовного и социального благополучия
человека.
Трудовое направление воспитания.
1) Цель трудового воспитания - формирование ценностного отношения детей к труду,
трудолюбию и приобщение ребенка к труду.
2) Ценность - труд лежит в основе трудового направления воспитания.
3) Трудовое направление воспитания направлено на формирование и поддержку привычки к
трудовому усилию, к доступному напряжению физических, умственных и нравственных сил для
решения трудовой задачи; стремление приносить пользу людям. Повседневный труд постепенно
приводит детей к осознанию нравственной стороны труда. Самостоятельность в выполнении
трудовых поручений способствует формированию ответственности за свои действия.
Эстетическое направление воспитания.
1) Цель эстетического направления воспитания - способствовать становлению у ребенка
ценностного отношения к красоте.
2) Ценности - культура, красота, лежат в основе эстетического направления воспитания.
3) Эстетическое воспитание направлено на воспитание любви к прекрасному в окружающей
4
обстановке, в природе, в искусстве, в отношениях, развитие у детей желания и умения творить.
Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие эмоциональной сферы
личности влияет на становление нравственной и духовной составляющих внутреннего мира
ребенка. Искусство делает ребенка отзывчивее, добрее, обогащает его духовный мир, способствует
воспитанию воображения, чувств. Красивая и удобная обстановка, чистота помещения, опрятный
вид детей и взрослых содействуют воспитанию художественного вкуса.
2.5.2.3. Целевые ориентиры воспитания.
1) Деятельность воспитателя нацелена на перспективу становления личности и развития
ребенка. Поэтому планируемые результаты представлены в виде целевых ориентиров как
обобщенные "портреты" ребенка к концу раннего и дошкольного возрастов.
2) В соответствии с ФГОС ДО оценка результатов воспитательной работы не осуществляется,
так как целевые ориентиры основной образовательной программы дошкольного образования не
подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга),
и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
Целевые ориентиры воспитания детей раннего возраста (к трем годам).
Направление
воспитания
Ценности
Целевые ориентиры
Патриотическое
Родина, природа
Проявляющий привязанность к близким людям, бережное
отношение к живому
Духовно
нравственное
Жизнь, милосердие, Способный понять и принять, что такое "хорошо" и
добро
"плохо".
Проявляющий сочувствие, доброту.
Социальное
Человек, семья,
дружба,
сотрудничество
Испытывающий чувство удовольствия в случае одобрения и
чувство огорчения в случае неодобрения со стороны
взрослых.
Проявляющий интерес к другим детям и способный
бесконфликтно играть рядом с ними.
Проявляющий позицию "Я сам!". Способный к
самостоятельным (свободным) активным действиям в
общении.
Познавательное
Познание
Проявляющий интерес к окружающему миру.
Любознательный, активный в поведении и деятельности.
Физическое и
оздоровительное
Здоровье, жизнь
Понимающий ценность жизни и здоровья, владеющий
основными способами укрепления здоровья - физическая
культура, закаливание, утренняя гимнастика, личная
гигиена, безопасное поведение и другое; стремящийся к
сбережению и укреплению собственного здоровья и
здоровья окружающих.
Проявляющий интерес к физическим упражнениям и
подвижным играм, стремление к личной и командной
победе, нравственные и волевые качества.
Трудовое
Труд
Поддерживающий элементарный порядок в окружающей
обстановке.
Стремящийся помогать старшим в доступных трудовых
действиях. Стремящийся к результативности,
5
самостоятельности, ответственности в самообслуживании, в
быту, в игровой и других видах деятельности
(конструирование, лепка, художественный труд, детский
дизайн и другое).
Эстетическое
Культура и красота Проявляющий эмоциональную отзывчивость на красоту в
окружающем мире и искусстве. Способный к творческой
деятельности (изобразительной, декоративнооформительской, музыкальной, словесноречевой,
театрализованной и другое).
Целевые ориентиры воспитания детей на этапе завершения освоения программы.
Направления
воспитания
Ценности
Целевые ориентиры
Патриотическое
Родина, природа
Любящий свою малую родину и имеющий представление о
своей стране - России, испытывающий чувство
привязанности к родному дому, семье, близким людям.
Духовно
нравственное
Жизнь, милосердие, Различающий основные проявления добра и зла,
добро
принимающий и уважающий традиционные ценности,
ценности семьи и общества, правдивый, искренний,
способный к сочувствию и заботе, к нравственному
поступку.
Способный не оставаться равнодушным к чужому горю,
проявлять заботу; Самостоятельно различающий основные
отрицательные и положительные человеческие качества,
иногда прибегая к помощи взрослого в ситуациях
морального выбора.
Социальное
Человек, семья,
дружба,
сотрудничество
Проявляющий ответственность за свои действия и
поведение; принимающий и уважающий различия между
людьми.
Владеющий основами речевой культуры.
Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать и
слышать собеседника, способный взаимодействовать со
взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и
дел.
Познавательное
Познание
Любознательный, наблюдательный, испытывающий
потребность в самовыражении, в том числе творческом.
Проявляющий активность, самостоятельность, инициативу
в познавательной, игровой, коммуникативной и
продуктивных видах деятельности и в самообслуживании.
Обладающий первичной картиной мира на основе
традиционных ценностей.
Физическое и
оздоровительное
Здоровье, жизнь
Понимающий ценность жизни, владеющий основными
способами укрепления здоровья - занятия физической
культурой, закаливание, утренняя гимнастика, соблюдение
личной гигиены и безопасного поведения и другое;
6
стремящийся к сбережению и укреплению собственного
здоровья и здоровья окружающих.
Проявляющий интерес к физическим упражнениям и
подвижным играм, стремление к личной и командной
победе, нравственные и волевые качества.
Демонстрирующий потребность в двигательной
деятельности.
Имеющий представление о некоторых видах спорта и
активного отдыха.
Трудовое
Труд
Понимающий ценность труда в семье и в обществе на
основе уважения к людям труда, результатам их
деятельности.
Проявляющий трудолюбие при выполнении поручений и в
самостоятельной деятельности.
Эстетическое
Культура и красота Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту,
природе, поступках, искусстве.
Стремящийся к отображению прекрасного в продуктивных
видах деятельности.
2.6 Содержательный раздел Программы воспитания.
2.6.1 Уклад образовательной организации.
Уклад является договором субъектов воспитания, опирается на базовые национальные
ценности, учитывает традиции региона и МКОУ-ООШ №8 , задает культуру поведения
сообществ, описание предметно-пространственной среды, деятельности и социокультурный
контекст.
Ценности воспитания, заданные укладом, разделяются всеми субъектами воспитания
(воспитанниками, родителями, педагогами идругими сотрудниками МКОУ-ООШ №8 ).
Уклад определяет специфику и конкретные формы организации распорядка дневного,
недельного циклов жизни МКОУ-ООШ №8 .
Дневной уклад МКОУ-ООШ №8 (ДО)
Режимные
моменты
Формы организации
воспитательной
деятельности
Прием детей
Формирование
культуры общения
(приветствия)
Игры
(дидактические,
настольно-печатные,
сюжетно-ролевые,
подвижные,
конструктивные)
Вид деятельности
Самостоятельная и
совместная со
взрослым игровая
деятельность,
познавательноисследовательская,
конструктивная,
коммуникативная
деятельность
физическая
активность
7
Направленность
воспитательной работы
Содержательный модуль
Патриотическое Трудовое
Социальное Познавательное
Физическое и
оздоровительное Этикоэстетическое
Беседы с детьми
Экскурсии по
участку (теплое
время года).
Наблюдения
Гигиенические
процедуры
Совместная со
взрослым
образовательная
деятельность
Дежурство в уголке
природы, «по
столовой»
Формирование
культуры поведения
Утренний сбор
Формирование
культуры общения,
организации,
самоорганизации
Коммуникативная
деятельность
Поисковоисследовательская,
коммуникативная
деятельность
Самообслуживание
Элементарная
трудовая
деятельность
Элементарная
трудовая
деятельность
Завтрак
Формирование
культуры еды
Непрерывная
образовательная
деятельность
Занятия
Коллекционирование
Реализация проектов
Решение
ситуативных задач
Чтение
художественной и
познавательной
литературы
Дидактические и
сюжетнодидактические игры
Конструирование и др.
Самообслуживание
Познавательноисследовательская,
конструктивная,
изобразительная
(продуктивная),
музыкальная,
коммуникативная,
речевая,
восприятие
художественной
литературы и
фольклора, игровая,
двигательная
активность
8
Все направления
воспитания
Познавательное
воспитание
Физическое и
оздоровительное
воспитание
Познавательное воспитание
Трудовое воспитание
Социальное воспитание
Познавательное
воспитание
Физическое и
оздоровительное
воспитание
Этико-эстетическое
воспитание
Решение воспитательных задач в
соответствии с содержанием
воспитательной деятельности
Подготовка к
прогулке,
прогулка
Занятия
Коллекционирование
Реализация проектов
Решение
ситуативных задач
Чтение
художественной и
познавательной
литературы
Наблюдения и
экскурсии
Беседы
Элементарные опыты
Дидактические и
сюжетнодидактические игры
Конструирование
Труд в природе
Подготовка к
обеду. Обед
Сон
Постепенный
переход от сна к
бодрствованию
Формирование
культуры еды
Самостоятельная и
совместная со
взрослыми игровая
деятельность,
познавательноисследовательская,
коммуникативная,
конструктивная,
изобразительная
(продуктивная),
элементарная
трудовая
деятельность,
восприятие
художественной
литературы и
фольклора,
физическая
активность
Самообслуживание
Воспитание навыков здорового образа жизни
Гимнастика
Физическая
пробуждения
активность
Закаливающие
процедуры
Игра
Самостоятельная деятельность
Подготовка к
полднику, полдник
Непрерывная
образовательная
деятельность
Формирова
ние
культуры
еды
Мастерская,
коллекционирова
ние, беседы,
чтение
художественной
Воспитание
навыков здорового
образа жизни
Самостоятельная
игровая
деятельность
Игровая,
познавательноисследовательская,
коммуникативная,
конструктивная,
изобразительная
(продуктивная),
физическая
активность
Самообслуживание
Изобразительная
(продуктивная),
музыкальная,
игровая,
9
Патриотическое
Трудовое в Социальное
Познавательное
Физическое и
оздоровительное
Этико-эстетическое
Физическое воспитание
Этико-эстетическое
воспитание
Физическое и
оздоровительное
воспитание
Физическое и
оздоровительное
воспитание
Все виды воспитания
(ситуативное
реагирование)
Все виды воспитания в
зависимости от возникающих
образовательных
ситуаций (событий)
Физическое и
оздоровительное
воспитание
Этико-эстетическое
воспитание
Все виды воспитания в
зависимости от возникающих
образовательных
и
Вечерний сбор
(Рефлексивный круг)
Подготовка к
прогулке, прогулка
Уход детей домой
познавательной
литературы,
тематические
досуги,
реализация
проектов
Формирование
культуры
речевого общения
(обсуждения
итогов дня)
Коллекционирова
ние Реализация
проектов Решение
ситуативных
задач
Дидактические,
сюжетнодидактические,
подвижные,
сюжетно-ролевые
игры
Конструирование
Труд в природе
Формирование
культуры
общения
(прощания),
безопасного
поведения
Подготовка к ужину ,
Формирование
ужин в
культуры еды
круглосуточной группе
Самостоятельная деятельность
познавательноисследовательская
, конструктивная,
игровая
Самостоятельная и
совместная
со
взрослыми
игровая
деятельность,
познавательноисследовательская
, конструктивная,
коммуникативная,
элементарная
трудовая
деятельность,
восприятие
физическая
активность
Коммуникативная
Самообслуживани
е
Игровая,
познавательноисследовательская,
коммуникативная,
конструктивная,
изобразительная
(продуктивная),
физическая
активность
10
ситуаций (ситуативное
реагирование)
Патриотическое Трудовое в
Социальное Познавательное
Физическое и
оздоровительное
Этико-эстетическое
Этико-эстетическое
Физическое и
оздоровительное воспитание
Этико-эстетическое
воспитание
Все виды воспитания в
зависимости от возникающих
образовательных
ситуаций (событий)
Подготовка к о
Формирование культуры еды
второму ужину , ужин
в круглосуточной
группе
Недельный цикл жизнедеятельности воспитанников в совместной
детско- взрослой деятельности (гибкая модель воспитательной работы на неделю)
Формы организации
обр. процесса
Социальные
ситуации
(события)
совместно
детско-взрослой
деятельности
На любомзанятии
решаются
воспитательные
задачи)
Для каждого занятия
воспитательныезадачи
формируются
отдельно в
согласовании с
содержанием
образования
Образовательна Колич
я область,
е
направление
ство
Социальнокоммуникативн
ое
(Патриотическо
е воспитание:
- духовнонравственное (ДН);
- культурноисторическое
7
(КИ;
- гражданскоправовое
(ГП);
- военнопатриотическ
ое(ВП);
- спортивнопатриотическ
ое(СП)
Социальное
воспитание
Толерантность
(Т)
Трудовое
воспитание (ТВ)
Познавательн
3
оеразвитие
Экологическая
культура
Экотропа
(ЭК/ЭТ)
Речевое развитие
(развитие речи
(РР),подготовка к
5
обучению грамоте
(Г), восприятие
художественной
литературы и
фольклора (ХЛ)
11
Понедель
ник
Дни недели
Вторн Сред Четве
ик
а
рг
Пятница
ДН
КИ
ГП
ВП
СП
Т
ТВ
ЭК
ЭТ
ЭТ
РР
РР
Г
ХЛ
ХЛ
Художественн
оэстетическое
развитие
Этикоэстетическое
(ЭЭ)
Физическое
развитие
Физическое и
оздоровительное
(ФО)
Беседа, загадка, разговор
(патриотическое, познавательное,
экологическое, социальное, правовое
воспитание)
Мастерская (трудовое, эстетическое,
социальное воспитание)
Коллекционирование (все виды
воспитания в зависимости от
направленности коллекции)
Чтение художественной и
познавательной литературы (все виды
воспитания в зависимости от
содержания литературного
произведения)
Реализация проектов (все виды
воспитания в зависимости от
направленности проекта)
Экспериментирование и наблюдение
познавательное, экологическое,
трудовое, нравственное воспитание)
Игра (все виды воспитания в
зависимости от направленности игры)
Конкурсы, викторины, досуги, квесты
(все виды воспитания)
Решение ситуативных задач (все виды
воспитания)
Работа в книжном уголке (все виды
воспитания)
Социальные акции
2
ЭЭ
2
ФО
ЭЭ
ФО
5
+
2
2
+
+
+
+
+
+
+
+
5
+
+
+
+
+
1
+
2
+
5
+
+
2
+
+
+
+
2
+
5
+
1
+
+
+
+
+
+
+
+
Культура поведения воспитателя в общностях как значимая составляющая уклада
Культура поведения взрослых в детском саду направлена на создание воспитывающей среды как
условия решения возрастных задач воспитания. Общая психологическая атмосфера,
эмоциональный настрой группы, спокойная обстановка, отсутствие спешки, разумная
сбалансированность планов – это необходимые условия нормальной жизни и развития детей.
Воспитатель соблюдает кодекс нормы профессиональной этики и поведения:
педагог всегда выходит навстречу родителям и приветствует родителей и детейпервым;
улыбка – всегда обязательная часть приветствия;
12
педагог описывает события и ситуации, но не даёт им оценки;
педагог не обвиняет родителей и не возлагает на них ответственность заповедение детей
в детском саду;
тон общения ровный и дружелюбный, исключается повышение голоса;
уважительное отношение к личности воспитанника;
умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему;
умение видеть и слышать воспитанника, сопереживать ему;
уравновешенность и самообладание, выдержка в отношениях с детьми;
умение быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то же времяне
торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
умение сочетать мягкий эмоциональный и деловой тон в отношениях с детьми;
знание возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
соответствие внешнего вида статусу воспитателя детского сад.
2.6.2. Воспитывающая среда образовательной организации.
Воспитывающая среда представлена особой формой организации образовательного процесса,
реализующего цель и задачи воспитания в МКОУ-ООШ №8, определяется целью и задачами
воспитания, духовно-нравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками.
Основными характеристиками воспитывающей среды являются:
-насыщенность;
-структурированность.
Воспитывающая среда - это деятельность, общение, события, отношения, смыслы, ценности, это
совокупность предметно-пространственного, поведенческого, событийного и информационнокультурного окружения воспитанников.
Воспитательная работа – это педагогическая деятельность, направленная на организацию
воспитательной среды (пространства) и управление разными видами деятельности воспитанников
с целью создания условий для полноценного развития, саморазвития и самореализации личности
ребенка.
Принципы построение воспитывающей среды:
ценностное наполнение воспитательной деятельности;
вариативность и гибкость;
социальное партнерство и взаимодействие.
В ходе планирования воспитательной деятельности учитывается:
результаты предыдущей работы и выводы, полученные в процессе ееанализа;
воспитательные и организационно-педагогические задачи;
педагогические и методические рекомендации по работе с детьми иколлективом родителей;
передовой опыт города, МКОУ-ООШ №8;
воспитательный потенциал социального окружения МКОУ-ООШ №8;
возможности родителей и общественности;
традиционные праздники учебного года;
события и факты, связанные с жизнью страны, региона, города;
события, даты, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей;
традиции МКОУ-ООШ №8;
мероприятия, проводимые ближайшими культурными учреждениями.
Основными традициями воспитания в МКОУ-ООШ №8 являются следующие:
коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и
коллективный анализ их результатов;
в МКОУ-ООШ №8
создаются такие условия, при которых по мере взросления
воспитанника увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до
инициатора);
в проведении общих дел отсутствует соревновательность между группами, поощряется
конструктивное межгрупповое, меж возрастное взаимодействие воспитанником, а также их
13
социальная активность;
педагогические работники МКОУ-ООШ №8 ориентированы на формирование детских
коллективов, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
ключевой фигурой воспитания в МКОУ-ООШ №8 является воспитатель, реализующий
по отношению к воспитанникам защитную, поддерживающую, личностноразвивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
2.6.3.Общности (сообщества) МКОУ-ООШ №8
Профессиональная общность – это единство целей и задач воспитания, реализуемое всеми
сотрудниками МКОУ-ООШ №8. Сами участники общности разделяют те ценности, которые
заложены в основу программы воспитания. Основой эффективности такой общности является
рефлексия собственной профессиональной деятельности.
Воспитатель, а также другие сотрудники являются:
примером в формировании ценностных ориентиров, норм общения и поведения;
побуждают детей к общению друг с другом, поощряют даже самые незначительные стремления к
общению и взаимодействию;
поощряют детскую дружбу, стараются, чтобы дружба между отдельными детьми внутри группы
сверстников принимала общественную направленность;
заботятся о том, чтобы дети постоянно приобретали опыт общения на основе чувства
доброжелательности;
содействуют проявлению детьми заботы об окружающих, учат проявлять чуткость к сверстникам,
побуждают детей сопереживать, беспокоиться, проявлятьвнимание к заболевшему товарищу;
воспитывают в детях такие качества личности, которые помогают влиться в общество сверстников
(организованность, общительность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность и пр.);
учат детей совместной деятельности, насыщают их жизнь событиями, которые сплачивают и
объединяют ребят;
воспитывают в детях чувство ответственности перед группой за свое поведение.
Профессионально-родительская общность включает сотрудников МКОУ-ООШ №8 и всех
взрослых членов семей воспитанников, которых связывают не только общие ценности, цели
развития и воспитания детей, но и уважение друг к другу.
Основная задача – объединение усилий по воспитанию ребенка в семье и в МКОУ-ООШ №8.
Учитывается, то, что часто поведение ребенка сильно различается дома и в МКОУ-ООШ №8.
Поэтому обеспечиваются условия для совместного обсуждения воспитывающими взрослыми
особенностей каждого ребенка для выявления и создание адекватных условий, которые
необходимы для его оптимального и полноценного развитияи воспитания.
Объединение усилий в работе с детьми, нуждающимися в психолого- педагогической поддержке,
заключается в признании недостаточности воздействия только на ребенка, широкого включения
семьи в реализацию процесса воспитания. Таким образом, в рамках данного подхода понятия
«воспитательная работа с ребенком», и «воспитательная работа с семьей» не разделяются.
Детско-взрослая общность и её событийные характеристики.
Основой формирования общности является совместная деятельность и эмпатия, общие
переживания эмоций (положительных и отрицательных). Общность складывается непроизвольно,
через добровольное объединение людей, их эмоциональную открытость друг к другу.
Событийная общность может быть смоделирована педагогом, она включает в общий ход дела
детей и взрослых. Событийная общность может быть проявлена для участников общности как
жизненное событие, где произошло открытие, родилось новое знание, видение, понимание себя и
другого, появился новый опыт деятельности.
14
Детская общность.
Одним из видов детских общностей являются разновозрастные детские общности. В МКОУ-ООШ
№8 обеспечивается возможность взаимодействия ребенка как со старшими, так и с младшими
детьми. Включенность ребенка в отношения со старшими, помимо подражания и приобретения
нового, рождает опыт послушания, следования общим для всех правилам, нормам поведения и
традициям. Отношения с младшими – это возможность для ребенка стать авторитетом и образцом
для подражания, а также пространство для воспитания заботы и ответственности.
Разнообразие типов детских общностей в МКОУ-ООШ №8 с учетом их воспитательного
потенциала, преимущественного вида деятельности, осуществляемого в детской общности. На
этом основании можно будет выделить:
детские общности познавательной направленности;
детские общности игровой направленности;
детские общности, ориентированные преимущественно на проблемно-ценностноеобщение;
детские общности досугово-развлекательной направленности;
детские общности, ориентированные преимущественно на художественное творчество;
детские общности, ориентированные преимущественно на социальное творчество;
детские общности трудовой направленности;
детские общности спортивно-оздоровительной направленности;
детские общности туристско-краеведческой направленности;
детские общности с разнонаправленной деятельностью
15
.
2.6.4. Задачи воспитания в образовательных областях.
1) Для проектирования содержания воспитательной работы необходимо соотнести направления
воспитания и образовательные области.
2) Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного возраста
всех образовательных областей, обозначенных в ФГОС ДО:
Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие" соотносится с патриотическим,
духовно-нравственным, социальным и трудовым направлениями воспитания;
Образовательная область "Познавательное развитие" соотносится с познавательным и
патриотическим направлениями воспитания;
Образовательная область "Речевое развитие" соотносится с социальным и эстетическим
направлениями воспитания;
Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" соотносится с эстетическим
направлением воспитания;
Образовательная область "Физическое развитие" соотносится с физическим и оздоровительным
направлениями воспитания.
3) Решение задач воспитания в рамках образовательной области "Социальнокоммуникативное
развитие" направлено на приобщение детей к ценностям "Родина", "Природа", "Семья", "Человек",
"Жизнь", "Милосердие", "Добро", "Дружба", "Сотрудничество", "Труд". Это предполагает решение
задач нескольких направлений воспитания:
воспитание любви к своей семье, своему населенному пункту, родному краю, своей стране;
воспитание уважительного отношения к ровесникам, родителям (законным представителям),
соседям, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности;
воспитание ценностного отношения к культурному наследию своего народа, к нравственным и
культурным традициям России;
содействие становлению целостной картины мира, основанной на представлениях о добре и зле,
прекрасном и безобразном, правдивом и ложном;
воспитание социальных чувств и навыков: способности к сопереживанию, общительности,
дружелюбия, сотрудничества, умения соблюдать правила, активной личностной позиции.
создание условий для возникновения у ребенка нравственного, социально значимого поступка,
приобретения ребенком опыта милосердия и заботы;
поддержка трудового усилия, привычки к доступному дошкольнику напряжению физических,
умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи;
формирование способности бережно и уважительно относиться к результатам своего труда и труда
других людей.
4) Решение задач воспитания в рамках образовательной области "Познавательное развитие"
направлено на приобщение детей к ценностям "Человек", "Семья", "Познание", "Родина" и
"Природа", что предполагает:
воспитание отношения к знанию как ценности, понимание значения образования для человека,
общества, страны;
приобщение к отечественным традициям и праздникам, к истории и достижениям родной страны, к
культурному наследию народов России;
воспитание уважения к людям - представителям разных народов России независимо от их
этнической принадлежности;
воспитание уважительного отношения к государственным символам страны (флагу, гербу, гимну);
воспитание бережного и ответственного отношения к природе родного края, родной страны,
приобретение первого опыта действий по сохранению природы.
5) Решение задач воспитания в рамках образовательной области "Речевое развитие" направлено на
приобщение детей к ценностям "Культура", "Красота", что предполагает:
владение формами речевого этикета, отражающими принятые в обществе правила и нормы
культурного поведения;
16
воспитание отношения к родному языку как ценности, умения чувствовать красоту языка,
стремления говорить красиво (на правильном, богатом, образном языке).
6) Решение задач воспитания в рамках образовательной области "Художественно-эстетическое
развитие" направлено на приобщение детей к ценностям "Красота", "Культура", "Человек",
"Природа", что предполагает:
воспитание эстетических чувств (удивления, радости, восхищения, любви) к различным объектам и
явлениям окружающего мира (природного, бытового, социокультурного), к произведениям разных
видов, жанров и стилей искусства (в соответствии с возрастными особенностями);
приобщение к традициям и великому культурному наследию российского народа, шедеврам мировой
художественной культуры с целью раскрытия ценностей "Красота", "Природа", "Культура";
становление эстетического, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру для
гармонизации внешнего мира и внутреннего мира ребенка;
формирование целостной картины мира на основе интеграции интеллектуального и эмоциональнообразного способов его освоения детьми;
создание условий для выявления, развития и реализации творческого потенциала каждого ребенка с
учетом его индивидуальности, поддержка его готовности к творческой самореализации и
сотворчеству с другими людьми (детьми и взрослыми).
7) Решение задач воспитания в рамках образовательной области "Физическое развитие" направлено
на приобщение детей к ценностям "Жизнь", "Здоровье", что предполагает:
формирование у ребенка возрастосообразных представлений о жизни, здоровье и физической
культуре;
становление эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу жизни, интереса к
физическим упражнениям, подвижным играм, закаливанию организма, к овладению гигиеническим
нормам и правилами;
воспитание активности, самостоятельности, уверенности, нравственных и волевых качеств.
2.6.5. Формы совместной деятельности в образовательной организации
Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности дошкольника, обозначенных
во ФГОС ДО. В соответствии с принципами воспитания, дошкольного образования,
ориентированы на содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным
участником
(субъектом)
образовательных
отношений»,
и
моделью
образовательного процесса. В качестве средств реализации цели воспитания выступают
следующие основные деятельности и культурные практики:
- предметно-целевая деятельность - виды деятельности, организуемые взрослым, в которых он
открывает ребенку смысл и ценность человеческой деятельности, способы ее реализации
совместно с родителями, воспитателями, сверстниками;
-культурные практики - активная, самостоятельная апробация каждым ребенком
инструментального и ценностного содержаний, полученных от взрослого, и способов их еализации
в различных видах деятельности через личный опыт;
-свободная инициативная деятельность ребенка - его спонтанная самостоятельная активность,
в рамках которой он реализует свои базовые устремления: любознательность, общительность,
опыт деятельности на основе усвоенных ценностей.
2.6.6.Работа с родителями (законными представителями).
Задачи, решаемые в процессе организации взаимодействия педагогического коллектива с
родителями воспитанников в МКОУ-ООШ №8:
1. Приобщение родителей к участию в жизни детского сада.
2. Возрождение традиций семейного воспитания.
3. Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.
4. Повышение педагогической (воспитательной) культуры родителей.
Виды взаимоотношений МКОУ-ООШ №8 с семьями воспитанников:
Сотрудничество – это общение «на равных», где ни одной из сторон взаимодействия не
17
принадлежит привилегия указывать,контролировать, оценивать
Взаимодействие – способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на
основании социальной перцепции и спомощью общения
Принципы сотрудничества педагогов с семьями воспитанников:
понимание педагогами и родителями воспитанников функций и роли друг друга в воспитании
ребенка;
максимально полное, деликатное изучение опыта семьи в воспитании детей;
активная позиция всех участников образовательных отношений: педагог, семья, ребенок;
принцип целенаправленности – любое совместное воспитательное мероприятие: беседа, лекция,
выставка рисунков – направлено на достижение воспитательных целей, формирование ценностей в
детей;
принцип актуальности – тема «воспитательной» встречи не может быть взята «с потолка»,
только потому, что хорошо знакома и интересна педагогу. Это выявляется, в ходе проведения
различных форм опроса родителей;
принцип практической воспитательной направленности – любая информация, даваемая родителям
кроме теории должна содержать советы и рекомендации, т.е. готовые рецепты к использованию
(например, описание игр и упражнений по воспитанию и развитию);
принцип включенности родителей в процесс просвещения – этому способствует правильная
организация пространства, активный диалог с родителями, зрительные опоры, для более
поноценного восприятия (схемы, таблицы, лист ватмана с маркером для фиксации
высказываний родителей, выставка фотографий, рисунков и т. п.), а также активизация чувств)
воспоминаний родителей, которая помогает понять и почувствовать причины сегодняшнего
поведения детей;
принцип культуросообразности – культура внешнего вида, речи и поведения педагога; культура
помещения, где проходит встреча сродителями.
Виды и формы деятельности, которые используются в деятельности МКОУ-ООШ №8 в
построении сотрудничества педагогов и родителей (законных представителей) в процессе
воспитательной работы
Методы:
Методы формирования положительного опыта поведения (приучение, упражнение, поручение,
создание воспитывающих ситуаций).
Методы формирования общественного сознания (беседа, рассказ, диспут, пример).
Методы стимуляции деятельности (соревнование, поощрение).
Формы работы с родителями:
Ролевая игра
Мозговой штурм
Метод презентация
Метод «кейсов»
Тренинги
Метод тестовых ситуаций
Мастер-классы
Тематические и индивидуальные консультации по запросам.
Родительские собрания на темы патриотического, духовно-нравственного содержания и др.
Лекторий для родителей.
Открытые показы занятий с детьми на духовно-нравственные и исторические темы.
Проведение совместных с родителями мероприятий: экскурсий, праздников, конкурсов. ·
Совместное выполнение творческих заданийи проектов.
Наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки,
выставки детских работ, дидактических игр,литературы.
18
Чтобы взаимодействие с родителями в рамках сотрудничества было плодотворным, ежегодно
составляется социальный паспорт семей МКОУ-ООШ №8
Социальный паспорт содержит:
- данные о детях, воспитывающихся в полных и неполных семьях, в многодетных семьях,
- о детях, находящихся под опекой,
- о семьях, в которых воспитываются дети – инвалиды,
- о малообеспеченных семьях.
Через анкетирование родителей изучаются:
- проблемы в воспитании детей,
- запросы на оказание помощи,
- какие традиции соблюдают в семьях,
- как предпочитают проводить совместный семейный досуг.
В рамках сотрудничества с родителями немаловажное значение имеет такой показатель, какое
количество воспитывающихся в семьедетей – один, два, три и более.
Цифровые технологии формируют современную образовательную среду, дают новый потенциал
классическим методам и приемам,предоставляют педагогам новые инструменты.
Система электронного взаимодействия:
-Сайт МКОУ-ООШ №8;
-Группы ВК;
-Группа в соц. Сети.
2.6.7. События образовательной организации.
. Событие – это единица воспитания, это форма совместной деятельности ребенка и
взрослого, в которой активность взрослого приводит к приобретению ребенком собственного
опыта переживания той или иной ценности. Для того чтобы стать значимой, каждая ценность
воспитания должна быть понята, раскрыта и принята ребенком совместно с другими людьми в
значимой для него общности. Этот процесс происходит стихийно, но для того, чтобы вести
воспитательную работу, он должен быть направлен взрослым.
Подлинно воспитательное событие всегда есть спроектированная взрослым
образовательная ситуация. В каждом воспитательном событии педагог продумывает смысл
реальных и возможных действий детей и смысл своих действий в контексте задач воспитания.
Событием
является
не
только
организованное
мероприятие, но и спонтанно возникша
ситуация, и любой режимный момент, традиции утренней встречи детей, индивидуальная
беседа, общие дела, совместно реализуемые проекты и пр.
Планируемые и подготовленные педагогом воспитательные события проектируются в
соответствии с календарным планом воспитательной работы МКОУ-ООШ №8, группы, ситуацией
развития конкретного ребенка.
Проектирование событий в МКОУ-ООШ №8 осуществляется в следующих формах:
– разработка и реализация значимых событий в ведущих видах деятельности (детсковзрослый спектакль, построение эксперимента, совместное конструирование, спортивные игры и
др.);
– проектирование встреч, общения детей со старшими, младшими, ровесниками, с
взрослыми, с носителями воспитательно значимых культурных практик (искусство, литература,
прикладное творчество и т. д.), профессий, культурных традиций народов России;
– создание творческих детско-взрослых проектов (празднование Дня Победы с
приглашением ветеранов, «Театр в детском саду» – показ спектакля для детей из соседнего
детского сада и т. д.).
Проектирование событий позволяет построить целостный годовой цикл методической
работы на основе традиционных ценностей российского общества. Это помогает каждому
19
педагогу создать тематический творческий проект в своей группе и спроектировать работу с
группой в целом, с подгруппами детей, с каждым ребенком.Возможные формы
образовательного события: фестиваль, праздник, ярмарка, виртуальная экскурсия, игра и др.
Событием может стать:
- яркое событие в природе, социальной жизни общества или праздник;
- яркие события, специально смоделированные педагогом, путем внесения новых
необычных, интересных предметов;
- события, формирующие чувство гражданской принадлежности ребенка (День России, День
защитника Отечества, День Победы);
- явления нравственной жизни (День «спасибо», «День доброты», «День друзей»);
- явления окружающей природы («День воды», «День земли», «День птиц», «День
животных»);
- мир искусства и литературы («День поэзии», «День книги», «День театра»);
- традиционные праздничные события семьи, общества и государства («Новый год»,
«День 8 марта», «Праздник весны и труда»,
«День матери», «День пожилого человека);
- наиболее важные профессии («День дошкольного работника», «День врача», «День
строителя»);
2.6.8.Совместная деятельность в образовательных ситуациях.
Совместная деятельность в образовательных ситуациях является ведущей формой организации
совместной деятельности взрослого и ребенка по освоению ООП ДО, в рамках которой возможно
решение конкретных задач воспитания.
Воспитание в образовательной деятельности осуществляется в течение всего времени
пребывания ребенка в ДОО.
К основным видам организации совместной деятельности в образовательных ситуациях в
МКОУ-ООШ №8 можно отнести:
ситуативная беседа, рассказ, советы, вопросы;
социальное моделирование, воспитывающая (проблемная) ситуация, составление рассказов из
личного опыта;
чтение художественной литературы с последующим обсуждением и выводами, сочинение
рассказов, историй, сказок, заучивание и чтение стихов наизусть;
разучивание и исполнение песен, театрализация, драматизация, этюды- инсценировки;
рассматривание и обсуждение картин и книжных иллюстраций, просмотр видеороликов,
презентаций, мультфильмов;
организация выставок (книг, репродукций картин, тематических или авторских, детских
поделок и тому подобное),
экскурсии (в музей, в общеобразовательную организацию и тому подобное), посещение
спектаклей, выставок;
игровые методы (игровая роль, игровая ситуация, игровое действие и другие);
демонстрация собственной нравственной позиции педагогом, личный пример педагога,
приучение к вежливому общению, поощрение (одобрение, тактильный контакт, похвала,
поощряющий взгляд).
2.6.9. Организация предметно-пространственной среды.
Предметно-пространственная среда (далее – ППС) отражать федеральную, региональную
специфику, а также специфику МКОУ-ООШ №8 ивключать:
оформление помещений;
оборудование;
игрушки.
ППС отражает ценности, на которых строится программа воспитания, и
способствует их принятию и раскрытию ребенком. Среда включает знаки и
символы государства.
20
Среда является экологичной, природосообразной и безопасной.
Среда обеспечивает ребенку возможность общения, игры и совместной деятельности.
Отражает ценность семьи, людей разных поколений, радость общения с семьей.
Среда
обеспечивает
ребенку
возможность
познавательного
развития,
экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывает красоту знаний, необходимость
научного познания, формирует научную картину мира.
Среда обеспечивает ребенку возможность посильного труда, а также отражает ценности
труда в жизни человека и государства (портреты членов семей воспитанников, героев труда,
представителей профессий и пр.) Результаты труда ребенка могут быть отражены и сохранены в
среде.
Среда обеспечивает ребенку возможности для укрепления здоровья, раскрывает смысл
здорового образа жизни, физической культуры и спорта.Среда предоставляет ребенку
возможность погружения в культуру России, знакомства с особенностями региональной
культурной традиции. Вся среда дошкольной организации должна быть гармоничной и
эстетически привлекательной.
При выборе материалов и игрушек для ППС необходимо ориентироваться на продукцию
отечественных и территориальных производителей. Игрушки, материалы и оборудование должны
соответствовать возрастным задачам воспитания детей дошкольного возраста.
2.6.10. Социальное партнерство.
Программа воспитания реализуется в социальном партнерстве с другими организациями.
Взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими
партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей, а также использование
ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для
обогащения детского развития.
Социокультурные условия
Модель сотрудничества и социального партнерства в воспитании детей
Модель включает в себя несколько взаимодействий:
взаимодействие с другими образовательными организациями;
взаимодействие с учреждениями культуры;
взаимодействия с учреждениями дополнительного образования;
взаимодействие с местными органами управления, учредителем;
взаимодействия с учреждениями здравоохранения;
взаимодействия с учреждениями правовой защиты и безопасности;
Социальное партнерство в воспитании детей
Социальные партнеры
мероприятия
ОГИБДД УВД по Тавдинскому
- организация обучающих мероприятий для
городскому округу
детей младшего, среднего и старшего
дошкольного возраста с привлечением
сотрудников ОГИБДД и ОФПС.
- организация конкурсов и викторин для детей
старшего дошкольного возраста.
ССПТ 19 ОФПС г. Тавды
- организация конкурсов и викторин для детей
старшего дошкольного возраста для проверки
пожарной безопасности
- организация конкурсов детских рисунков
- организация просветительской работы с
родителями воспитанников.
21
МАОУ-ООШ №8 (школа)
-организация и проведение экскурсий,
праздников, викторин.
- совместные родительские собрания;
- семинары, посещение занятий (уроков)
педагогами;
КПЦ п. Моторный
- экскурсии
- театрализованные представления
- тематические беседы
ГБУЗ СО «Тавдинская ЦРБ»
- вакцинация
- прививочная кампания
- углубленный осмотр детей специалистами
МОУ дополнительного образования детей: ЦТР и - тематические занятия по ознакомлению с
ГО «Гармония», школа
природой - экскурсии - наблюдение за
искусств, детская музыкальная школа. Цель:
живыми объектами - подготовка детей к
обеспечение преемственности в вопросах
школе - тематические беседы - концерты социализации детей, их полноценного физического, дополнительное образование
художественноэстетического и личностного
развития
Городской музей леса
- выставки - тематические экскурсии и занятия
- праздники
Центр национальных культур
осуществляется отбор произведений уральских
композиторов, писателей, художников,
образцов фольклора, народных
игр, средств оздоровления.
Соревнования
ДЮСШ
3. Организационный раздел Программы воспитания.
3.1. Кадровое обеспечение.
Педагоги МКОУ-ООШ №8
ориентированы на выполнение трудовой функции:
воспитательная деятельность, в соответствии с Профстандартом «Педагог».
В штатное расписание
коллектива МАОУ-ООШ
№8, разрабатывающего,
реализующего программу
воспитания для детей
включены следующие
Функционал, связанный с организацией и реализацией
воспитательного
процесса
22
должности,
ориентированные на
профессиональные
компетенции в области
воспитания:Наименовани
е должности
(в соответствии со
штатнымрасписанием
МКОУ-ООШ №8)
Воспитатель - 5
Трудовые действия:
- регулирование поведения воспитанников для обеспечения
безопасной образовательнойсреды;
- реализация современных, в том числе интерактивных, форм и
методов воспитательной работы, используя их как в организованных
формах воспитания и обучения, так и в совместной, самостоятельной
деятельности детей;
- постановка воспитательных целей, способствующих развитию
воспитанников, независимо от их способностей и характера;
- определение и принятие четких правил поведения воспитанниками
в соответствии суставом МКОУ-ООШ №8 и правилами внутреннего
распорядка МКОУ-ООШ №8;
- проектирование и реализация воспитательной программы;
- реализация воспитательных возможностей различных видов
деятельности ребенка(игровой, трудовой, спортивной,
художественной и т.д.);
- проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоциональноценностную сферуребенка (культуру переживаний и ценностные
ориентации ребенка);
- помощь и поддержка в организации деятельности детских
сообществ, детско-взрослыхсообществ;
- создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни МКОУООШ №8;
- развитие
у
воспитанников
познавательной
активности,
самостоятельности,
инициативы,
творческих
способностей,
формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в
условиях современного мира, формирование у воспитанников
культуры здорового и безопасного образа жизни;
- формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся
поликультурной среде;
- использование конструктивных воспитательных усилий родителей
(законных представителей) воспитанников, помощь семье в решении
вопросов воспитания ребенка.
Необходимые умения:
- строить воспитательную деятельность с учетом культурных различи
- общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая
их;
- создавать в группах (кружке, секции и т.п.) разновозрастные
детско-взрослые общности воспитанников, их родителей (законных
представителей) и педагогических работников МКОУ-ООШ №8;
- управлять воспитанниками групп с целью вовлечения их в процесс
обучения ивоспитания, мотивируя их познавательную деятельность;
- анализировать реальное состояние дел в группе, поддерживать в
детском коллективеделовую, дружелюбную атмосферу;
23
- защищать достоинство и интересы воспитанников, помогать
детям, оказавшимся вконфликтной ситуации и/или неблагоприятных
условиях;
- находить ценностный аспект знания и информации обеспечивать
его понимание ипереживание воспитанниками;
- владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и
т.п.;
- сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими
специалистами врешении воспитательных задач.
Необходимые знания:
- основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере
образования и федеральный государственный образовательный
стандарт дошкольного образования;
- история, теория, закономерности и принципы построения и
функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и
место образования в жизни личностии общества;
- основы
психодидактики,
поликультурного
образования,
закономерностей поведения в социальных сетях;
- основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы
развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные
особенности траекторий жизни,приемы их диагностики;
- научное представление о результатах образования, путях их
достижения и способах оценки;
- основы методики воспитательной работы, основные принципы
деятельностного
подхода,
виды
и
приемы
современных
педагогических технологий;
- нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы,
регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами
территории МКОУ-ООШ №8 (экскурсий, походов и экспедиций);
24
- соблюдение правовых, нравственных и этических норм,
требований профессиональнойэтики.
Музыкальный руководитель - 1 Этико-эстетическое направление воспитания
Трудовые действия:
- регулирование поведения воспитанников для обеспечения
безопасной музыкально-образовательной среды;
- реализация современных, в том числе интерактивных, форм и
методов воспитательной работы, используя их как в
организованных формах музыкального воспитания и обучения,
так и в совместной, самостоятельной музыкальной деятельности
детей;
- постановка воспитательных целей, способствующих развитию
воспитанников, независимо от их музыкальных способностей и
характера;
- проектирование и реализация воспитательной программы в
направлении художественно-эстетического развития;
- реализация воспитательных возможностей различных видов
музыкальной деятельности ребенка (пение, слушание,
музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных
инструментах, музыкально-игровая деятельность, театрализация)
- проектирование
ситуаций
и
событий,
развивающих
эмоционально-ценностную
сферу
ребенка
(культуру
переживаний и ценностные ориентации ребенка) в музыкальной
деятельности;
- помощь и поддержка в организации деятельности детских
сообществ, детско-взрослыхмузыкальных сообществ;
- создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни
МКОУ-ООШ №8
в музыкально- театрализованной
направленности;
- развитие у воспитанников познавательной активности,
самостоятельности, инициативы, творческих способностей,
формирование гражданской позиции, формирование у
воспитанников музыкальной культуры;
- формирование толерантности и навыков поведения в
изменяющейся поликультурной среде;
- использование конструктивных воспитательных усилий
родителей (законных представителей) воспитанников, помощь
семье в решении вопросов музыкального воспитания ребенка.
Необходимые умения:
25
Инструктор по
физической культуре- 1.
- строить
воспитательную
деятельность
с
учетом
культурных
различий
детей,
половозрастных
и
индивидуальных особенностей развития детей в музыкальной
деятельности;
- общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и
принимая их;
- создавать в группах разновозрастные детско-взрослые
музыкально-театрализованные общности воспитанников, их
родителей (законных представителей) и педагогических
работников МКОУ-ООШ №8;
- управлять воспитанниками групп с целью вовлечения их в
процесс
музыкального
воспитания,
мотивируя
их
познавательную деятельность направлении музыкального
воспитания;
- анализировать реальное состояние дел в группе,
поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную
атмосферу;
- защищать достоинство и интересы воспитанников, помогать
детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или
неблагоприятных условиях;
- находить ценностный аспект знания и информации
обеспечивать его понимание и переживание воспитанниками
в музыкально-театрализованной деятельности;
- владеть методами организации виртуальных музыкальных
экскурсий, концертов имузыкальных гостиных и т.п.;
- сотрудничать с другими педагогическими работниками и
другими специалистами в решении воспитательных задач
музыкально-творческого развития детей.
Физическое и оздоровительное направления воспитания
Трудовые действия:
- регулирование поведения воспитанников для обеспечения
безопасной
образовательной среды
физического
и
оздоровительного направления воспитания детей;
- реализация современных, в том числе интерактивных, форм
и методов физического и оздоровительного направления
воспитания, используя их как в организованных формах
воспитания и обучения, так и в совместной, самостоятельной
деятельности детей;
- постановка воспитательных целей, способствующих
физическому и оздоровительному направлению воспитания,
независимо от их способностей и характера;
- определение и принятие четких правил поведения
воспитанниками в соответствии с уставом МКОУ-ООШ №8
и правилами внутреннего распорядка МКОУ-ООШ №8;
- проектирование
и
реализация
физического
и
оздоровительного направления воспитательной программы;
- реализация воспитательных возможностей различных
видов деятельности ребенка в
26
физическом и оздоровительном направлении воспитания
(игровой, двигательной, спортивной, здоровьесбережения и
т.д.);
- проектирование ситуаций и событий, развивающих
эмоционально-ценностную
сферу
ребенка
(культуру
переживаний и ценностные ориентации ребенка) в
физическом и оздоровительном направлении воспитания;
- помощь и поддержка в организации деятельности детских
сообществ, детско-взрослых сообществ в физическом и
оздоровительном направлении воспитания;
- создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций
жизни МКОУ-ООШ №8 по физическомуи оздоровительному
направлению воспитания;
- развитие у воспитанников познавательной активности,
самостоятельности, инициативы, творческих способностей в
условиях современного мира, формирование у воспитанников
культуры здорового и безопасного образа жизни;
- формирование толерантности и навыков поведения в
изменяющейся поликультурной среде физического и
оздоровительного направления;
- использование конструктивных воспитательных усилий
родителей (законных представителей) воспитанников,
помощь семье в решении вопросов физического и
оздоровительного направления воспитания ребенка.
Необходимые умения:
- строить
воспитательную
деятельность
с
учетом
культурных
различий
детей,
половозрастных
и
индивидуальных
особенностей
в
физическом
и
оздоровительном направлении воспитания;
- общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и
принимая их;
- создавать в группах разновозрастные детско-взрослые
общности
воспитанников,
их
родителей
(законных
представителей) и педагогических работников МКОУ-ООШ
№8;
- управлять воспитанниками групп с целью вовлечения их в
процесс физического и оздоровительного направления
воспитания, мотивируя их познавательную деятельность;
- анализировать реальное состояние дел в группе,
поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную
атмосферу;
- защищать достоинство и интересы воспитанников, помогать
детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или
неблагоприятных условиях;
- находить ценностный аспект знания и информации
обеспечивать его понимание и переживание воспитанниками;
27
Педагог-психолог – 1
(совместитель)
- владеть методами организации походов и соревнований,
эстафет и т.п.;
- сотрудничать с другими педагогическими работниками и
другими специалистами врешении воспитательных задач.
Трудовая
функция:
Психологическая
профилактика
(профессиональная
деятельность,
направленная
на
сохранение и укрепление психологического здоровья
обучающихся в процессе обучения и воспитания в
образовательных организациях)
Трудовые действия:
- выявление условий, неблагоприятно влияющих на развитие
личности воспитанников;
- разработка
психологических
рекомендаций
по
проектированию образовательной среды, комфортной и
безопасной для личностного развития воспитанников на
каждом
возрастном
этапе,
для
своевременного
предупреждения нарушений в развитии и становлении
личности, ее аффективной, интеллектуальной и волевой сфер;
- планирование и реализация совместно с педагогом
профилактических мероприятий,
- разъяснение
субъектам
образовательного
процесса
необходимости
применения
сберегающих
здоровье
технологий, оценка результатов их применения;
- разработка рекомендаций субъектам образовательного
процесса по вопросам психологической готовности и
адаптации к новым образовательным условиям (поступление
в МКОУ-ООШ №8, переход на новый уровень образования,
в новую образовательную организацию);
разработка
рекомендаций
для
педагогов
по
вопросам
социальной интеграции и социализации воспитанников.
Необходимые умения:
- планировать и организовывать работу по предупреждению
возможного неблагополучия в психическом и личностном
развитии воспитанников, в том числе социально уязвимых и
попавших в трудные жизненные ситуации;
- разрабатывать
психологические
рекомендации
по
соблюдению в МКОУ-ООШ №8
психологических
условий
обучения
и
воспитания, необходимых для нормального психического
развития воспитанников на каждом возрастном этапе;
вырабатывать рекомендации педагогам, родителям
(законным представителям), воспитателям и другим
работникам МКОУ-ООШ №8
по оказанию помощи
воспитанникам в адаптационный, предкризисный и
кризисный периоды;
- проводить
мероприятия
по
формированию
у
воспитанников навыков поведения в
28
виртуальной и поликультурной среде.
Трудовая функция: Психологическая коррекция поведения и
развития детей с ограниченными возможностями здоровья, а
также воспитанников, испытывающих трудности в освоении
основных общеобразовательных программ дошкольного
образования, развитии и социальной адаптации
Трудовые действия:
- разработка
и
реализация
планов
коррекционноразвивающих занятий для воспитанников, направленных на
развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы,
познавательных процессов, снятие тревожности, решение
проблем в сфере общения;
- организация и осуществление совместно со специалистами
(педагогами,
учителямилогопедами)
психологопедагогической коррекции отклонений в психическом
развитии воспитанников, нарушений социализации;
- формирование совместно с иными педагогическими
работниками для воспитанников с ОВЗ, а также для
воспитанников, находящихся в трудной жизненной ситуации,
образовательной среды, удовлетворяющей их интересам и
потребностям
Разработка программ
психологической
коррекции поведения и нарушений в развитии воспитанников
и сопровождение их реализации в МКОУ-ООШ №8;
- проведение
коррекционно-развивающих
занятий
с
обучающимися в соответствии с категорией детей с ОВЗ;
- разработка
и
проведение
профилактических,
диагностических, развивающих мероприятий в МКОУ-ООШ
№8;
- ведение профессиональной документации (планы работы,
протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты);
Необходимые умения:
- владеть
приемами
формирования
личности
как
сознательного субъекта поведения и социального действия;
- оценивать уровень и отклонения от нормального хода
психического развития воспитанников в МКОУ-ООШ №8;
- применять методы психологической коррекции психических
особенностей личности (в зависимости от возраста, пола,
особых образовательных потребностей, воспитанников с ОВЗ,
а также находящихся в трудной жизненной ситуации);
- реализовывать индивидуально-ориентированные меры по
снижению или устранению
29
Учитель-логопед – 1
Учитель – дефектолог -1
отклонений в психическом и личностном развитии
воспитанников.
Трудовая функция: Организация деятельности лиц
нарушениями речи по освоению образовательных программ
адаптированных
для
их
обучения,
воспитания
обеспечивающих коррекцию нарушений развития
социальную адаптацию, а также программ логопедическо
помощи
- определение типа образовательной программы и (или
варианта оказания логопедической помощи с учетом особы
образовательных
и
социальнокоммуникативны
потребностей, индивидуальных особенностей воспитаннико
с нарушениями речи;
- планирование логопедических групповых (подгрупповых)
индивидуальных занятий с учетом особых образовательных
социально-коммуникативных потребностей, индивидуальны
особенностей лиц с нарушениями речи;
- организация специальной образовательной среды дл
реализации
особых
образовательных
потребносте
воспитанников с нарушениями речи и развития компетенции
необходимой для жизни человека в обществе;
- организация основных видов деятельности воспитанников
нарушениями речи в процессе освоения ими образовательны
программ, программ логопедической помощи с учетом и
возраста, особенностей развития и психофизическог
состояния;
- организация деятельности воспитанников с нарушениям
речи по развитию компетенции, необходимой для жизн
человека в обществе, на основе планомерного введения
более
сложную
социальную
среду,
расширени
повседневного жизненного опыта, социальных контактов
другими людьми;
- обеспечение
формирования
детского
коллектив
активного сотрудничества воспитанников в разных вида
деятельности,
обогащения
их
социального
опыт
активизации взаимодействия со взрослыми и сверстниками, з
счет
постепенного
расширения
образовательног
пространства, ознакомления с социокультурной жизнью;
- осуществление систематического контроля и оценк
достижения лицами с нарушениями речи планируемы
результатов обучения и воспитания, коррекции нарушени
развития;
- корректировка организации, содержания и технологи
реализации программ образования и (или) оказани
логопедической помощи с учетом результатов текущего
периодического контроля результатов их освоени
мониторинга результатов ихреализации;
30
- определять объем, содержание, целевую направленность
условия реализации образовательной программы и (или
программы логопедической помощи с учетом особы
образовательных
и
социально-коммуникативны
потребностей, индивидуальных особенностей лиц
нарушениями речи;
- организовывать деятельность лиц с нарушениями речи п
реализации
образовательных программ
и
програм
логопедической помощи (в индивидуальной или группово
форме) в соответствии с их возрастом, особым
образовательными потребностями и индивидуальным
особенностями;
- применять современные образовательные и логопедически
технологии, включая информационные ресурсы;
- использовать логопедические технологии реализаци
коррекционно-развивающей
направленност
образовательного процесса с учетом особых образовательны
потребностей, индивидуальных особенностей различны
категорий детей с нарушениями речи.
3.2. Нормативно-методическое обеспечение реализации программы воспитания
Программа воспитания разработана в соответствии с нормами и положениями:
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования утвержденная
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. N 874
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г.,
регистрационный N 70809:
- Конституции Российской Федерации (ред. от 04.07.2020г.) ст. 67.1, п.4;
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17 октября 2013 г. N 1155 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 14 ноября 2013 г., регистрационный N 30384), с изменением, внесенным
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21 января 2019 г. N 31
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 февраля 2019 г.,
регистрационный N 53776)
3.3. Требования к условиям работы с особыми категориями детей.
В дошкольном возрасте воспитание, образование и развитие – это единый процесс.
Инклюзия (дословно – «включение») – это готовность образовательной системы
принять любого ребенка независимо от его индивидуальных особенностей
(психофизиологических,
социальных,
психологических,
этнокультурных,
национальных, религиозных и др.) и обеспечить ему оптимальную социальную
ситуацию развития. Инклюзия является ценностной основой уклада МКОУ-ООШ
№8 и основанием для проектирования воспитывающих сред, деятельностей и
событий.
На уровне уклада МКОУ-ООШ №8 инклюзивное образование – это идеальная
норма для воспитания, реализующая такие социокультурные ценности, как забота,
принятие, взаимоуважение, взаимопомощь, совместность, сопричастность, социальная
31
ответственность. Эти ценности должны разделяться всеми участниками
образовательных отношений в МКОУ-ООШ №8.
На уровне воспитывающих сред:
- предметно-пространственная среда строится как максимально доступная для
детей с ОВЗ;
- событийная среда ДОО обеспечивает возможность включения каждого ребенка
в различные формы жизни детского сообщества;
- рукотворная среда обеспечивает возможность демонстрации уникальности
достижений каждого ребенка.
На уровне общности:
формируются условия освоения социальных ролей, ответственности и
самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов сообщества,
приобретается опыт развития отношений между детьми, родителями, воспитателями.
Детская и детско-взрослая общность в инклюзивном образовании развивается на
принципах заботы, взаимоуважения и сотрудничества в совместной деятельности.
На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной деятельности в
разновозрастных группах, в малых группах детей, в детско-родительских группах
обеспечивает условия освоения доступных навыков, формирует опыт работы в
команде, развивает активность и ответственность каждого ребенка в социальной
ситуации его развития.
На уровне событий: проектирование педагогами ритмов жизни, праздников и общих
дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации развития каждого ребенка
обеспечивает возможность участия каждого в жизни и событиях группы, формирует
личностный опыт, развивает самооценку и уверенность ребенка в своих силах.
Событийная организация должна обеспечить переживание ребенком опыта
самостоятельности, счастья и свободы в коллективе детей и взрослых.Основными
условиями реализации Программы воспитания в дошкольных образовательных
организациях, реализующихинклюзивное образование, являются:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого,
раннегои дошкольного возраста), обогащение(амплификация) детского развития;
2) построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных
особенностейкаждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным
субъектом воспитания;
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценнымучастником (субъектом) образовательныхотношений;
4) формирование и поддержка инициативы детей в различных видах детской
деятельности;
5) активное привлечение ближайшего социального окружения к воспитанию
ребенка.
Задачами воспитания детей с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной
организацииявляются:
1) формирование общей культуры личности детей, развитие их
социальных, нравственных, эстетических,
2) формирование доброжелательного отношения к детям с ОВЗ и их
семьям со стороны всех участников образовательныхотношений;
3) обеспечение психолого-педагогической поддержки семье ребенка с
особенностямив развитии и содействие повышению уровня педагогической
компетентности родителей;
4) обеспечение эмоционально-положительного взаимодействия детей
с
окружающими в целях
их успешной адаптации иинтеграции в общество;
5) расширение у детей с различными нарушениями развития знаний и
32
представлений об окружающем мире;
6) взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей с
ОВЗ;
7) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в
том числе их эмоционального благополучия;
8) объединение обучения и воспитания в целостный
образовательный
процесс
на основе
духовнонравственных
и социокультурных ценностей и принятых в обществе
правил и нормповедения в интересах человека, семьи, общества.
33